Анжела Жданова
Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ во взаимодействии с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Автор-разработчик:
Старший воспитатель
Жданова Анжела Михайловна
Актуальность вопроса повышения профессиональной компетентности педагогов обусловлена ускоряющимся процессом морального обесценивания и устаревания знаний и навыков специалистов в современном мире. И именно в результате процесса повышения профессиональной компетенции педагога происходит повышение качества воспитания и развития детей.
Публикация «Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ во взаимодействии с родителями» размещена в разделах
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога :
• Работа в методических объединениях, творческих группах;
• Исследовательская, экспериментальная деятельность;
• Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
• Различные формы педагогической поддержки;
• Активное участие в педагогических конкурсах, мастер–классах, форумах и конференциях;
• Обобщение собственного педагогического опыта;
• Использование информационно-компьютерных технологий.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием дошкольного учреждения, поиску путей взаимодействия с родителями и воспитанниками, что способствует развитию его профессионализма.
Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.
Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный, так как в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве.
Компетентность педагога дошкольного образования – это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого–педагогическая подготовка, творчества (творчество отношений процесса воспитания, оптимальное использование средств, приемов, методов взаимодействия с детьми и их родителями) и искусства (самопрезентация, публичные выступления).
Сегодня в условиях модернизации Российского образования оценку эффективности профессиональной деятельности все чаще проводят с позиции компетентностного подхода.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» 2015 года [29], утвержденным Профессиональным Стандартом педагога [24], а также введения Федерального государственного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 г. №1155) [23] стал пересмотр приоритетов профессиональной деятельности педагогов и приведение ее в соответствие с новыми требованиями.
Качество педагогических кадров – самый важный компонент образовательной системы потому, что реализация всех остальных компонентов напрямую зависит от тех человеческих ресурсов, которыми обеспечена та или иная образовательная система.
Общеизвестно, что взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями – достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки педагогов по нескольким направлениям. Во взаимодействии семьи и дошкольного образовательного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует новых линий отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями сотрудничество и взаимодействие. В то же время взаимодействие с родителями является важнейшим условием повышения профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями, что повышает результат эффективной работы с детьми [7].
Проблема программы заключается в выявлении условий, способствующих повышению профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения во взаимодействии с родителями.
Наблюдения за общением родителей с детьми показывает, что поведение детей несет на себе отпечаток семейного воспитания. Поэтому, только в гармоничном взаимодействии дошкольного учреждения и семьи, могут быть созданы наилучшие условия для становления личности ребенка.
Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи предполагает совместное определение целей деятельности, планирование предстоящей работы, распределение сил и средств в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценку результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.
Теоретико-методологическую основу программы составляют труды и подходы, посвященные:
• основам взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи (З. А. Богомолова, Н. Н. Головина Т. Н. Доронова, С. В. Зайцев, О. Л. Зверева, В. П. Дуброва и другие).
• особенностям общения педагогов с родителями, а также их профессиональную компетентность по вопросам взаимодействия с семьей (Ю. П. Азаров, Н. В. Антонова, В. А. Болотов, Д. А. Иванов, Л. А. Петровская и другие).
• вопросам изучения профессиональной компетентности педагога дошкольного образования (С. Г. Вершловский, И. И. Гончарова, Т. Е. Иванова, Г. Н. Исаева, Ю. Н. Кулюткин, А. И. Панарин, В. А. Сластенин и другие).
Цель программы : развитие профессиональной компетенции педагогов в общении с родителями воспитанников.
Задачи:
1. Выявить уровень имеющейся профессиональной компетенции педагогов ДОУ.
2. Установить психологическую готовность педагогов к саморазвитию в профессиональном плане.
3. Выявить уровень коммуникативных умений педагогов, которые влияют на эффективность общения с родителями воспитанников.
Реализации программы осуществлялась на основе следующих принципов:
• Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач указывает на необходимость присутствие в программе задач трех видов : коррекционных, профилактических и развивающих. В нем отражена взаимосвязанность и неравномерность развития различных сторон личности.
• Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей личности согласует требования соответствия хода психического и личностного развития нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития личности - с другой. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.
• Принцип возрастания сложности. Каждое занятие должно проходить ряд этапов: от минимально простого - к максимально сложному. Формальная сложность материала не всегда совпадает с его психологической сложностью. Это позволяет поддерживать интерес в работе и дает возможность личности испытать радость преодоления.
