Ксения Симашина
Модель управления развитием профессиональной компетентности педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Модель управления развитием профессиональной компетентности педагога
К. В. Симашина,
г. Полысаево, Кемеровская обл.
Современная практика образования, характеризуется активным включением педагогов в инновационную деятельность, внедрением новых программ и технологий, методов и приемов взаимодействия с воспитанниками. Таким образом, особое значение в настоящее время отдается уровню профессиональной компетентности педагогов, повышению их квалификации, опыта и педагогического мастерства.
Публикация «Модель управления развитием профессиональной компетентности педагога» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Профессиональные функции педагога, работающего с детьми, особенно подчинены задаче коррекционного воздействия, направленного на развитие личности ребенка. Главное в развитии профессиональной компетентности педагога играют его педагогические способности и качества. Развитие профессиональных способностей связано с педагогическими знаниями, умениями и навыками, которыми должен владеть каждый компетентный педагог. Большее значение акцентируется на таких деловых качествах, как компетентность, смелость и готовность брать ответственность на себя, целенаправленность в достижении поставленных перед собой целей.
Наполняемость профессиональной компетентности педагога определяется профессиональной характеристикой. Она представляет собой модель развития профессиональной компетентности педагога, выделяя профессиональные знания, умения и навыки.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» первым уровнем общего образования является дошкольное образование. Тем самым, проблема качества дошкольного образования является очень актуальной.
В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. №23, квалификация педагога может быть описана, как совокупность основных профессиональных компетентностей :
1. компетентность в постановке целей и решения задач педагогической деятельности;
2. компетентность на развитие воспитательной деятельности;
3. компетентность в разработке и внедрения программы и принятии педагогических решений;
4. компетентность в организации профессиональной деятельности.
5. компетентность личностных качеств;
Педагогическая профессия, является преобразующей и в то же время управляющей. А для того чтобы уметь управлять личностью, нужно быть компетентным.
В педагогической науке понятие профессиональная компетентность педагога рассматривается, как многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры.
Главной основой профессиональной компетентности педагогов, несомненно, является объем обретенных им знаний, умений и навыков. Поэтому непрерывное педагогическое образование, постоянное повышение профессионализма педагогических кадров, должны стать приоритетными направлениями деятельности образовательного учреждения.
Достижение определенного уровня профессиональной компетентности - возможно при формировании модели управления развитием профессиональной компетентности педагога, в такой последовательности, как:
1. Мотивационно – ценностное отношение к педагогической действительности имеет большое значение для последующих этапов; назначение этого блока – формирование психологической готовности педагога к труду на основе опыта.
2. Теоретическая готовность педагога – совокупность знаний о педагогических принципах, закономерностях, целях, содержании, технологиях и результатах образования человека; назначение этого блока – формирование подготовленности педагога к освоению практических способов деятельности на основе знаний в области ДО.
3. Практическая готовность – практический опыт реализации способов и творческого осуществления педагогической деятельности; формирует готовность педагога к реализации профессиональных функций.
4. Результативная готовность – способность определять продуктивность профессиональной деятельности; цель – формирование целостного образа профессиональной компетентности в совокупности всех блоков и компонентов.
В данной модели заложена цикличность (этапы) управления развитием профессиональной подготовки педагога. Исходя из современных требований, выделяют основные формы развития профессиональной компетентности педагога :
- обучение на курсах повышения квалификации в КРИПКиПРО; самообразование; творческие мастерские; тематические педсоветы; методические недели;открытые занятия опытных, интересных педагогов; семинары-практикумы в ДОУ; консультации; общение с коллегами из других ДОУ, и других городов.
Но не одна из перечисленных форм не будет эффективной, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Именно он может достигнуть педагогической компетентности в современных условиях, и самообразование являться средством развития профессиональной компетентности педагога.
В результате рассмотрения модели управления развитием профессиональной компетентности, можно сказать, что:
Становление профессиональной компетентности рассматривается как многоуровневый и многоэтапный процесс преобразования опыта педагога в ходе взаимодействия с объектом труда – ребенком. Сконструированная модель профессиональной компетентности позволяет разработать дидактические основы ее формирования в процессе управления подготовкой педагога.
Подводя итог, можно сделать вывод, что структура профессиональной компетентности преподавателя в ОУ имеет сложный характер, который зависит от условий педагогической деятельности и от условий воспитания профессиональной компетентности педагога. В настоящее время необходимо актуализировать развитие профессиональных компетентностей педагога, постараться осознать границы не только собственной компетентности, но и профессиональной.
Не развивающийся педагог, не воспитает развитую личность. Именно повышение профессиональной компетентности необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.
Литература
1. Цветкова, Т. В. Управление дошкольным образовательным учреждением [Текст] / Т. В. Цветкова // Научно – практический журнал. – 2007. - №1.
2. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. – М. : Флинта; Московский психолого-социальный институт, 1998.