Марина Колесникова
Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагогов ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1. На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС, Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 №655) возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе. Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности, направленной на проектирование стратегии обновления управления ДОУ, а так же организацию инновационной методической работы с педагогическими кадрами. В целом есть основания утверждать, что развитие инновационной деятельности – одно из стратегических направлений в дошкольном образовании. В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое дошкольное учреждение, инновационные преобразования приобретают системный характер. Созданы новые типы, виды и профили дошкольных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. Развитие дошкольного образования, совершенствование профессионализма его педагогов и управленцев, развитие инновационного стиля мышления и деятельности невозможны без качественного изменения системы повышения квалификации. Инновационная деятельность - это особый вид педагогической деятельности. Что такое инновация? Инновация (нововведение) - в социально-психологическом аспекте - это создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.
Публикация «Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагогов ДОУ» размещена в разделах
2 слайд В настоящее время можно выделить ряд общественных тенденций, способных привести к рождению инноваций :
3 слайд На сегодняшний день образовательных технологий, применяемых в детских садах насчитывается более сотни. Среди них пристальное внимание следует уделить:
• Здоровье сберегающим технологиям; Основная цель педагогов, применяющих в процессе обучения здоровье сберегающие технологии, заключается в формировании у ребенка необходимых навыков по поддержанию своего здоровья, а также знаний, касающихся ведения здорового образа жизни. Решение о внедрении технологии зависит от нескольких факторов, наиболее важные из которых являются следующие:
профиль дошкольного учреждения;
время, на протяжении которого дети находятся в детском саду;
программа, которой руководствуются педагоги в своей деятельности;
правила и нормы, действующие в дошкольном учреждении;
профессионализм педагогов;
показатели общего состояния здоровья детей, посещающих детский сад.
технологиям, относящимся к проектной деятельности; Использование инновационных технологий в ДОУ в целом, и работа над различными проектами, в частности, приводят к тому, что ребенок получает знания, которые прочно закрепляются в его подсознании. Учебные проекты можно классифицировать следующим образом:
«Игровые» - занятия, которые проводятся в группе в форме игры, танцев, увлекательных развлечений.
«Экскурсионные» - проекты, целью которых является всестороннее и многогранное изучение окружающего мира и социума.
«Повествовательные», посредством которых детишки учатся объяснять свои чувства и эмоции при помощи речи, вокала, письма и т. д.
«Конструктивные», направленные на то, чтобы научить ребенка создавать собственным трудом полезные предметы: построить скворечник, посадить цветок и др. Инновационные образовательные технологии в ДОУ способствуют физическому и психологическому развитию ребенка, стать самостоятельным и ответственным. дети играючи познают мир, а полученные знания стараются применять на практике
технологиям, используемым в проектной деятельности; это прежде всего технология исследовательской деятельности, которая направлена в первую очередь на то, чтобы сформировать у детей исследовательский тип мышления. Для этого в процессе обучения дошкольников педагоги прибегают к таким распространенным методам, как:
постановка проблемы,
ее всесторонней анализ,
моделирование, наблюдение, экспериментирование,
фиксация результатов,
поиск решений и выбор лучшего из них.
информационно-коммуникационным технологиям; Применение данных технологий в дошкольных учреждениях бессмысленно отрицать, такими передовыми технологиями, как компьютер, планшет или интерактивная доска не удивить ни одного дошколенка. Информационная эра диктует свои правила игры, игнорировать которые невозможно. Преимущества использования информационных технологий в воспитательном процессе очевидны. Например, благодаря увлекательным программам, разработанным с целью обучить ребенка чтению, математике, максимально развить его память и логическое мышление, дошкольника удается заинтересовать и привить ему любовь к знаниям. Анимационные компьютерные картинки заставляют малыша буквально примкнуть к монитору и внимательно наблюдать за происходящим. Дети легко запоминают новую информацию.
игровым технологиям. способствуют развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса. Основной акцент делается на личности ребенка и его специфических особенностях. В зависимости от способностей ребенка, педагог подбирает обучающие игры, которые помогут максимально раскрыть и развить талант малыша.
4 слайд Каким требованиям должны соответствовать педагогические технологии? Специалисты утверждают, что инновационные технологии в ДОУ внедрять не только можно, но и нужно. Однако следует учитывать, что к педагогическим технологиям, применяемым в образовательном процессе детей дошкольного возраста, предъявляется несколько строгих требований. К ним относятся:
Концептуальность, предполагающая, что воспитательный процесс должен основываться на определенной научной концепции. Системность – требование, предусматривающее, что технологиям необходимо обладать всеми признаками, характерными для системы. То есть они должны быть целостными, логичными, а составляющие их элементы – взаимосвязанными. Управляемость – требование, под которым подразумевается, что педагогическому коллективу должна быть обеспечена возможность ставить перед собой определенные цели, планировать процесс обучения, по ходу работы корректировать те или иные моменты.
Воспроизводимость – требование, в соответствии с которым технология должна быть одинаково эффективна вне зависимости от личности педагога, применяющего ее на практике. Современные образовательные технологии в ДОУ в обязательном порядке должны соответствовать всем вышеперечисленным пунктам.
5 слайд Какие ключевые проблемы жизнедеятельности дошкольного учреждения помогает решить инновационная деятельность?
1. Реализация образовательных услуг с учётом личностных интересов и потребностей детей, родителей и педагогов.
2. Участие всех субъектов образовательного процесса в управлении, принятие ими решений по принципиальным вопросам.
3. Продуктивное взаимодействие педагогического, родительского и детского сообществ.
4. Результаты деятельности отличаются объективной новизной.
5. Полноценные личностные отношения между участниками.
6. Раскрытие индивидуальности каждого педагога, родителя.
7. Преемственность и единство требований ДОУ и семьи.
8. Дошкольное образование рассматривается в качестве не подготовительной к школе ступени, а относительно самостоятельной, ценной, развивающейся и развивающей системы, направленной на обогащение детского развития за счёт возможностей, которые присущи дошкольным видам деятельности (творческий характер игры, активное восприятие сказок, различная продуктивная деятельность и др.).
9. Повышение профессиональной компетентности педагогов.
10. Оригинальность решения воспитательных задач в условиях реализации инновационных программ, методик и технологий.
11. Развитие познавательных и коммуникативных способностей и социальных навыков детей при выполнении проектной деятельности.
12. Повышение качества образования, способствование гармоничному и разностороннему формированию личности ребёнка