Климова Ольга Сергеевна
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
Как там у Евтушенко: «Во сне можно видеть всё то, что захочется, всё то, что бормочется, если не спим».
Вот и мне сегодня приснился чудесный сон, наверное, мне просто захотелось его увидеть. Зимний лес, таинственный, завораживающий, волшебный, кружево деревьев на чистейшем снегу. Млечный путь, опоясывающий зимнее небо, усыпан миллионами сверкающих звёзд. Месяц освещает лес загадочным светом, выхватывая из темноты силуэты застывших от холода деревьев. Мороз, тишина. Я бреду по лесу, утопая в сугробах. И в друг, впереди вижу поляну. В самом её центре, весело потрескивая сучьями, пылает яркий костёр. А вокруг костра – кто бы, вы думали? Конечно братцы - месяцы во главе со старшем братом Декабрём. Вот и довелось мне встретиться (пусть во сне, с героями моей любимой сказки: «Двенадцать месяцев». Какие же они чудесные, красивые, весёлые. Меня заметил братец Апрель и пригласил к костру погреться. Я протянула к огню озябшие руки и почувствовала его живительную, согревающую и очищающую силу. Волшебный огонь вобрал в себя энергию сердец братьев – месяцев, а так же стал источником силы для каждого из них.
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
«Отогрелась, огляделась? - спрашивает Декабрь. - А теперь, сказывай, зачем пришла?»
«Хотелось на вас посмотреть, - отвечаю я. - А ещё, нельзя ли мне частичку того объединяющего огня, который вас согревает и делает сильными. Пусть и в моём сердце он зажжётся, пусть сделает меня сильнее. Этот огонь мне очень нужен – я воспитываю маленьких детей и я обязательно должна делиться с ними своим сердечным теплом, согревать своим душевным огнём. Если не поделюсь, то из детей могут вырасти чёрствые, равнодушные люди».
«Не для себя просишь. Поделимся с тобой волшебным огнём, но только ты сама должна поддерживать его горение. Будешь лениться душой – огонь погаснет!»
Я проснулась. Утро. Вспомнила свой сон похожий на сказку. Что - то не так как всегда, что - то изменилось. Подхожу к окну. О, чудо! Снег!
Снег. Наконец-то он выпал, спрятал под белым покрывалом осеннюю серость и неопрятность. Каждый раз, глядя на белый снег, испытываешь какое то смешанное чувство щемящей тоски по прошедшему, светлую радость и предвкушение, предчувствие чего-то необычайного, чудесного, счастливого, что обязательно должно произойти, просто, не имеет права не произойти.
Волшебство «первого снега» действует на все и всех. Прихожу на работу (я воспитатель в детском саду). В группе царит возбуждение, воодушевление. Детские глаза сияют как маленькие звездочки, как – будто дети приобщились к великой тайне, а может быть, они ее знали давно, и сегодня, благодаря волшебству «первого снега», вспомнили.
Снег, снег… Лыжи, коньки, санки, веселый снеговик Егорка, строительство снежной крепости, Рождество, новогодние подарки, елка, сияющая огнями, детский смех, «Мороз и солнце…» Снег, снег, снег….
Я работаю воспитателем в детском саду уже девятый год. Не могу сказать, что я мечтала о такой профессии. Первые три года было трудно, очень трудно, но мне сказали: «Выдержишь три года – останешься навсегда!»Так и произошло. Теперь я не мыслю себя вне этой профессии – она стала частью моей жизни. Я стараюсь, очень стараюсь утвердиться в ней и, надеюсь, она станет моим призванием.
Дети. Мои дети… У каждого будет своя судьба, своя жизнь. А сейчас, сегодня я помогаю им написать первую страницу их жизненной книги. Эта страница очень важная. Я чувствую свою ответственность. Нужно, просто необходимо, чтобы у каждого первая страница получилась добротной, талантливой, своеобразной. Ведь обычно уже по первым страницам книги можно судить насколько интересно ее будет читать в дальнейшем.
Дети. Какие они? Любопытные, открытые, забавные, веселые, естественные в своих проявлениях и поэтому хорошо чувствующие фальшь, у них отличная интуиция и они умные, очень умные.
Детские глаза… Смышленые, проницательные детские глаза. Невозможно от них укрыться, спрятаться – они видят тебя насквозь. Можно схитрить, слукавить, но невозможно обмануть.
Доверие – вот то, на чем должны строиться отношения воспитателя с ребенком. Воспитателю необходимо заслужить детское доверие и постоянно оправдывать его и словом, и делом. Нужно любить и уважать детей. Они это чувствуют и обязательно ответят взаимностью.
Создать хороший детский коллектив – очень сложная задача, но она заслуживает того, чтобы неустанно трудиться над ее решением. Для своих детей я хочу стать настоящим другом, товарищем, партнёром, учу их и друг к другу относиться также. Учу детей добру, терпимости, взаимопомощи, взаимопониманию. Я стремлюсь создать коллектив – команду, где у всех одинаковые права и обязанности, но в тоже время, каждый член команды личность неповторимая, заслуживающая уважения. Один ребенок быстро собирает пазлы, другой строит из песка чудесные замки и крепости, третий выдумщик и фантазер, а все вместе они – команда. Они сотрудничают, помогают друг другу, учат, учатся, играют, подбадривают, утешают. И я вместе с ними радуюсь, волнуюсь, переживаю. Ведь я тоже член «команды»! И нам всем вместе многое по плечу.
Хорошая эмоциональная обстановка в группе, атмосфера доверия, понимания, уважения – это замечательно. Но необходимо чтобы у детей появилось общее интересное дело, не на один день, а на продолжительный период. Нужно чтобы новая деятельность захватила детей, увлекла, чтобы интерес к ней не ослабевал, а укреплялся и рос. Очень важно, что бы, не только детям, но и мне самой доставляло огромное удовольствие ей заниматься. Необходимо, чтобы в область своих интересов дети вовлекали и своих родителей.
А как же иначе? Ведь ребенок, приходя домой, рассказывает папе и маме о том, чем они сегодня занимались в детском саду, задает вопросы, на которые родители иногда затрудняются ответить. Вот и приходиться им заниматься «ликбезом» - пополнять знания, чтобы сохранить и укрепить свой родительский авторитет. Чтобы родители были в курсе увлечения своих детей, чтобы более активно способствовали их развитию, я провожу открытые занятия, мастер- классы, беседы, консультации, презентации новой методической литературы, методического материала, помогающего ребенку найти себя в том или ином виде деятельности. Успешное воспитание детей невозможно без взаимопонимания и тесного сотрудничества педагога и родителей. Это главное условие. Завоевать доверие детей, создать сплоченный детский коллектив, увлечь ребят интересной деятельностью, располагающей к сотрудничеству и способствующей личностному и интеллектуальному развитию каждого ребенка – это и есть моя педагогическая философия.
Да, еще труд, постоянный, кропотливый, требующий творческого подхода и самоотдачи.
В своём сне я попросила у братьев – месяцев волшебный огонь, дающий силы. Я должна быть сильной, я должна делиться с детьми, своим душевным теплом. И пусть от огня моего сердца зажгутся яркие огоньки в сердцах моих воспитанников – огоньки добра, любви, стремления к познанию, к красоте, к творчеству. Пусть у них будет пытливый ум, горячее сердце. Пусть они достойно идут по жизни и будут счастливы!