Приложение МААМ

Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ во взаимодействии с родителями

Анжела Жданова
Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ во взаимодействии с родителями
▼ Скачать + Заказать документы

Автор-разработчик:

Старший воспитатель

Жданова Анжела Михайловна

Актуальность вопроса повышения профессиональной компетентности педагогов обусловлена ускоряющимся процессом морального обесценивания и устаревания знаний и навыков специалистов в современном мире. И именно в результате процесса повышения профессиональной компетенции педагога происходит повышение качества воспитания и развития детей.

Публикация «Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ во взаимодействии с родителями» размещена в разделах

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога :

• Работа в методических объединениях, творческих группах;

• Исследовательская, экспериментальная деятельность;

• Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

• Различные формы педагогической поддержки;

• Активное участие в педагогических конкурсах, мастер–классах, форумах и конференциях;

• Обобщение собственного педагогического опыта;

• Использование информационно-компьютерных технологий.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием дошкольного учреждения, поиску путей взаимодействия с родителями и воспитанниками, что способствует развитию его профессионализма.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный, так как в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве.

Компетентность педагога дошкольного образования – это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого–педагогическая подготовка, творчества (творчество отношений процесса воспитания, оптимальное использование средств, приемов, методов взаимодействия с детьми и их родителями) и искусства (самопрезентация, публичные выступления).

Сегодня в условиях модернизации Российского образования оценку эффективности профессиональной деятельности все чаще проводят с позиции компетентностного подхода.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» 2015 года [29], утвержденным Профессиональным Стандартом педагога [24], а также введения Федерального государственного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 г. №1155) [23] стал пересмотр приоритетов профессиональной деятельности педагогов и приведение ее в соответствие с новыми требованиями.

Качество педагогических кадров – самый важный компонент образовательной системы потому, что реализация всех остальных компонентов напрямую зависит от тех человеческих ресурсов, которыми обеспечена та или иная образовательная система.

Общеизвестно, что взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями – достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки педагогов по нескольким направлениям. Во взаимодействии семьи и дошкольного образовательного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует новых линий отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями сотрудничество и взаимодействие. В то же время взаимодействие с родителями является важнейшим условием повышения профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями, что повышает результат эффективной работы с детьми [7].

Проблема программы заключается в выявлении условий, способствующих повышению профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения во взаимодействии с родителями.

Наблюдения за общением родителей с детьми показывает, что поведение детей несет на себе отпечаток семейного воспитания. Поэтому, только в гармоничном взаимодействии дошкольного учреждения и семьи, могут быть созданы наилучшие условия для становления личности ребенка.

Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи предполагает совместное определение целей деятельности, планирование предстоящей работы, распределение сил и средств в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценку результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.

Теоретико-методологическую основу программы составляют труды и подходы, посвященные:

• основам взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи (З. А. Богомолова, Н. Н. Головина Т. Н. Доронова, С. В. Зайцев, О. Л. Зверева, В. П. Дуброва и другие).

• особенностям общения педагогов с родителями, а также их профессиональную компетентность по вопросам взаимодействия с семьей (Ю. П. Азаров, Н. В. Антонова, В. А. Болотов, Д. А. Иванов, Л. А. Петровская и другие).

• вопросам изучения профессиональной компетентности педагога дошкольного образования (С. Г. Вершловский, И. И. Гончарова, Т. Е. Иванова, Г. Н. Исаева, Ю. Н. Кулюткин, А. И. Панарин, В. А. Сластенин и другие).

Цель программы : развитие профессиональной компетенции педагогов в общении с родителями воспитанников.

Задачи:

1. Выявить уровень имеющейся профессиональной компетенции педагогов ДОУ.

2. Установить психологическую готовность педагогов к саморазвитию в профессиональном плане.

3. Выявить уровень коммуникативных умений педагогов, которые влияют на эффективность общения с родителями воспитанников.

Реализации программы осуществлялась на основе следующих принципов:

• Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач указывает на необходимость присутствие в программе задач трех видов : коррекционных, профилактических и развивающих. В нем отражена взаимосвязанность и неравномерность развития различных сторон личности.

• Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей личности согласует требования соответствия хода психического и личностного развития нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития личности - с другой. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.

• Принцип возрастания сложности. Каждое занятие должно проходить ряд этапов: от минимально простого - к максимально сложному. Формальная сложность материала не всегда совпадает с его психологической сложностью. Это позволяет поддерживать интерес в работе и дает возможность личности испытать радость преодоления.

• Принцип учета объема и степени разнообразия материала. Во время реализации формирующей программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированное того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.

• Принцип учета эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.

В результате прохождения цикла организованных занятий для педагогов предполагается :

• формирование инновационной направленности в своей деятельности на основе полученного практического опыта;

• овладение коммуникационными навыками, необходимых в общении в педагогической деятельность;

• прохождение педагогами аттестации на более высокую квалификационную категорию;

• результативность самообразовательной деятельности педагогов;

повышение профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями.