• Принцип учета объема и степени разнообразия материала. Во время реализации формирующей программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированное того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.
• Принцип учета эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.
В результате прохождения цикла организованных занятий для педагогов предполагается :
• формирование инновационной направленности в своей деятельности на основе полученного практического опыта;
• овладение коммуникационными навыками, необходимых в общении в педагогической деятельность;
• прохождение педагогами аттестации на более высокую квалификационную категорию;
• результативность самообразовательной деятельности педагогов;
• повышение профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями.
Занятия с педагогами проводятся в течение учебного года по 2 занятия в месяц (всего 16 занятий) продолжительностью 1,5 – 2 часа.
Начинается цикл занятий с самого простого материала с последующим усложнением. Ритуал приветствия и ритуал прощания – вводятся с первого занятия и остаются неизменными на протяжении всего цикла занятий, проводятся в начале и в конце каждого занятия.
Программа включает в себя три основных блока:
1. Диагностический (подготовительный) блок
Цель: Создать условия для реализации программы по повышению компетентности воспитателей во взаимодействии с родителями.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать теоретические аспекты по данному направлению.
2. Проанализировать качественный состав педагогического коллектива и родителей.
3. Подобрать диагностический инструментарий.
Диагностический блок включает проведение диагностики по следующим методикам:
1) Диагностика «Готовность к саморазвитию» (Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта) (Приложение 1).
2) Диагностическая карта определения профессионального мастерства педагога дошкольного образовательного учреждения (Г. К. Селевко) (Приложение 2).
3) Методика «Оценка уровня коммуникабельности педагога в общении с родителями» (В. Ф. Ряховский) (Приложение 3).
4) Оценка стиля общения педагога (Ю. Н. Вьюнкова) (Приложение 4).
2. Внедренческий (практический) блок
Цель: внедрение и апробация программы повышения профессиональной компетентности педагогов во взаимодействии с родителями
Задачи:
1. Проанализировать уровень взаимодействия педагогов ДОУ и родителей
2. Разработать и организовать комплекс мероприятий для педагогов
3. Сормировать позитивную динамику повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ во взаимодействии с родителями.
Содержание практических занятий для педагогов представлено в Приложении 5.
3. Рефлексивный (обобщающий) блок
Цель: обобщение результатов внедрения программы повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ во взаимодействии с родителями.
Задачи:
1. Выявление и фиксация динамики повышения компетентности педагогов ДОУ во взаимодействии с родителями.
2. Коррекция системы по повышению компетентности педагогов ДОУ во взаимодействии с родителями.
Рефлексивный блок включает в себя следующие мероприятия:
- Проведение диагностики по тем же методикам, что были проведены на диагностическом этапе:
1) Диагностика «Готовность к саморазвитию» (Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта) (Приложение 1).
2) Диагностическая карта определения профессионального мастерства педагога дошкольного образовательного учреждения (Г. К. Селевко) (Приложение 2).
3) Методика «Оценка уровня коммуникабельности педагога в общении с родителями» (В. Ф. Ряховский) (Приложение 3).
4) Оценка стиля общения педагога (Ю. Н. Вьюнкова) (Приложение 4).
- Конференция по итогам практических занятий (16 занятие). Выступления педагогов, обмен мнениями о прошедших практических занятиях для педагогов. Подведение итогов всего цикла занятий.
Список литературы
1. Абашина, В. В. Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования в условиях модернизации российского образования / В. В. Абашина, Н. И. Каншаева // Детский сад от А до Я. – 2009. – № 6. – С. 54 – 62.
2. Азаров, Ю. П. Тайны педагогического мастерства : учебное пособие / Ю. П. Азаров. – Воронеж: МОДЭК, 2004. – 431 с.
3. Антонова, Т. В. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т. В. Антонова, Е. М. Волкова, Н. В. Мишина // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 6. – С. 66 – 70.
4. Асаева, И. Н. Основные проблемы и направления развития профессиональной компетентности воспитателей дошкольных учреждений / И. Н. Асаева // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 4. – С. 36 – 41.
5. Белоус, О. В. Готовность педагогов дошкольного образовательного учреждения к профессиональной деятельности / О. В. Белоус // Детский сад от А до Я. – 2010. – № 1. – С. 67 – 73.
6. Богомолова, З. А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ / З. А. Богомолова // Дошкольная педагогика. – 2010. – №2. – С. 54 – 58.
7. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко. – М. : Линка-пресс, 2001. – 224 с.
8. Елжова, Н. В. Формы работы в дошкольном образовательном учреждении : педсоветы, семинары, методические объединения / Н. В. Елжова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. — 245 с.
9. Емельянова, М. Б. От сосуществования к сотрудничеству и партнерству / М. Б. Емельянова // Дошкольное образование. – 2009. – № 7. – С. 118 – 122.
10. Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ : методический аспект / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М. : Сфера, 2005. – 80 с.
11. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования : практикум: учебное пособие для вузов / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова. – М. : Академия, 2008. – 142 с.
12. Иванов, Д. А. Компетентность и компетентностный подход в современном образовании / Д. А. Иванов. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32с.
13. Инновационные формы взаимодействия семьи и детского сада: семейный и родительский клубы / под ред. Л. И. Осечкиной, Н. В. Микляевой. – М. : МГПИ, 2008. – 112 с.
14. Коваль, К. В. Мониторинг педагогических компетенций педагога в ходе реализации требований ФГОС ДО / К. В. Коваль, Т. И. Шаповалова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии : материалы VI Международной научно–практической конференции (Чебоксары, 27 ноября 2015г.). — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 4 (6). — С. 82 – 85.
15. Кочетова, Н. А. Взаимодействие семьи и ДОУ. Программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Соответствует ФГТ и ФГОС / Н. А. Кочетова, И. А. Желтикова, М. А. Тверитина. – Волгоград: Учитель, 2014. – 218 с.
16. Лукьянова, М. И. Психолого-педагогическая компетентность педагога : диагностика и развитие / М. И. Лукьянова. – М. : Сфера, 2004. – 144 с.
17. Менькина, С. М. Коммуникативная компетентность от теории к практике формирования / С. М. Менькина // Среднее профессиональное образование. – 2011. – № 12.– С. 3 – 5.
18. Микляева, Н. В. Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов в ДОУ : методическое пособие / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 144 с.
19. Ненашева, А. В. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ. Семинары-практикумы, тренинги, рекомендации / А. В. Ненашева, Г. Н. Осинина, И. Н. Тараканова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 143 с.
20. Педагогическое взаимодействие с детским садом : методическое пособие / под ред. Н. В. Микляевой. – М. : Сфера, 2013. – 128 с.
21. Петровская, Л. А. Общение – компетентность – тренинг : Избранные труды / Л. А. Петровская, Под ред. О. В. Соловьевой. – М. : Смысл, 2007. – 560 с.
22. Петрухина, О. С. День открытых дверей в ДОУ / О. С. Петрухина, Е. Н. Здыбель // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2010. – № 5. – С. 20 – 25.
23. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.11.2013 N 1155 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Собрание законодательства. – 2013. – 16 с.
24. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н «Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). – М. – 2013. – 20 с.
25. Психолого-педагогический практикум : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л. С. Подымова, Л. И. Духова, Е. А. Ларина, О. А. Шиян; под. ред В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2007. – 227 с.
26. Реализация компетентностного подхода в образовательной практике педагогических учебных заведений : сборник статей / под ред. С. И. Поздеевой. – Томск: Издательство ТГПУ, 2007. – 255 с.
27. Семейный и родительский клубы в детском саду: методическое пособие / под ред. Н. В. Микляевой. – М. : Сфера, 2012. – 128 с.
28. Солодянкина, О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: пособие для работников ДОУ / О. В. Солодянкина. – М. : АРКТИ, 2014. – 412 с.
29. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) «Об Образовании в Российской Федерации». – Москва, 2012.
30. Хабибуллина, Р. Ш. Система работы с родителями воспитанников : оценка деятельности ДОУ родителями воспитанников / Р. Ш. Хабибуллина // Дошкольная педагогика. – 2007. – №7. – С. 44 – 46.
31. Шитова, Е. В. Практические семинары и тренинги для педагогов / Е. В. Шитова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 169 с.
32. Энциклопедия профессионального образования. В 3-х томах / под ред. С. Я. Батышев. – М. : АПО, 1998. – 784 с.