Наталья Пищаева
Формирование творческих способностей, изобразительных умений детей в аппликации
▼ Скачать + Заказать документы
Моя педагогическая находка
Тема: «Формирование творческих способностей, изобразительных умений детей в аппликации
Подготовила воспитатель
Пищаева Н. В.
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания и формирование творческих способностей.
Публикация «Формирование творческих способностей, изобразительных умений детей в аппликации» размещена в разделах
- Аппликации. Методические разработки
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.
Аппликация (в переводе с лат. - накладывание) - метод создания художественных изображений из разных фигур, форм, вырезанных из материала и наклеенных либо нашитых на соответствующий фон. В аппликации используются самые разные материалы: сукно, береста, войлок, кожа, бумага, соломка, ткань
Значение обучения аппликации :
- развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса;
- развитие художественно - графических умений и навыков;
- развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;
- развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;
- становление некоторых организационных навыков художественного творчества;
- получение сведений об отечественной и мировой художественной культуре;
- воспитание зрительской культуры;
- возможное раскрытие начал профессиональной художественно - изобразительной деятельности.
С детьми я занимаюсь аппликацией со средней группы. В процессе этих занятий развиваются творческие способности, ориентировка в пространстве и мелкая моторика рук.
Аппликацию использую на занятиях по математике, - вырезаем счетный материал из полосок квадраты, из квадратов – кружочки.
На занятиях по развитию речи рисуем картинки, вырезаем и раскладываем последовательный план рассказа.
Для снятия психоэмоционального напряжения. В процессе выбора картинок, вырезания, наклеивания вся негативная энергия сублимируется и нормализуется, а когда увидим результат своего труда - глаза блестят!
Для формирования коммуникативных навыков, сплочения группы детей. В данном случае детям предлагается создать общий коллаж ("картину", "город", "волшебную страну" и т. д.) на большом листе. Удивительные вещи происходят на таких занятиях! Дети учатся договариваться, смеются, иногда спорят, но результат всегда один - совместная работа, которая очень ценна для каждого из детей.
Метод коллажа в данном направлении работы я считаю огромным подспорьем педагогам: по любой теме недели можно придумать тему коллажа и решать комплекс задач по разным образовательным областям.
Занятия коллажем развивают не только умение и навыки детей, но и формирует образное восприятие и мышление, заставляют ребенка по-новому.
Развитие личности ребенка средствами аппликации
В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. В своей работе я использую занятия аппликацией в различных видах деятельности. Они способствуют развитию математических представлений развитию речи как на занятиях так и в свободной деятельности.
Дети знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям. В процессе занятий у детей развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Представляя ребятам бумагу разных цветов, у них воспитываются умение подбирать красивые сочетания.
Занятия аппликацией приучают детей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, т. к. в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются крупные Формы, затем детали; в сюжетных работах сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана).
Выполнение аппликативных изображений способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.
В обучении аппликации решаются следующие общие задачи:
1. Составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы.
2. Составлять изображение предмета из отдельных частей; изображать сюжет.
3. Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе: приклеивания, пришивания.
4. Формировать чувство цвета, знать основные цвета и их оттенки, овладевать умением составлять гармоничные цветовые сочетания.
5. Формировать чувство формы, пропорций, композиции.
Задачи и содержание обучения аппликации конкретизируются с учетом накопления опыта и развития ребенка. Приобщение к аппликации начинается с первой младшей группы. Педагог руководствуется известной особенностью детей.
Содержание работы по аппликации в разных возрастных группах
В возрасте 2-3 лет у здоровых малышей ярко выражен эмоциональный отклик на предложение что-либо делать, в чем-то участвовать, ребенок проявляет готовность действовать. И главная моя задача - поддержать эту активность, не дать ей угаснуть, придать ей созидательный характер. Нельзя упустить этот благоприятный период детства для развития детской активности и само-стоятельности.
Задачи, решаемые в этом возрасте, элементарны:
1. Учить действиям с бумагой (отрывать, сминать, скатывать, отрезать, помочь детям увидеть в бумаге материал, который поддается преобразованию и имеет свои свойства и качества: мягкая, плотная, гладкая, шероховатая, блестящая, матовая, бумага разного цвета, мнется, рвется, разрезается, по разному шуршит.
2. Дать детям представление о необходимых инструментах и оборудовании для аппликации : ножницы, кисточка, клей, клеенка и др.
3. Развивать эмоциональную отзывчивость на предложение взрослого сделать что-либо, готовность соучаствовать с ним в создании элементарных художественных поделок.
4. Развивать интерес, эмоционально положительное отношение к элементарным действиям с бумагой, стремление самостоятельно их выполнять.
5. Развивать эстетическое восприятие и чувства: узнавать полученное изображение, любоваться, радоваться «вслед» за взрослыми. Содержание работ в этом возрасте своеобразное: полуобъёмная (из бумажных комочков, шариков) и «мозаичная» (из кусочков) предметная аппликация, на которой изображаются самые простые предметы: цветные шары, веточка с ягодами рябины, вишни, веточка мимозы, сирени, разные овощи, фрукты, фигурки животных и др. Эти работы, выполненные на цветном фоне и оформленные в рамку, радуют детей своей яркостью и могут найти практическое применение для украшения интерьера кукольного уголка, группы
На четвертом году жизни в аппликации ставятся более сложные задачи:
1. Учить детей составлять узоры из геометрических форм на полосе, квадрате, прямоугольнике, равнобедренном треугольнике.
2. Учить детей составлять из готовых форм простые предметы (елочка, домик, снеговик и т. п., и элементарные сюжеты из знакомых предметов (паровозик с вагончиком, домик с елочкой и т. п.).
3. Учить технике намазывания бумажных деталей клеем: по контуру «обрисовывая» кисточкой с клеем ее края.
4. Формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы: сначала выложить узор (предмет, сюжет) на листе, а затем поочередно брать и наклеивать каждую деталь.
5. Воспитывать художественный вкус.
В средней группе решаются более сложные задачи:
1. Учить вырезать детали для аппликации из разных материалов (бумага, ткань) простыми способами - отрезать, разрезать, вырезать по контуру.
2. Приобщить детей к созданию аппликации из сухих листьев, скорректировать способы приклеивания листьев на основу.
3. Обогатить содержание аппликаций, обеспечив более широкое ознакомление детей с миром природы, предметами народного искусства и т. п., а также разнообразие используемых деталей (не только геометрических форм, но и растительных).
4. Учить ребят располагать детали на округлых формах : овале, круге, розетке. В среднем дошкольном возрасте тверже и увереннее действует рука ребенка, поэтому появляются более сложные способы вырезывания; дети сами могут делать такие детали, как овал, круг, закругляя углы прямоугольников; срезая углы по прямой, делать трапецию; разрезать квадраты по диагонали для получения треугольников.
В старшем возрасте дети могут выполнять многослойные сюжетные аппликации из бумаги, ткани, сухих листьев.
Можно предложить сделать карандашом эскиз будущей работы. Систематическое обучение детей разнообразным способам аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения детей в самостоятельной деятельности: они могут выбрать содержание аппликации (декоративный узор, предмет, сюжет, материал (один или несколько в сочетании) и использовать разную технику, подходящую для более выразительного исполнения. задуманного.
Значение аппликации как средства формирования творческих способностей детей дошкольного возраста состоит в том, что она прививает ребенку любовь к творчеству и инициативе, стремление воплотить оригинальный замысел в аппликации с помощью аппликационных техник. Главное при работе над аппликацией – это атмосфера творчества, дающая детям радость открытий, самостоятельного создания оригинальных образов.