Яна Сосулина
Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей
▼ Скачать + Заказать документы
(слайд1)
А. Н. Толстой говорил: «Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней».
(Слайд 2)
На августовском педсовете-2022 «Вызовы времени и векторы развития» министр просвещения Сергей Кравцов призвал к серьезному отношению к теме патриотического воспитания. Подчеркнул, что воспитывать подрастающее поколение в духе гражданственности, патриотизма необходимо как дома, в семейном кругу, так и в детских садах, школах, колледжах.
Публикация «Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
Дети должны иметь полное представление о том, кто их предшественники, какие выдающиеся, великие люди творили историю России. Знать об их ратных подвигах и трудовых свершениях. На это направлен проект «Разговор о важном», который призван знакомить детей с историей своей малой Родины, своей страны, учить их доброте и справедливости».
Он выделил такие ценности воспитания как, Родина, семья, дружба, взаимопомощь, спорт и здоровье, любовь к природе, стремление к знаниям» (Слайд 3)
Мы в своей работе ведем работу по внедрению проекта «Разговор о важном». С целью формирования у детей любви к Родине, гордости за свою страну, воспитания патриотизма каждый понедельник в музыкальном зале дети слушают и подпевают гимн нашей страны. У нас нет возможности организовать поднятие флага России, но мы выбираем достойного ребенка, который держит флаг небольшого размера. Это стимулирует детей завоевать право держать флаг России.
Слайд 4
Затем в группе мы проводим «Разговор о важном» В темах стараемся охватить ценности воспитания. Большинство тем приурочены к памятным и праздничным датам.
Например к «Дню знаний» мы взяли тему «Зачем я учусь». В этом разговоре постарались донести до детей роль знаний в жизни человека. Для сравнения предложили детям две картины, о жизни в первобытном обществе и современной жизни. Дети сделали вывод о необходимости знаний, о развитии науки и прогресса.
Мы стараемся привить детям любовь к детскому саду, к своей группе, к сверстникам. У нас есть традиция «Празднование дня рождения»,
(Слайд 5)
где каждый ребенок высказывает в адрес именинника добрые пожелания, вместе поют песни, танцуют, водят хороводы.
(Слайд 6)
Нравственно-патриотическое воспитание невозможно без создания развивающей предметно-пространственной среды. В нашей группе оформлен патриотический уголок, который расположен в доступном для детей месте. Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, именно поэтому мы сделали уголок «Липецкой области». Он оснащён портретами губернатора Липецкой области, главы города Липецка, символикой Липецкой области (герб города и области нам сделали родители). Также имеется карта Липецкой области с районами и их гербами. Наглядно-демонстрационным материалом: храмы, музеи, усадьбы, памятники Липецкой Земли. Фотографии старого Липецка и достопримечательности города.
В группе имеется наглядно — демонстрационный материал: папка «Липецк — город авиаторов», (слайд 7) В подборке растительного мира России особое внимание обращаем на липу, (Слайд 8) так как липа символ нашего города. Совершаем виртуальные экскурсии по Липецкой области, (слайд 9) знакомим с историей нашего города Липецка, (слайд 10) материал в папке «Сельское хозяйство» (слайд 11) позволяет дать детям представление о животноводстве и растениеводстве Липецкой области. Для знакомства с обитателями Липецкого зоопарка приобретена красочная книга (слайд 12) «Липецкий зоопарк» рассказываем детям о знаменитых земляках (слайд 13) Липецкой области.
Также для закрепления знаний детей о природе родного края, воспитания бережного отношения к природному наследию, мы знакомим детей с представителями флоры и фауны Липецкой области. У нас в 17 группе есть уголок (слайд 14) «Природа родного края», мы часто ходим туда с детьми на экскурсию.
Изготовили с детьми «Красную книгу (слайд 15) Липецкой области о растениях Липецкой области». Мы приучаем детей с детства не быть разрушителем в этой жизни, а быть ее созидателем, тогда наша жизнь изменится в лучшую сторону.
В «Разговоре о важном» мы слушаем песни о природе, аудиозаписи со звуками живой природы, журчанием ручья. Засыпают дети под щебетанье птиц, под классическую музыку.
Также у нас в группе есть символика (слайд 16) Российской Федерации Техникой вырезания – вытынанка, мы своими руками сделали герб. В группе есть глобус, (слайд 17) карта России.
