Светлана Возилова
Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаю вашему вниманию выступление на методическом объединении. Надеюсь, что материал будет полезен для работы.
1 слайд – тема выступления.
2 слайд
Что же такое «Инновационная деятельность»?
Практически все педагоги видят в данном понятии две основные составляющие: это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на повышение качества воспитания и образования.
3 слайд.
Публикация «Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагогов» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Но в педагогике понятие «инновационная деятельность» рассматривается несколько глубже и имеет широкий смысловой диапазон.
Итак, инновационная деятельность - это
- целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов;
- получение новых знаний и внедрение их в педагогическую практику;
- это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества воспитания и образования.
4 слайд
Воспитатель - инноватор сегодня - это педагог, способный последовательно и целенаправленно вносить новаторские идеи в практику своей профессиональной деятельности, достигая при этом гарантированных качественных результатов.
Профессиональный путь воспитателя - инноватора не всегда триумфален. Горечь временных поражений - неизменный спутник ищущего педагога-практика.
5 слайд
Для осуществления инновационной деятельности педагог может работать единолично или педагоги могут объединяться в группы, например,
- МО по определенной теме или направлению деятельности (у нас такое МО существует в Центре, все вы его представляете);
- проблемные (творческие) группы, в которых педагоги разных направлений объединяются для определенных задач по организации и осуществлению образовательного, воспитательного или другого процесса. (Например, Я, Сидорова Л. И. и Иванова И. Н составляем творческую группу, которой был написан проект «Жизнь по имени Семья» и который на данный момент реализуется в нашем Центре).
6 слайд
Виды педагогических инноваций :
Внутрипредметные инновации, то есть инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его проведения. Примером может служить освоение авторских методических технологий (например, программа «Прайд», программа восстановительных технологий и др.)
Общеметодические инновации : к ним относятся внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области. Например, разработка творческих заданий для воспитанников, проектная деятельность и т. д.
Административные инновации : это решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые, в конечном счете, способствуют эффективному функционированию учреждений.
Идеологические инновации : эти инновации вызваны обновлением сознания, веяниями времени, являются первоосновой всех остальных инноваций, так как без осознания необходимости и важности первоочередных обновлений невозможно приступить непосредственно к обновлению.
7 слайд
Инновации в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать (уничтожать, сглаживать) асоциальные явления в детско-юношеской среде.
8-11 слайд
Рассмотрим некоторые инновационные технологии, методы и формы работы, использование которых, способствует формированию профессиональной компетентности воспитателя.
Личностно ориентированные технологии. Сюда относятся технологии дифференциации и индивидуализации. Дети являются не столько объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности. Следовательно, дифференцированный подход в обучении и воспитании должен осуществляться на индивидуальном уровне.
Интегрированные занятия. Интегрированные занятия - это занятия, в которых вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Особенности интегрированного занятия - четкость, компактность, сжатость, логическая взаимообусловленность учебного материала на каждом этапе занятия большая информативная емкость материала проходит в форме занимательной, увлекательной игры.
Информационные технологии. К ним относятся компьютерные программы, интернет. Компьютер используется для иллюстрации материала, презентации по теме. Также компьютер и интернет помогают участвовать в дистанционных конкурсах, конференциях
Интерактивные подходы. Отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных, в том, что они направлены на изучение нового. Например: творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры, обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем, разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм»).
Учение через обучение – метод обучения, при котором воспитанники с помощью воспитателя готовят и проводят мероприятие.
Технология парного обучения – один из видов педагогических технологий, при котором один воспитанник учит другого воспитанника. Коммуникация двух воспитанников происходит в форме диалога.
Работа в малых группах - одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем воспитанникам (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения.
12 слайд
Также к инновационным технологиям можно отнести и следующие современные технологии:
- проектная деятельность;
- тьюторство (это такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие по заранее известным нормам, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия);
- КТД (о них мы уже с вами говорили);
- здоровьесберегающие технологии, которые включают в себя создание благоприятного психологического климата, охрану здоровья и пропаганду здорового образа жизни.
13 слайд
И еще, пожалуйста, помните следующее:
Инновации могут быть представлены в виде:
- абсолютной новизны (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов);
- относительной новизны (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику).
Новшество не обязательно является чем – то новым, но обязательно чем – то лучшим.