Папки-передвижки

Опыт работы «Формирование профессиональной компетентности педагогов»

Галина Петнева
Опыт работы «Формирование профессиональной компетентности педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая работа занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением, поскольку способствует активизации личности, развитию творческого потенциала, расширению теоретических и практических знаний педагогов. Постоянная связь между содержанием методической работы и результатами педагогической деятельности обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. Формирование позиции педагога, соответствующей новым требованиям к его компетентности, - одна из основных проблем на современном этапе развития дошкольного образования.

Публикация «Опыт работы „Формирование профессиональной компетентности педагогов“» размещена в разделах

Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого-педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития ребенка, его общих и специальных способностей.

Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагогов. На сегодняшний день перед воспитателями стоят задачи:

• Переход от простого выполнения требований программ дошкольного образования к осуществлению полноценного и целостного развития воспитанников, формирование их компетентности в различных областях и развития общих способностей, обеспечивающих успешность детей в дальнейшем обучении

• Передача дошкольникам необходимой для успешного развития информации

• Обучение воспитанников способами самостоятельного поиска, отбора необходимых сведений

Формирование умения ставить задачи и находить способы их решения, т. е. развитие не только конкретных навыков, но и более общих способностей, которые позволяют ребенку ориентироваться в любых ситуациях.

Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциальных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления развития, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия мира ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечить взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.

Профессиональная компетентность педагогов в реализации интегрированной модели воспитательно-образовательного процесса должна проявляться как:

• Установка на разработку на основе базового содержания собственного варианта

• Умение создавать технологическую систему реализации модели

• Способность проводить диагностику достижений детей для своевременной корректировки и определения дальнейших направлений их развития.

Чтобы сформировать профессиональную компетентность у педагогов необходимо развить умения:

- ориентироваться в вариативном образовательном пространстве

- грамотно отбирать среди всех предлагаемых методик и технологий именно те, которые способствуют решению задачи развития детей

- умело интегрировать содержание образовательных программ в процессе планирования, обеспечивая взаимосвязь всех занятий, целостность воспитательно-образовательной работы.

Поставленной цели можно достичь создав такую систему работы с педагогическими кадрами ДОУ, которая включала бы в себя анализ современных педагогических технологий и практическое освоение новой системы планирования деятельности на интегративных принципах.

Реализуя данную тему в работе с воспитателями необходимо сформировать у них умение 1. выстраивать педагогический процесс с учетом : последовательного усложнения задач, методов активного обучения, зоны ближайшего развития ребенка. При этом педагоги должны уметь не просто сообщать сведения воспитанникам, добиваясь их механического запоминания, а организовывать обсуждение, ставить проблему и совместно с детьми заниматься поисками верного ответа. Поэтому также необходимо было научить педагогов правильно выстраивать общение с воспитанниками, учитывая их особенности, видеть и понимать ответную реакцию, оценивать свои действия с их точки зрения, изменять свою позицию по отношению к дошкольникам в соответствии с задачами развития.

2. Во-вторых, необходимо было сформировать у педагогов умение взаимодействовать с другими специалистами педагогического коллектива.

Кроме того, предстояло определить, разработать и апробировать такие формы обучения педагогов, с помощью которых можно не только объяснить принципы проектирования работы с детьми, но и практически их освоить сначала на учебных упражнениях, а затем и в процессе разработки содержания обучения по отдельным познавательным темам.

Для решения этих задач были проведены комплексные мероприятия.

Круглый стол: «Интегративное обучение – мода или необходимость?»

Вопросы для обсуждения на круглом столе:

- Слышали ли Вы термин «интегративное обучение»?

- Как Вы понимаете значение данного термина?

- Что предлагают периодическая печать, методические пособия по этому вопросу?

- О чем свидетельствует Ваш собственный опыт?

Эта форма работы выявила представления педагогов о данной теме и дала им возможность высказать свою точку зрения. Такое открытое обсуждение с коллегами позволило некоторым воспитателям самим разрешить имеющиеся противоречия, утвердиться в своих взглядах.

Тренинги.

Для того чтобы узнать с какими трудностями сталкиваются педагоги в процессе планирования образовательной деятельности было организовано анкетирование, воспитателям были заданы вопросы:

-Что не устраивает Вас в существующей системе планирования?

- Используете ли Вы готовые методические разработки?

-Что могло бы облегчить Вам работу по составлению плана?

- Возникают ли у Вас трудности при соединении нескольких методик? (какие)

- Считаете ли Вы необходимым содержательное взаимодействие разных специалистов в детском саду? Удается ли Вам приобщать их к совместной деятельности или приходится под них подстраиваться?

