Елена Метелькова
Моделирование в процессе обучения связному высказыванию детей старшего дошкольного возраста (мнемотехника)
▼ Скачать + Заказать документы
«Речь – удивительное, сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.» Г. Гегель
Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей.
Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.
Темочки:
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.
Проблемы речи детей дошкольного возраста:
- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь,
- неспособность грамматически правильно построить предложение,
- бедность речи,
- употребление нелитературных слов и выражений,
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ,
- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами,
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов,
- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. ,
- плохая дикция.
Целевые ориентиры речевого развития детей:
Достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, чувства и желания.
Может построить речевое высказывание в ситуации общения.
Может выделять звуки в словах, у него складываются предпосылки грамотности.
Способен договариваться, учитывая интересы других.
Проявляет любознательность, задат вопросы, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей.
Знаком с произведениями детской литературы.
Одной из развивающих технологий, применяемых в дошкольном образовании, является метод наглядного моделирования
История мнемотехники насчитывает более 2500 лет. Понятие «Мнемотехника» происходит от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.
Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.).
Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти, Мнемозины – матери девяти муз. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н. э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтиллиона.
Актуальность использования мнемотехники.
У дошкольников преобладает наглядно- образная память.
Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.
Мнемотехника помогает в интеграция нескольких образовательных областей.
Облегчает запоминание, увеличивает объем памяти.
Помогает индивидуализировать образовательный процесс.
Где можно использовать мнемосхемы:
- обогащение словарного запаса;
- составление рассказов;
- разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок;
- обучение пересказу;
- отгадывание загадок
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:
- блоки - квадраты (Глухов В. П);
- схемы составления рассказа (Ефименкова Е. Н.);
- предметно -схематические модели (Ткаченко Т. А.);
- сенсорно - графические схемы (Воробьёва В. К.);
- коллаж (Большева Т. Е.)
На слайдах представлены все методики.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем-моделей, удаётся достичь следующих результатов:
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихотворений и потешек;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Речь ребенка-это глина: пока она сырая - ей легко придать правильную форму. Но попробуйте что-нибудь слепить из уже подсохшей глины. Результат будет по меньшей мере плачевным