Анна Лыженкова
Познавательно-творческий проект «Моя семья» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-творческий проект для старших дошкольников "Моя семья"
Автор проекта - воспитатель Лыженкова А. М.
Актуальность: В современном образовании остро стоит вопрос воспитания и социализации детей. Исследователи показали, что особую роль здесь играет семья. Именно в семье закладываются навыки общения, нормы взаимоотношений, развивается личность ребёнка.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Сроки реализации проекта: долгосрочный (декабрь – март)
Публикация «Познавательно-творческий проект „Моя семья“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Участники проекта: дети старшей группы, родители, педагоги.
Подготовка к реализации проекта
С целью изучения семей своих воспитанников, выяснения образовательных потребностей родителей, установления тесного контакта между детским садом и семьёй, а также для согласования воспитательной работы с детьми, появилась идея создания проекта «Моя семья». Проведя предварительные беседы с детьми, выяснила, что не все дети знают о своей семье: кем работают их родители, бабушки и дедушки, имя отчество ближайших родственников, родословную своей семьи, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Чтобы исправить такое положение, мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности и ответственности к семье и дому.
Проблема: дети не имеют достаточных знаний о своей семье.
Цель проекта: Расширять представления детей о своей семье через организацию разных видов деятельности, создать условия для повышения активности участия родителей в жизни группы.
Задачи:
• Воспитывать у детей любовь и уважение к близким людям, показать ценность семьи для каждого человека.
• Воспитывать стремление радовать близких своими хорошими поступками, желание помогать им, проявлять заботу о родных людях.
• Формировать у детей представление о семье, о нравственных отношениях к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении.
• Развивать познавательные и творческие способности в процессе совместной деятельности взрослых и детей.
• Обогащать детско-родительские отношения опытом эмоционального диалогического общения.
• Развивать любознательность, наблюдательность, стимулировать интерес к самопознанию.
Формы реализации проекта:
• анкетирование родителей,
• беседы с детьми,
• игры (сюжетно-ролевые, строительные, дидактические, театрализованные, народные,
• создание семейных альбомов совместно с родителями,
• выставки поделок, рисунков,
• родительское собрание,
• совместный досуг,
• презентация проекта.
Материалы и оборудование:
• литературный материал (стихи, рассказы, пословицы и поговорки о семье);
• игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
• настольно-печатные и дидактические игры,
• маски, элементы костюмов для драматизации;
• аудиозаписи детских песен о семье и близких людях.
Ожидаемые результаты: Воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам, понимание значимости семьи в их жизни, знание детьми информации о своей семье и её членах, истории своей семьи, семейных традиций и праздников, повышение педагогической культуры родителей, установление с ними доверительных и партнёрских отношений.
Этапы реализации проекта
1 этап - Постановка проблемы и введение в игровую ситуацию:
Предложить детям рассмотреть картину с изображением семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, дети). Спросить, кого они видят на этой картине, как можно назвать всех одним словом. Выяснить из скольких человек состоит семья каждого ребёнка, знают ли дети своих близких родственников, попросить назвать членов своей семьи. Спросить, как нужно относиться к членам своей семьи.
Внести новые игрушки (Степашка и Хрюша, которые будут присутствовать в группе на протяжении всего проекта:
- Они очень добрые и хотят поближе познакомиться с детьми, узнать побольше об их семьях. Мы будем вместе играть, читать, заниматься. Ещё нам будут помогать ваши родители. Вместе с ними вы будете рисовать, делать поделки, изготовите семейные альбомы. Все вместе мы проведём вечер с чаепитием.
Создать развивающую среду для реализации проекта.
Проинформировать родителей об идее и плане реализации проекта. Донести до участников проекта важность и нужность данной темы.
2 этап - Ход реализации проекта (решение поставленных задач с учетом принципа интеграции образовательных областей)
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Больница», «Магазин», «Детский сад».
Цель: Развивать у детей самостоятельность в игре, учить подражать взрослым: маме, папе, бабушке, дедушке, воспитателям. Используя метод косвенного руководства игрой, учить детей обыгрывать различные ситуации. Продолжать учить детей объединяться в игровые группы, подбирать предметы и атрибуты для игры, использовать полученные знания о семье. Учить детей усложнять игру путём расширения содержания ролей действующих лиц. Воспитывать чуткое и внимательное отношение к товарищам.
