Юлия Малина
Модель центра познавательного развития
▼ Скачать + Заказать документы
Модель центра познавательного развития
(центр математического развития в подготовительной группе)
Развивающая предметно-пространственная среда должна позволять организовать как совместную деятельность педагога с детьми, так и самостоятельную детскую деятельность, направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением и при поддержке взрослого.
Для реализации образовательной области «Познавательное развитие» через процесс формирования элементарных математических представлений в группах организуются центры занимательной математики.
Публикация «Модель центра познавательного развития» размещена в разделах
Центр решает следующие задачи:
• целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности.
• воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.
Центр занимательной математики оснащен:
Игры на развитие ориентировки по схеме, модели, плану, условным знакам, сигналам: «Найди путь к домику», «Найди клад по схеме»
Игры на составление целого из 10-12 частей: «Лоскутное одеяло», «Пазлы», «Собери волшебный узор», «Создай ковер самолет»
Игры на сравнение предметов по нескольким признакам: «Найди пять отличий», «Найди одинаковых гномиков» и т. д.
Игры на установление последовательности предметов по степени возрастания: «Разложи предметы по высоте» и т. д.
Игры на поиск недостающего объекта в ряду 6. Числовой ряд
Цветные счетные палочки
Развивающие игры : «Логические кубики», «Уголки», «Составь куб», «Танграм», «Геометрические головоломки», «Сложи узор», «Куб-хамелеон», и др.
Однородные и разнородные предметы, различные по форме, длине, высоте, ширине
Счеты
Песочные часы, чашечные часы
Счетная лесенка
Магнитная доска, наборное полотно
Спиралевидные модели на познание временных отношений
Иллюстрации с изображением равностороннего и разностороннего треугольников, прямой и кривой линии, прямого угла
Числовые карточки с изображением от 1 до 10 кругов (квадратов, треугольников и т. д.)
Цифровое обозначение чисел, знаки «больше», «меньше», «равно»
Геометрические тела (шар, куб, цилиндр, пирамида, призма)
Таблицы, изображающие целый предмет и его части при делении его на 2,3,4,5,6 и более частей; выражение отношений в дробных числах
Монеты, различные по величине и достоинству
Иллюстрации, изображающие линию, отрезок, внутреннюю и внешнюю область фигуры, осевую симметрию (горизонтальную и вертикальную)
Циркуль, линейка, шаблоны, трафареты
Одним из условий успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является создание развивающей среды («Центра математического развития», что позволяет воспитателю предлагать детям интересные задания для самостоятельной работы, а также, чтобы у детей была возможность выбрать интересующую их игру, и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой. Центр должен быть оснащён материалами и атрибутами, играми на воссоздание образов предметов и творческих композиций, игровыми упражнениями и пособиями, разнообразными наглядными моделями часов, а также должны входить календари времени и месяцев года, дней недели.
В подготовительной группе в уголок математики можно поместить
различные обучающие настольно – печатные игры, шахматы, домино, игры на развитие внимания.
занимательные книги с математическими заданиями, книги с загадками, задачами - шутками, кроссвордами, головоломками, лабиринты.
различные виды мозаик, пазлы,
игры на развитие мелкой моторики,
занимательно - математический материал.
Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр.
В подготовительной группе необходимо создавать условия для углубленного формирования представлений о количестве, форме, величине предметов.
Дидактические игры и игровые упражнения
Количество и счёт
Развитие представлений множестве :«Составь пары», «Каких предметов больше?»,«Больше - меньше».
Закрепление знаний о цифрах от 0 до 9: «Путаница», «Какой цифры не стало?», «Обозначь цифрой», «Набери номер телефона», «Рисуем по точкам» ,«Что изменилось?».
Совершенствование представлений о понимании отношений между числами натурального ряда: «Назови соседей», «Какое число меньше (больше на 1?», «Назови пропущенное (предыдущее, последующее) число», «Покажи цифрой».
Закрепление умения составлять число из единиц в пределах 10:«Составь число», «Я знаю 6 (7,8) имён».
Активизация умения раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее число в пределах 10: «Найди пару», «Рассели соседей», «Разложи по коробкам», «Отгадай», «Покажи цифрами», «Составь число из двух одинаковых».
Совершенствование навыков количественного и порядкового счё та в пределах 20: «Кто знает – пусть дальше считает», «Назови соседей», «Сосчитай по-разному», «Весёлый счёт», «Помоги числам найти своё место», «По порядку становись».
Совершенствование представлений о монетах, их наборе и размене: «Магазин», «Расскажи про покупки», «Аптека», «Поездка в транспорте».
Величина
Закрепление счё тных действий по заданной мере: «Считай по-разному», «Угадай, сколько всего», «Сколько пар?».
Закрепление умения делить предмет на 2-8 равных частей:«День рождения», «Раздели на всех», «Найди целое и его части», «Покажи и
сравни».
Формирование элементарных измерительных умений: «Поручение», «Расставь мебель», «Что для кого?»,«Кто дальше?», «Повар», «Аптека», «Магазин», «Готовим по рецепту (большой, маленький пирог)», «Что тяжелее, что легче?».
Форма
Закрепление представлений о знакомых геометрических фигурах и их свойствах, умение распознавать фигуры независимо от их пространственного положения: «Геометрическое лото»,«Угадай, что спрятано?», «Найди по описанию», «Найди на ощупь», «Фигуры из цветной мозаики», «Собери фигуру», «Домино», «Разложи по форме (размеру, цвету)», «Найди пару», «Разложи по коробкам», «Нарисуй по заданию», «Разложи фигуры по порядку».
Упражнения в умении моделировать геометрические фигуры: «Составь фигуру», «Чудесные превращения», «Отгадай загадку и нарисуй отгадку», игры с палочками и конструкторами.
Развитие умения анализировать форму предметов и их частей и воссоздать предметы разной формы: «На что похоже?», «Дорисуй предмет», «Найди (назови)предмет такой же формы», «Найди пару», «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Нарисуй и построй».
Ориентировка в пространстве
Совершенствование умения ориентироваться на ограниченной плоскости: «Запомни и повтори», «Дорисуй ряд», «Составь узор», «Нарисуй отгадку», «Художник», «Левее, правее», «Рисуем по точкам», «Выше, ниже».
Развитие способности к пространственному моделированию : «Чьё место?», «Водители», «Отведи товарища», «Дорога домой и дорога к школе», «Найди спрятанный предмет», «Перейди дорогу», «Иди по правилам», «Угадай, что спрятано».
Ориентировка во времени
Совершенствование представлений о временных отрезках (дни недели, месяцы, времена года) : «Неделя, стройся», «Живая неделя», «Назови соседей», «Круглый год»,«Подбери правильно» (лото, «Составь времена года», «Наведи порядок», «Когда это бывает?», «До и после», «Раньше – позже».
Развитие чувства времени : «Сделай вовремя», «Успей за 1 минуту», «Кто быстрее соберёт башню?», «Кто успеет?», «Кто раньше?».
Упражнение в определении и установлении по времени по часам:«Который час?», «Наш день», «Проверь время», «Раньше – позже»