Светлана Васильева
Моя тема самообразования
▼ Скачать + Заказать документы
«Ознакомление русскоязычных детей старшего дошкольного возраста с культурой народа саха в процессе обучения пению».
Актуальность: В современных условиях поликультурного, полиязыкового социума широко распространены явления обоснования приезжих людей в местах обитания коренных этносов. В якутском крае вот уже четвертый век мирно укоренились русские, а в последующие годы Якутия стала полиэтнической республикой. Таким образом, кроме признанных семи коренных и аборигенных этнических образований, край населяют представители многих этносов России. В данных условиях, благодаря природной толерантности местного населения, благополучной межкультурной коммуникации, способствующих адаптации приезжих к местным суровым природно-климатическим и специфическим социально-экономическим условиям, их успешной инкультурации в местную лингвокультурную среду, происходит процесс регионализации – укоренения приезжих.
Публикация «Моя тема самообразования» размещена в разделах
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить педагогические условия ознакомления русскоязычных детей старшего дошкольного возраста с культурой народа саха в процессе обучения пению.
Задачи исследования:
- проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
- определить критерии и уровни развития певческих навыков детей старшего дошкольного возраста;
- разработать систему занятий по ознакомлению с культурой народа саха для русскоязычных детей старшего дошкольного возраста;
- разработать методические рекомендации по результатам исследования и апробировать их на уровне городских МБДОУ.
Распространенный в данное время опыт приобщения русскоязычных детей дошкольного возраста к народно-песенной культуре рассматривается в культурологическом и педагогическом аспекте и раскрывается с точки зрения процессов инкультурации личности, регионализации и межкультурной коммуникации приезжих в местных социокультурных условиях.
В данной работе использованы методы теоретического анализа научной литературы, логического анализа, наблюдения, сопоставления и сравнения, анализа социокультурной ситуации, междисциплинарный подход.
Ознакомление детей с культурой народа саха лучше начинать с дошкольного возраста. Именно этот возраст является самым благоприятным периодом для формирования интереса к культуре другого народа. Приобщение детей с культурой другого народа эффективно влияет на музыкальной деятельности, где изучают песни разных народов.
В начале изучения темы проведена подробная диагностика развития песенных навыков детей, музыкально – слуховых представлений, способностей детей в игре на якутских музыкальных инструментах. Полученные в ходе диагностики уровней развития у детей старшего дошкольного возраста, мы определили, что дети имеют мало представлений о культуре народа саха, о якутской музыкальной культуре, часть детей отказываются выполнять задания в силу того, что у них недостаточно сформирован интерес к ознакомлению с культурой других народов. У большинства детей недостаточно сформированы способности применять полученные умения и навыки, гибкости мышления, способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний. В обучении русскоязычных детей старшего дошкольного возраста необходимо применять разнообразные методы и приемы по ознакомлению культуры народа саха, формировать у детей интерес к истории культуры посредством якутских игр. По ознакомлению детей с разными стилями жанра фольклора, мы использовали разнообразные методы работы, способствующие развитию и обогащению знаний каждого ребенка. Нами был организован вокальный кружок «Отончооннор», в котором занимаются 8 воспитанников старшего дошкольного возраста.
Формы организации вокального кружка (второй год обучения).
Количество занятий в неделю – 2, в месяц – 8.
Продолжительность занятия 20 минут.
Форма занятий – групповые.
Методы и приемы: наглядный (наглядно – слуховой, наглядно- зрительный, словесный, практический.
Основная цель данной работы: формирование эмоционально-положительного отношения детей к сверстникам другой национальности, коммуникативных компетенций и интереса к иной культуре, конечной регионализации в местных социокультурных и природно-ландшафтных условиях. Разработан перспективный план по ознакомлению детей о культуре народа саха в процессе изучения якутских народных песен, выявили, что русскоязычные дети старшего дошкольного возраста легко осваивают знания о культуре народа саха, эмоционально, выразительно, с любовью и желанием исполняют якутские народные песни, с большим интересом знакомятся с традициями, обычаями.
Итоги работы позволили нам сделать следующие выводы:
1. В результате проведенной работы почти у всех детей старшего дошкольного возраста качественно улучшился уровень знания и представления о якутской культуре и певческих навыков.
2. Большинство детей старшего дошкольного возраста воспринимают якутскую культуру, якутские песни, эмоционально откликаются на выраженные в ней чувства и настроения, научились выражать свои мысли.
3. Дети стали активными участниками различных конкурсов творчества и имеют немалые достижения.
Интегрированные занятия в значительной степени повышают активность детей, т. к. обеспечивается свобода действий, выбора средств реализации поставленной педагогом задачи. Такие занятия раскрепощают самых застенчивых детей. Все дети чувствуют себя в равной мере причастными ко всему, что происходит на занятии, радуются, когда видят общий коллективный результат труда.