В ходе анализа анкет выяснилось, что большинство воспитателей в своем плане объединяют содержание разных методических пособий, видя в этом насущную необходимость. Однако они отмечают, что конспекты занятий часто строятся на разных принципах, поэтому добиться целостности трудно. Начинающие педагоги предпочитают пользоваться готовыми разработками, а опытные воспитатели - самостоятельно выстраивают свою систему, опираясь на имеющиеся пособия.

Далее был проведен педагогический тренинг «Стили педагогического общения».

Основные задачи данного тренинга:

- помочь педагогам почувствовать ощущения ребенка, его потребности при разном типе отношения к нему взрослого

- понять разумную необходимость и дозированный объем того или иного стиля общения с детьми в условиях массового образовательного процесса ДОУ

- выявить глубинные процессы, которые происходят в самом педагоге, и в детях при тех или иных воздействиях.

Это мероприятие помогло воспитателям сделать самостоятельный вывод: чтобы чему-то научиться, не всегда надо «руководить», лучше дать определенную свободу ребенку, чтобы он почувствовал, подумал, попробовал разные варианты. Поэтому педагогический процесс должен быть насыщен практической деятельностью самих детей, в чем состоит один из принципов развивающего обучения – деятельностный подход.

Для того, чтобы научить воспитателей учитывать сиюминутные запросы и желания дошкольников, используя их в своих интересах, проводились ролевые игры с инсценировкой возможных ситуаций. По результатам работы у воспитателей значительно повысился интерес к проблеме интеграции содержания образовательной работы с детьми, появилась мотивация использовать новые подходы в планировании. Педагоги стали больше размышлять, смогли самостоятельно сделать вывод о развивающем характере интегрированного подхода к обучению и воспитанию дошкольников, научились изменять тип взаимоотношений с детьми, выстраивать с ними диалогическое общение.

Для роста и совершенствования профессионального мастерства педагогов использовались разнообразные формы работы, позволившие раскрыть возможности сотрудников. Традиционные формы работы, в которых главное место отводится докладам и прямой передаче знаний, утрачивает свое значение из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня необходимо вовлекать педагогов в учебно-познавательную деятельность с применением активных методов обучения. Педагоги становятся участниками «деловых игр», по ходу которых часто используются методы анализа конкретных ситуаций, разыгрывания ролей. Эти игры развивают профессиональное мышление. Все деловые игры должны проводиться при условии внимательности, включенности и сопричастности всех участников, предоставлении им возможности для самовыражения, когда каждый участник старается внести личный вклад в разрешение проблемы. Использование активных методов обучения в методической работе повышает интерес и вызывает у педагогов желание действовать, способствует совершенствованию у них умения разрешать реальные проблемы, формированию профессионального творческого мышления, что в результате позволяет им самореализоваться в профессии.

Публикации по теме:

Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагогов ДОУ Слайд 1. На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС, Федеральных.

Формирование профессиональной компетентности в условиях сетевого взаимодействия (из опыта работы)Формирование профессиональной компетентности в условиях сетевого взаимодействия (из опыта работы) Инновации в сфере образования, внедрение ФГОС ДО предъявляют высокие требования к профессиональной компетентности как педагогов ДОО, так.

Круглый стол для педагогов «Повышение профессиональной компетентности педагогов через активные формы работы» Круглый стол «Повышение профессиональной компетентности педагогов через активные формы работы» План работы: 1. Тест-опрос на знание педагогами.

Методическая работа по повышению профессиональной компетентности педагогов по использованию здоровьесберегающих технологий Существует большое количество определений понятия «здоровье». В соответствии с трактовкой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): здоровье.

Методическая работа по повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросу организации и проведения занятий в ДОУ «Методическая работа по повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросу организации и проведении занятий в ДОУ». Решающим.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие требования к профессиональной компетентности педагогов В последнее время общество предъявляет высокие требования к качеству образования и профессиональному уровню педагогических работников. Особое.

Проект «Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по здоровьесбережению через самообразование» Проект "Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по здоровьесбережению через самообразование" Автор: Шиваракова Раиса.

Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ во взаимодействии с родителями Автор-разработчик: Старший воспитатель Жданова Анжела Михайловна Актуальность вопроса повышения профессиональной компетентности педагогов.

Развитие профессиональной компетентности педагогов по формированию элементарных математических представлений у дошкольников В Российской Федерации одной из самых развивающихся ступеней образовательной системы является современное дошкольное образование. Новые.

Роль психолога в повышении профессиональной компетентности педагогов ДОО в современных условиях «Психологическое сопровождение введения ФГОС ДО» «Роль психолога в повышении профессиональной компетентности педагогов ДОО в современных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Формирование профессиональной компетентности педагогов»
Опубликовано: 21 декабря 2016 в 15:35
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Формирование профессиональной компетентности педагогов»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Петнева (УИ 960995) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД