Неизвестный
Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров как условия эффективности реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Период до 2018 года в стратегии развития российского образования рассматривается как решающий инновационный этап перехода на новое содержание и новые принципы организации деятельности системы образования. Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества.
Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий перед нами главной целью формирование успешной личности.
Публикация «Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров как условия эффективности реализации ФГОС ДО» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2017
Педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад №26 «Росинка» определил для своей работы ключевую установку стандарта – поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.
Анализируя образовательную деятельность и специфику педагогического коллектива МБДОУ «Детский сад №26 «Росинка» 2013-2014 уч. г. через призму ФГОС ДО нами была выявлена проблема: наличие противоречий между требуемым и реальным уровнем профессиональной компетенции педагогических кадров.
Данная проблема выражена проблемным полем, препятствующим полноценному выполнению государственного заказа:
возрастная категория педагогических работников (58 %) старше 40 лет, данная категория сотрудников является «представителями» устаревшей модели образования, требующей курсовой подготовки и организации планирования по самообразованию с выбором тематики, в соответствии с учетом индивидуального опыта и профессиональной компетентности каждого педагога, связанным с прогнозируемым результатом и направленным на достижение качественно новых результатов работы в рамках нового образовательного стандарта;
отсутствие у педагогов курсовой подготовки в рамках ФГОС ДО и 54 % педагогов нуждающихся в переподготовке, ввиду отсутствия дошкольного образования;
низкий уровень знаний и практических навыков (24 %) в сфере применения инновационных технологий с использованием мультимедийных, интерактивных и ИКТ-технологий;
низкая мотивационная готовность (26 %) к изменению модели организации и реализации процесса образования воспитанников ДОУ;
низкий уровень участия педагогов (12 %) в конкурсах профессионального мастерства муниципального, краевого и федерального уровней – как способа повышения педагогической компетентности;
низкая мотивационная готовность к прохождению процедуры аттестации на подтверждение первой квалификационной категории в свете новых требований основанных на ФГОС ДО.
Пути решения проблемного поля заключались в необходимости обновления модели дошкольного образовательного учреждения в рамках модернизации дошкольного образования, направленного на повышение эффективности деятельности учреждения по таким критериям как: качество, инновационность, создание условий, обеспечивающих оптимальное личностное развитие и совершенствование умений каждого педагога; повышение эффективности педагогических действий по формированию ключевых компетенций дошкольников через повышение компетентности педагогических кадров.
На период 2014-2016 г. мы ставили для себя следующую цель – создание системы организационно-управленческого и методического обеспечения по организации и сопровождении введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в МБДОУ «Детский сад №26 «Росинка»; повышение профессиональной компетентности педагогов в современных условиях развития образования.
Обозначили задачи:
1. Создать условия для введения и реализации ФГОС дошкольного образования в МБДОУ «Детский сад № 26 «Росинка».
2. Привести в соответствие с требованиями ФГОС ДО нормативно-правовую базу учреждения МБДОУ «Детский сад № 26 «Росинка».
3. Реформировать содержание методической работы на уровне образовательного учреждения в рамках методического и информационного сопровождения реализации ФГОС ДО.
4. Содействовать становлению индивидуального стиля педагогической деятельности и повышению творческого уровня каждого члена педагогического коллектива и как следствие повышению уровня участия педагогов в конкурсах муниципального, краевого и федерального уровней.
5. Развивать профессиональную мобильность и стимулировать инновационный потенциал педагогов.
6. Формировать ключевые профессиональные компетенции педагогов как условие успешного инновационного развития ДОУ.
7. Организовать эффективную кадровую политику в ДОУ.
8. Организовать методическую помощь при прохождении процедуры аттестации на подтверждение первой квалификационной категории в свете новых требований основанных на ФГОС ДО.
Для достижения цели и выполнения поставленных задач в нашем учреждении была разработана система мероприятий в виде направлений работы (блоков, основанных на проблемном поле:
Блок I. «Нормативное обеспечение»;
Блок II. «Организационное и кадровое обеспечение»;
Блок III. «Повышение педагогической компетентности в рамках ФГОС ДО»;
Блок IV. «Мотивационная готовность»;
Блок V. «Профессиональное мастерство».
МБДОУ «Детский сад №26 «Росинка» является учреждением, расположенным в сельской местности, поэтому содержание запланированных и реализованных мероприятий опирается на актуальный уровень развития учреждения, потенциальные возможности педагогического коллектива и руководства. План мероприятий в соответствии с блоками представлен в табл. 1.
Реализовав данный план мероприятий нами были достигнут результат – повышение качества образовательной деятельности МБДОУ «Детский сад №26 «Росинка» в соответствии с современными требованиями на основании:
обновления нормативно-правовой базы;
создания обновленной образовательной программы и программы развития в соответствии с ФГОС ДО;
создания рабочих программ педагогов ДОУ;
организации эффективной кадровой политики, позволившей реализовать сопровождение по внедрению ФГОС ДО;
увеличения количества педагогов (81 %) прошедших курсовую подготовку по теме: «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: цели, содержание, организация введения» и увеличения количества педагогов (с 44 % до 89 %) по специальности «Воспитатель дошкольного образования»;
повышения педагогической компетентности в сфере применения инновационных технологий с использованием мультимедийных, интерактивных и ИКТ-технологий (94 % педагогов представляют обобщения опыта работы для коллег с использованием мультимедийных и ИКТ-технологий);
повышения мотивационной готовности и как следствие увеличения доли педагогов и воспитанников (с 17 % до 68 %) участвующих в мероприятиях разного уровня (особенно на муниципальном уровне «Воспитатель года – 2015, 2016 г.»; «Взрослые и дети» 2014, 2016 г. ; «Мама, папа, я – спортивная семья» 2014, 2015, 2016 г.);
прохождения процедуры аттестации на подтверждение 1 квалификационной категории двух педагогов по-новому регламенту, на основании ФГОС ДО.
Библиографический список:
1. Бацина Е. Г., Сертакова Н. М., Крылова Л. Ю., Бабчинская В. Ю, Педагогический совет в условия введения ФГОС дошкольного образования. – Волгоград: Учитель, 2016. – 162 с.
2. Бацина Е. Г., Сертакова Н. М., Шилова И. В. Образовавательная деятельность в условиях введения ФГОС ДО. Педагогические гостиные, семинары-практикумы. – Волгоград: Учитель, 2014 г. – 174 с.
3. Камалова Н. Р., Благушко М. В., Стрельникова Л. Н., Петрова А. В., Педагогические советы в ДОО. – Волгоград: Учитель, 2016. – 135 с.
4. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 80 с.
5. Цквитария Т. А. В помощь старшему воспитателю. Книга 1: Планирование и контроль. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 128 с.
6. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 25.11.2013)
7. Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013 № 1014
8. Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении ФГОС ДО» от 17.10.2013г. № 1155.
9. Постановление Правительства Камчатского края «О государственной программе Камчатского края «Развитие образования в Камчатском крае на 2014-2016 годы» от 29.11.2013 № 532-П.
10. Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 46. Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации. 27 июня 2013 г. Регистрационный № 28908.