Светлана Куприй
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня на своей страничке я поместила эссе, подготовленное к конкурсу "Педагог года".
Эссе «Моя педагогическая философия»
«Воспитатель – это волшебник,
который открывает детям дверь в мир взрослых.
И от того, что знает и умеет воспитатель,
зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников».
К. Гельвеций
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
Не думала, что написать эссе «Моя педагогическая философия» для меня, педагога с большим стажем, окажется самым трудным, но интересным заданием. В чем она, МОЯ педагогическая философия, философия воспитателя? И что это вообще?
Как оказалось, слово «философия», впервые употребил Пифагор. В переводе с древнегреческого, понятие «философия» означает «любовь к мудрости». «Что есть мудрость?» - спрашивает Пифагор. И сам же отвечает: «Знание порядка. Если желаешь быть мудрым в течение твоей жизни, все поставь на своем месте. … Сделай начертание жизни твоей и следуй оному неизменно до последней минуты твоего бытия».
В чем же заключается «начертание» моей жизни? Возможно ли, что человеку его судьба, выбор профессии и весь жизненный путь начертаны при рождении? Я порой даже думаю что, не я выбрала свою профессию, а она терпеливо и настойчиво выбирала меня, ведь собиралась получить совершенно другую профессию. Но. его величество Случай! Как я ему благодарна! Я люблю свою работу, я рада, что когда-то сделала правильный выбор, я не работаю воспитателем, я живу воспитателем.
Более 25 лет я прихожу в детский сад встречать своих воспитанников. И когда вижу улыбки детей и заинтересованные или заботливые лица их родителей, мне хочется верить, что отдавая частицу себя, вкладывая частицу своей души, своего сердца в каждого ребенка, я делаю этот мир добрее и лучше…
Я с уверенностью могу сказать – лучше моей профессии нет! Она заставляет меня забыть все огорчения и обиды, дает возможность быть маленьким ребенком! Ну а что же главное? А главное для меня в профессии – любить детей, любить просто так. Я очень дорожу каждым днем общения с детьми, счастьем находиться в радостном детстве, возможностью сопереживать успехам и неудачам моих непосед. Любить. Да и как не любить этих замечательных малышей! Когда они садятся ко мне на колени, обнимают нежными ручками, прижимаются ко мне, заглядывают в глаза и рассказывают мне и только мне, на ушко свое самое сокровенное, моя душа тает, мое сердце трепещет, а в голове радостно кружится мысль: «Да! Это мое! Я воспитатель!»
Каждое утро я вижу глаза своих детей. Какие они разные, МОИ дети! У каждого свой особый мир, который я НЕ могу разрушить, но которому могу помочь раскрыться. Но чтобы узнать ребенка лучше, мое сердце должно быть не только любящим и добрым, но и зрячим. Потому я не «работаю» с детьми, а живу с ними, делю их радости и печали, победа ребенка становится и моей победой, его радость – моей радостью.
С каждым годом я все больше убеждаюсь, как это нелегко – воспитывать детей. Мне верят, на меня надеются, от меня ждут понимания и преданности. И я должна всему этому соответствовать, быть всегда на высоте. Я стараюсь сделать быстротечный отрезок детства ярким, насыщенным, запоминающимся для каждого ребенка, ведь от его «сегодняшнего» детства зависит, каким будет «завтра» наших малышей!
Я выбрала профессию педагога, а значит осознанно взяла на себя ответственность за тех, кого буду учить и воспитывать, вместе с тем, я взяла ответственность и за свою профессиональную подготовку, за свое право быть Воспитателем.
Задавая себе вопрос: «Кто кого учит?», прихожу к мнению, что с детьми мы равноправны: я так же учусь у них, как из обычного сделать нечто исключительное и интересное. Вместе с ними учусь сотрудничать, уважать мнение каждого, учусь слушать и быть услышанной.