Настольно-печатные игры: «Семья», «Кем быть», «Кому, что нужно для работы».
Цель: Расширять кругозор детей, знания о семье, о профессиях. Обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, профессий, развивать связную речь детей.
Познавательное развитие
Дидактические игры: «Что кому», «Кто старше?», «Кто младше?», «Отгадай, кто пришёл», «Исправь ошибку», «Назови всю семью», «Назови ласково».
Цель: Расширять знания детей о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях, развивать речь, память, внимание.
Строительные игры: «Мебель для дома», «Дом для кукол», «Моя комната».
Цель: Развивать творчество, самостоятельность, инициативу, эстетический вкус, восприятие формы, глазомер. Совершенствовать конструкторский опыт, умение рассуждать, находить собственные решения. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, желание помогать друг другу.
Речевое развитие
Беседы: «Выходной день в моей семье», «Как я помогаю дома», «Наша дружная семья», «У нас гости», «Имя, отчество и фамилия», «Кем работают мои родители», «Моё имя», «Права и обязанности в семье», «Самая хорошая», «Папа может всё, что угодно», «Что такое родословное древо?», «Что радует и что огорчает пожилых людей».
Цель: Формировать у детей понятие «семья». Дать детям доступные сведения о родословном древе, месте бабушек и дедушек в нём.
Учить внимательно слушать, отвечать на вопросы, развивать связную речь и память, обогащать и активировать словарный запас детей. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи, проявлять заботу о родных людях, желание помогать по дому.
Чтение и заучивание наизусть стихов, чтение сказок, рассказов о семье: Е. Благинина «Посидим в тишине», Г. Виеру «Мамин день», Я. Аким «Мама», пальчиковая гимнастика «Моя семья», Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек», В. Осеева «Волшебное слово», «Сыновья», сказки «Гуси-лебеди», «Кукушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Красная шапочка».
Чтение пословиц и поговорок о семье, загадки о членах семьи.
Драматизация сказок: «Репка», «Красная шапочка».
Художественно-эстетическое развитие
Рисование, аппликация: «Платье для мамы», «Обои в новую квартиру», «Моя семья», аппликация «Салфетка для праздничного стола».
Цель: Развивать творческие способности детей, учить доводить начатое дело до конца, воспитывать аккуратность, желание доставить радость другому.
Выставка совместных работ детей и взрослых «Наша ёлочка».
Цель: Развивать творческие способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности.
Изготовление подарков к Новому году, 23 февраля, 8 марта.
Слушание и разучивание песен о семье и близких людях.
Цель: Учить слушать музыку, понимать смысл песен, воспитывать желание порадовать близких.
Учить умело входить в роли героев сказок, развивать выразительность речи, артистические способности, дикцию. Воспитывать дружелюбие по отношению друг к другу.
Физическое развитие
Физкультурный досуг «Папа, мама, я – дружная семья».
Цель: Создать праздничное спортивное настроение у детей и родителей.
Создать условия для общения детей с родителями, объединить их общим делом. Осуществлять тесную связь между детским садом и семьёй.
Сотрудничество с семьёй
Анкетирование:
Цель: Выявить характер взаимоотношений «Взрослый – ребёнок» в семье. Изучить опыт семейного воспитания.
Консультация на тему «Семейное чтение».
Родительское собрание «Игра с ребёнком в жизни вашей семьи».
Цель: Актуализировать знания родителей о значении игры в развитии ребёнка, заинтересовать проблемой приобщения ребёнка к игре в условиях семьи. Обмен опытом семейного воспитания и организации досуга в семье. Повышение педагогической культуры родителей.
Изготовление семейных альбомов.
Цель: Привлечь внимание к семье, показать её ценность и значимость в жизни каждого человека, вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми.
Выставка совместных работ детей и взрослых «Наша ёлочка»
Создание сборника пословиц и поговорок совместно с родителями.
3 этап
Итоговое мероприятие
Детско-родительский досуг «Вся семья вместе, так и душа на месте».
Цель: Создать праздничное, радостное настроение. Осуществлять обмен опытом семейного воспитания. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности. Развивать коммуникативные навыки. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.
В заключение необходимо провести анализ проделанной работы, т. е. рефлексию. Проанализировать, насколько удалось выполнить поставленные задачи и добиться ожидаемого результата.
Отчет о реализации проекта заслушивается на заседании Педагогического совета или на групповом родительском собрании.