Книга «Россия – путеводитель» (слайд 18) позволяет нам виртуально путешествовать по историческим местам нашей страны, по Золотому кольцу городов России. (слайд 19)
Также в группе имеются плакаты «Памятники и исторические места России», «Заповедники и национальные парки России», множество художественной литературы и демонстрационного материала (слайд 20,21) Для закрепления знаний о России мы изготовили лэпбук «Моя Россия». (ПОКАЗ)
Для ознакомления детей с народами России, (слайд 22) их национальными костюмами оформлены альбомы (слайд 23) Детям очень нравится наряжать бумажные куклы в народные костюмы.
Мы сделали подборку народных игрушек, (слайд 24) у нас есть матрешки, свистульки, дудочки и мы знакомим детей с историей народной игрушки, с ремеслами русского народа.
3 ноября прошло тематическое занятие, посвященное «Дню народного Единства». (слайд 25) Дети расширили знания и представления о России, о народах и национальностях России, об истории возникновения праздника.
Ко Дню Герба России, который отмечают 30 ноября, с детьми сделали поделки по теме «Герб Российской Федерации». (слайд 26)
Также мы знакомим детей со старинным бытом славян. У нас имеется небольшой уголок, (слайд 27) где представлены предметы быта: самовар, деревянные ложки, миски, кружки, кувшин, ухват, чугунок, прялка и старинный коврик. Также имеется папка с картинками предметов народного быта. (слайд28)
А в 19 группе оборудован мини-музей, (слайд 29) куда мы часто ходим с детьми на экскурсию. В этой группе было проведено открытое занятие: «Как жили наши предки» Я решила повторить это занятие со своими детьми в их группе, чтобы можно было воспользоваться уже готовым наглядным оборудованием.
С детьми были проведены беседы и праздники: «День пожилых людей», «День бабушек и дедушек» «День матери». Познакомили детей с символом российского дня чествования женщины-матери со скромным цветком небесно-голубого цвета – незабудкой. (слайд 30)
Согласно одной из легенд, когда красавица Флора придумывала имена всем цветам, что росли на бескрайних полях Руси, про невзрачный синий цветочек она просто-напросто забыла. Заметив позднее свою оплошность, решила богиня не только дать имя “голубой звездочке”, но и наделить ее волшебной силой. С тех пор считается, что незабудка способна возвращать память тем, кто в силу каких-либо обстоятельств забывает о близких и родных людях.
Старались, чтобы дети усвоили, как проявляется любовь к близким в повседневных мелочах.
Чтобы сохранить связь поколений в семье мы изготовили лэпбук «Семья и родственные связи». (ПОКАЗ) Родители совместно с детьми оформили «Генеалогическое дерево»(слайд 31, 32, нарисовали «Герб своей семьи».(слайд 33) В помощь родителям по привитию детям любви к своей стране, родному краю, к близким людям мы оформили папку-передвижку «Нравственное воспитание дошкольника в семье». (слайд 34)
Часто с детьми играем в народные игры, например, «Горячая картошка», «Горелки», «Баба Яга» и др. У детей с играми возникает интерес к русским традициям. (слайд 35)
У нас в группе имеется атрибутика к сюжетно-ролевым играм, (слайд 36) таким как, пограничники, солдаты, моряки. Благодаря играм у детей есть представления о Советской Армии, о родах войск.
Также мы сделали подборку игр патриотической направленности по разным разделам (слайд 37)
Главное место в нашем уголке отведено ВОВ. (слайд 38) Имеется литература: «Города - Герои ВОВ», «Главные сражения ВОВ», «Оружие Великой Победы». «ВОВ в произведениях художников». «Роды войск и боевая техника», сделали своими руками вечный огонь.
(слайд 39) в нравственно- патриотическом уголке есть полка, посвященная войне 1812 года с французами.
(слайд 40) Мы считаем, что развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, и мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение. Поэтому в уголке имеется литература Чудеса Божие на фронтах в ВОВ, Православные святыни России, детская Библия, Собор Василия Блаженного, Житие Святых.
(слайд 41) Одним из важнейших средств патриотического воспитания является книга. Художественное слово входит в мир ребенка с младенчества, обогащая его мир, делая его интересным и полным необычных открытий. (слайд 42) Наша практика показывает, что использование фольклора на занятиях позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях.
По результатам проведённой работы мы считаем, что в нашей группе царит атмосфера дружелюбия, доброты, уважения, взаимопонимания, любви к ближнему. Наши ребята открыты, целеустремлённы, любознательны. У них сформированы чувства сострадания, сопереживания. А это и есть основа нравственно- патриотического воспитания. (слайд 43)