Меняется мир, меняются и требования. И я, как современный воспитатель, несмотря на возраст и другие обстоятельства, должна им соответствовать. Интересы, потребности детей побуждают меня находить новые методы, приемы и формы работы, которые способствовали бы наиболее полному раскрытию неповторимого потенциала личности, главными из которых, я считаю, проблемно-поисковый и проектный. С их помощью я стремлюсь научить детей самостоятельно находить ответы на любые поставленные вопросы, самостоятельно мыслить, сопоставлять факты, строя свою работу в форме диалога и направляя деятельность детей в нужное русло.
Пытаясь как можно продуктивнее использовать время занятий, я стараюсь сделать их не только познавательными, но и творческими, интегрируя различные формы работы и новые технологии. Чтобы развить у детей инициативу, старательность и сформировать интерес к познанию нового, стараюсь вовлекать каждого в образовательный процесс, создавая условия для успеха, движения вперед. Скуке и праздности в любом виде деятельности малышей детского сада нет места!
В своей педагогической работе я активно применяю информационно-коммуникативные технологии, так как современную образовательную деятельность невозможно представить без технических средств обучения. В современных условиях, чтобы соответствовать постоянно изменяющимся потребностям общества, нужно настойчиво искать новую информацию, профессионально ее использовать. Но, никакой, даже самый современный компьютер не заменит моих добрых глаз, ласковых рук и мудрого слова. В своем общении с детьми я руководствуюсь тем, что ребенок легко учится тогда, когда не замечает того, что его учат. Стараюсь быть нужной для детей.
Работая с дошкольниками, не перестаю удивляться, насколько они разные, непредсказуемые, интересные, забавные, умеющие своими рассуждениями, умозаключениями, поступками поставить передо мной задачу. Каждый ребенок уникален: он и талантливый художник, и пытливый наблюдатель, и неутомимый экспериментатор, он открыт для красоты и добра, чутко реагируя на ложь и несправедливость.
Профессией воспитателя невозможно овладеть целиком, поскольку на протяжении всей жизни приходится многому учиться, и этот процесс не прекращается никогда. Есть такая пословица «Великое рождается из малых семян» значит я, как воспитатель обязана совершенствовать свое мастерство, пополняя свое образование хотя бы небольшим кусочком знания, чтобы в меру своих сил и возможностей передать эти знания детям. Я умею многое: играть, рисовать, клеить, мастерить, петь, танцевать и прочее, ведь чем больше я знаю и умею, тем проще, легче и интереснее детям общаться со мной. Я научилась смотреть на мир восторженными глазами детей и ежедневно просыпаться в ожидании чуда. Многократное проживание детства позволяет сохранить оптимистический взгляд на жизнь и жить, как дети настоящим.
Мне, как и любому воспитателю, хочется, чтобы мои воспитанники и их родители вспоминали обо мне, говоря при этом только добрые слова. Ведь если вспоминают по-доброму, то значит, я все делаю – правильно. Я горжусь своей профессией, горжусь тем, что мои бывшие воспитанники при встрече со мной улыбаются мне, здороваются, делятся своими новостями и достижениями. Как приятно слышать от взрослых улыбающихся юношей и девушек: «Здравствуйте, Светлана Ивановна»,- значит, помнят, значит, я неплохой воспитатель, раз по прошествии стольких лет мои воспитанники улыбаются мне, и в их глазах зажигается ласковый огонек.
Я радуюсь, когда ребята с интересом приходят в группу, но для меня важно и то, что я сама иду в детский сад с большим удовольствием. Как хочется, что бы все, что я делаю, имело продолжение, чтобы мои воспитанники выросли хорошими людьми и внесли в этот наш стремительный, неугомонный, постоянно меняющийся мир - ЛЮБОВЬ!
Свое Эссе хочу закончить замечательным стихотворением.
Мир детства сладостен и тонок,
Как флейты плавающей звук.
Пока смеется мне ребенок,
Я знаю, что не зря живу!
Твердят друзья:
«Есть нивы тише»,
Но ни за что не отступлю.
Я этих милых ребятишек,
Как собственных детей люблю!
И каждый день,
Как на премьеру,
Вхожу в притихший детский сад:
Иду сюда не для карьеры –
Здесь каждый мне ребенок рад.
Быть в гуще детских восприятий,
И так на протяженьи лет –
Судьба моя – я воспитатель!
Нет лучшей доли на земле. (автор неизвестен)