Занятия с педагогами проводятся в течение учебного года по 2 занятия в месяц (всего 16 занятий) продолжительностью 1,5 – 2 часа.

Начинается цикл занятий с самого простого материала с последующим усложнением. Ритуал приветствия и ритуал прощания – вводятся с первого занятия и остаются неизменными на протяжении всего цикла занятий, проводятся в начале и в конце каждого занятия.

Программа включает в себя три основных блока:

1. Диагностический (подготовительный) блок

Цель: Создать условия для реализации программы по повышению компетентности воспитателей во взаимодействии с родителями.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать теоретические аспекты по данному направлению.

2. Проанализировать качественный состав педагогического коллектива и родителей.

3. Подобрать диагностический инструментарий.

Диагностический блок включает проведение диагностики по следующим методикам:

1) Диагностика «Готовность к саморазвитию» (Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта) (Приложение 1).

2) Диагностическая карта определения профессионального мастерства педагога дошкольного образовательного учреждения (Г. К. Селевко) (Приложение 2).

3) Методика «Оценка уровня коммуникабельности педагога в общении с родителями» (В. Ф. Ряховский) (Приложение 3).

4) Оценка стиля общения педагога (Ю. Н. Вьюнкова) (Приложение 4).

2. Внедренческий (практический) блок

Цель: внедрение и апробация программы повышения профессиональной компетентности педагогов во взаимодействии с родителями

Задачи:

1. Проанализировать уровень взаимодействия педагогов ДОУ и родителей

2. Разработать и организовать комплекс мероприятий для педагогов

3. Сормировать позитивную динамику повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ во взаимодействии с родителями.

Содержание практических занятий для педагогов представлено в Приложении 5.

3. Рефлексивный (обобщающий) блок

Цель: обобщение результатов внедрения программы повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ во взаимодействии с родителями.

Задачи:

1. Выявление и фиксация динамики повышения компетентности педагогов ДОУ во взаимодействии с родителями.

2. Коррекция системы по повышению компетентности педагогов ДОУ во взаимодействии с родителями.

Рефлексивный блок включает в себя следующие мероприятия:

- Проведение диагностики по тем же методикам, что были проведены на диагностическом этапе:

1) Диагностика «Готовность к саморазвитию» (Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта) (Приложение 1).

2) Диагностическая карта определения профессионального мастерства педагога дошкольного образовательного учреждения (Г. К. Селевко) (Приложение 2).

3) Методика «Оценка уровня коммуникабельности педагога в общении с родителями» (В. Ф. Ряховский) (Приложение 3).

4) Оценка стиля общения педагога (Ю. Н. Вьюнкова) (Приложение 4).

- Конференция по итогам практических занятий (16 занятие). Выступления педагогов, обмен мнениями о прошедших практических занятиях для педагогов. Подведение итогов всего цикла занятий.

Список литературы

1. Абашина, В. В. Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования в условиях модернизации российского образования / В. В. Абашина, Н. И. Каншаева // Детский сад от А до Я. – 2009. – № 6. – С. 54 – 62.

2. Азаров, Ю. П. Тайны педагогического мастерства : учебное пособие / Ю. П. Азаров. – Воронеж: МОДЭК, 2004. – 431 с.

3. Антонова, Т. В. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т. В. Антонова, Е. М. Волкова, Н. В. Мишина // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 6. – С. 66 – 70.

4. Асаева, И. Н. Основные проблемы и направления развития профессиональной компетентности воспитателей дошкольных учреждений / И. Н. Асаева // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 4. – С. 36 – 41.

5. Белоус, О. В. Готовность педагогов дошкольного образовательного учреждения к профессиональной деятельности / О. В. Белоус // Детский сад от А до Я. – 2010. – № 1. – С. 67 – 73.

6. Богомолова, З. А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ / З. А. Богомолова // Дошкольная педагогика. – 2010. – №2. – С. 54 – 58.

7. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко. – М. : Линка-пресс, 2001. – 224 с.

8. Елжова, Н. В. Формы работы в дошкольном образовательном учреждении : педсоветы, семинары, методические объединения / Н. В. Елжова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. — 245 с.

9. Емельянова, М. Б. От сосуществования к сотрудничеству и партнерству / М. Б. Емельянова // Дошкольное образование. – 2009. – № 7. – С. 118 – 122.

10. Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ : методический аспект / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М. : Сфера, 2005. – 80 с.

11. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования : практикум: учебное пособие для вузов / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова. – М. : Академия, 2008. – 142 с.

12. Иванов, Д. А. Компетентность и компетентностный подход в современном образовании / Д. А. Иванов. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32с.

13. Инновационные формы взаимодействия семьи и детского сада: семейный и родительский клубы / под ред. Л. И. Осечкиной, Н. В. Микляевой. – М. : МГПИ, 2008. – 112 с.

14. Коваль, К. В. Мониторинг педагогических компетенций педагога в ходе реализации требований ФГОС ДО / К. В. Коваль, Т. И. Шаповалова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии : материалы VI Международной научно–практической конференции (Чебоксары, 27 ноября 2015г.). — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 4 (6). — С. 82 – 85.

