Ирина Сенаторова
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая философия
Авторская работа Сенаторовой Ирины Сергеевны.
Природа и воспитание подобны.
воспитание перестраивает человека и,
преобразуя, создает ему вторую природу.
Демокрит.
Известно, что каждый ребенок талантлив от природы. Но как узнать, в какой области наши дети чувствуют себя наиболее комфортно? И вот тут на помощь приходит педагог : личность, способная творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Темочки:
Стать педагогом я мечтала с детства. Любила играть в сюжетно-ролевые игры, читать интересные книги, слушать музыку, наблюдать за природой, экспериментировать, размышлять.
Почему я начала с описания моего детства? Да потому что во мне и сейчас живёт ребёнок и свою жизнь я хочу посвятить детям.
Вторая причина, по которой я выбрала эту профессию, может показаться наивной и смешной. Я хочу изменить мир! А кто может справиться с такой почти невыполнимой задачей? Конечно же, педагог, который превращает свою работу в искусство.
Работая воспитателем, поняла, что дети от природы любознательны и полны желания учиться. Но чтобы они могли проявить свои дарования и таланты, нужно умелое руководство взрослых. Поэтому считаю важным зажечь в каждом своём воспитаннике искорку «исследователя – творца», не сдерживать инициативу детей, не делать за них то, что они могут сделать сами, научиться слушать и видеть каждого.
Итак, ребёнок - творец! Он получает право на свободный поиск, который не всегда заканчивается удачей, право на самооценку, самое ответственное, самое серьёзное, самое трудное право. Я вижу в каждом ребёнке личность, ведь человек именно в индивидуальности своей несёт свой существенный, особый смысл. Ребёнка привлекает всё вокруг. Мир моих детей разнообразен и ярок: это и ямы с лужами, и камни с палочками, и перья с шишками, и солнце, и радуга.
Навсегда запали в душу слова Яноша Корчака:
"Уважайте незнание ребёнка! Уважайте труд познания! Уважайте неудачи и слёзы! Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребёнок сумеет жить завтра, если мы не дадим ему жить сознательной, ответственной жизнью? Жить - вот ремесло, которому я хочу научить его".
Я часто задумываюсь: «А какой меня хотят видеть дети?» Детям интересны ищущие собеседники, они сами меняются каждое мгновение, и от меня ждут того же. Они хотят видеть во мне помощника, а не «ошибкоискателя».
Именно поэтому я решила в своей работе связать образовательные традиции с исследовательской деятельностью, чтобы развитие ребёнка уже на первых этапах разворачивалось как процесс саморазвития.
Ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, постоянно удивляющем нас своей бесконечностью и великой тайной, рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Ведь исследовательская, поисковая активность, это естественное состояние ребёнка. Он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. И для меня очень важно не дать этому стремлению угаснуть, а способствовать его дальнейшему развитию. Но для того, чтобы всем этим заняться, надо поверить в себя, в свои силы и возможности. Нужно научиться самой стать свободной от страхов.
Подобное рождается подобным. Наша вера в ребёнка рождает веру ребёнка в себя. Я уверена, чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые исследовательские проявления, и тем самым находятся пути, которые смогут привести к поставленной цели.
Наличие у ребёнка жажды познания, я считаю самой большой удачей в своей работе. Любовь к жизни, активность, самостоятельность, развитие интеллекта – всё это основывается на стремлении к познанию и приводит к тому, что умственные усилия становятся ребёнку в радость, исследовательская деятельность вызывает восторг, побуждает детей задавать множество вопросов. От того, как я отвечу на эти вопросы, зависит в дальнейшем уровень мышления ребёнка. Если дам ему информацию в готовом виде или, вообще, отмахнусь (мал ещё, то малыш будет всё меньше искать самостоятельные решения. А когда вместе с ним мы организуем небольшой эксперимент, разберёмся в том, что увидим, то стану свидетелем чуда рождения маленького исследователя.
А кто не согласится c тем, что именно мы, воспитатели, даём ребёнку инструменты для изучения мира, его исследования и постижения? Предметом исследования может стать всё что угодно. Умение падать – это тоже ценнейший опыт. А почему весной распускаются листья на деревьях? Почему вода в озере голубая? - всё это мне с моими воспитанниками необходимо познать. Эффективный способ познания – делать что-то сообща. И тогда малыш не вырастет безучастным человеком, а разовьёт в себе пытливость, гибкость ума, то есть качества, которые ему так пригодятся в жизни. Конечно, бывают ошибки, неудачи – это естественный процесс. Но мой девиз: «У тебя получается всё лучше и лучше!», - способствует повышению самооценки маленького человека, его уверенности в себе.
В исследовательской деятельности меня привлекает то, что ответ заранее неизвестен, и процесс поиска истины становится интересным и захватывающим.
Работая с детьми, я вижу, что становлюсь для них другом, партнёром, источником интересных сведений. И мне это нравится. Руководствуясь словами великого педагога К. Д. Ушинского: «Личность воспитателя значит всё в деле воспитания», - я уверена, что иду по правильному пути.
Я – педагог! Я преданно тружусь в детском саду «Теремок» г. Уварово, в котором, благодаря творческой атмосфере, постоянному поиску, упорному труду, происходит мой личностный рост, а дети учатся думать и любить.
Я уверена, что все мои ребята смогут выбрать правильный жизненный путь, и их выбор поможет изменить этот мир к лучшему.