15. Кочетова, Н. А. Взаимодействие семьи и ДОУ. Программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Соответствует ФГТ и ФГОС / Н. А. Кочетова, И. А. Желтикова, М. А. Тверитина. – Волгоград: Учитель, 2014. – 218 с.

16. Лукьянова, М. И. Психолого-педагогическая компетентность педагога : диагностика и развитие / М. И. Лукьянова. – М. : Сфера, 2004. – 144 с.

17. Менькина, С. М. Коммуникативная компетентность от теории к практике формирования / С. М. Менькина // Среднее профессиональное образование. – 2011. – № 12.– С. 3 – 5.

18. Микляева, Н. В. Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов в ДОУ : методическое пособие / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 144 с.

19. Ненашева, А. В. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ. Семинары-практикумы, тренинги, рекомендации / А. В. Ненашева, Г. Н. Осинина, И. Н. Тараканова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 143 с.

20. Педагогическое взаимодействие с детским садом : методическое пособие / под ред. Н. В. Микляевой. – М. : Сфера, 2013. – 128 с.

21. Петровская, Л. А. Общение – компетентность – тренинг : Избранные труды / Л. А. Петровская, Под ред. О. В. Соловьевой. – М. : Смысл, 2007. – 560 с.

22. Петрухина, О. С. День открытых дверей в ДОУ / О. С. Петрухина, Е. Н. Здыбель // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2010. – № 5. – С. 20 – 25.

23. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.11.2013 N 1155 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Собрание законодательства. – 2013. – 16 с.

24. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н «Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). – М. – 2013. – 20 с.

25. Психолого-педагогический практикум : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л. С. Подымова, Л. И. Духова, Е. А. Ларина, О. А. Шиян; под. ред В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2007. – 227 с.

26. Реализация компетентностного подхода в образовательной практике педагогических учебных заведений : сборник статей / под ред. С. И. Поздеевой. – Томск: Издательство ТГПУ, 2007. – 255 с.

27. Семейный и родительский клубы в детском саду: методическое пособие / под ред. Н. В. Микляевой. – М. : Сфера, 2012. – 128 с.

28. Солодянкина, О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: пособие для работников ДОУ / О. В. Солодянкина. – М. : АРКТИ, 2014. – 412 с.

29. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) «Об Образовании в Российской Федерации». – Москва, 2012.

30. Хабибуллина, Р. Ш. Система работы с родителями воспитанников : оценка деятельности ДОУ родителями воспитанников / Р. Ш. Хабибуллина // Дошкольная педагогика. – 2007. – №7. – С. 44 – 46.

31. Шитова, Е. В. Практические семинары и тренинги для педагогов / Е. В. Шитова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 169 с.

32. Энциклопедия профессионального образования. В 3-х томах / под ред. С. Я. Батышев. – М. : АПО, 1998. – 784 с.

Публикации по теме:

Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагогов ДОУ Слайд 1. На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС, Федеральных.

Круглый стол для педагогов «Повышение профессиональной компетентности педагогов через активные формы работы» Круглый стол «Повышение профессиональной компетентности педагогов через активные формы работы» План работы: 1. Тест-опрос на знание педагогами.

Методическая работа по повышению профессиональной компетентности педагогов по использованию здоровьесберегающих технологий Существует большое количество определений понятия «здоровье». В соответствии с трактовкой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): здоровье.

Методическая работа по повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросу организации и проведения занятий в ДОУ «Методическая работа по повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросу организации и проведении занятий в ДОУ». Решающим.

Повышение качества профессиональной компетентности педагогов посредством активного внедрения в образовательный процесс ИТ 1 слайд. Тема моей работы «Повышение качества профессиональной компетентности педагогов через активное внедрение в воспитательно-образовательный.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие требования к профессиональной компетентности педагогов В последнее время общество предъявляет высокие требования к качеству образования и профессиональному уровню педагогических работников. Особое.

Программа деловых игр для формирования интереса к профессиональной деятельности у будущих педагогов Пояснительная записка В последние годы, в связи с усилением социальной роли педагога как специалиста-профессионала, несущего свою долю.

Программа повышения мотивации педагогов Программа повышения мотивации педагогов. Концепция программы. Настоящая программа определяет стратегию развития ДОО по выполнению социального.

Развитие профессиональной компетентности педагогов по формированию элементарных математических представлений у дошкольников В Российской Федерации одной из самых развивающихся ступеней образовательной системы является современное дошкольное образование. Новые.

Роль психолога в повышении профессиональной компетентности педагогов ДОО в современных условиях «Психологическое сопровождение введения ФГОС ДО» «Роль психолога в повышении профессиональной компетентности педагогов ДОО в современных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ во взаимодействии с родителями
Опубликовано: 16 ноября 2016 в 20:02
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ во взаимодействии с родителями» (включая файлы) размещена пользователем Анжела Жданова (УИ 33784) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД