Надежда Иванченко
Мини-проект «Пасха в Кубанской семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта: краткосрочный, познавательно - творческий
Участники проекта: дети первой младшей группы «Светлячок», родители, воспитатели, педагоги ДОУ.
Актуальность темы: Праздник «Пасха» - это давно сложившаяся традиция среди русского народа. Изучение традиций русского народа в дошкольных учреждениях актуально в наше время. Ведь это, прежде всего, приобщение детей к духовной культуре и традициям народа.
Поэтому возникла идея создания проекта. Объяснять суть праздника, легко, играя с детьми, и рассказать некоторые традиции празднования праздника «Пасхи».
Публикация «Мини-проект „Пасха в Кубанской семье“» размещена в разделах
- Кубань
- Пасха, пасхальная тема
- Пасха. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2021
Проблема: расширить представление детей о русских традициях и праздниках, их особенностях подготовки и проведения.
Цель проекта: Познакомить детей с традициями русского народа, показав их тесную связь с народной жизнью и их укладом, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней Пасхи.
Задачи проекта:
1. Вызвать интерес детей к празднику Пасхе.
2. Способствовать к поддержанию традиций по подготовке к празднованию праздника.
3. Формировать у детей понятия о милосердии, доброте.
4. Изготовление пасхальных яиц из пластилина.
5. Пополнить словарный запас детей словами: Пасха, кулич, Вербное воскресение, воскрес, Ангел.
6. Научить украшать яйца при помощи пластилина, бумажных заготовок, красок.
7. Воспитывать уважение к национальным традициям празднования Пасхи.
8. Прививать интерес к истории праздника.
Ожидаемые результаты:
Повышение интереса детей к основам духовно-нравственных традиций.
Форма проведения: игровая деятельность, беседы, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, творческая деятельность.
Реализация проекта:
1 этап –– диагностический
1. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала и фотографий по теме «Пасха»;
2. Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про Пасху.
3. Подготовка образцов и материалов для творческой деятельности.
2 этап – формирующий
1. Лепка из пластилина "Пасхальное яйцо»
2. Беседы на темы: «Что такое Пасха?», «Почему мы красим яйца на Пасху?»
3. Пасхальные игры-забавы : «Катание яиц», «Кто найдёт больше яиц?», «Эстафета с яйцами».
4. Игра малой подвижности «Вышла курочка гулять.».
5. Консультация для родителей «Пасхальные традиции и значение для семьи».
6. Консультация для родителей «Пасха в кубанской семье».
7. Фото-вернисаж «Пасха в моей семье».
8. Выставка поделок совместно с родителями "Пасхальные мотивы"
3 этап - обобщающий
Оформление выставки творческих работ детей «Праздник светлой Пасхи».
ПРИЛОЖЕНИЯ
Консультация для родителей «Пасха в Кубанской семье»
Пасха – главный праздник христианского календаря. Недаром его называют «праздников праздник и торжество из торжеств».
Так уж исторически сложилось, что Пасха в кубанской семье – это было нечто особенное. Это был всем праздникам праздник! Его отмечали с размахом, со всей широтой и искренностью казачьей души, раздольно и хлебосольно. Давайте побываем на кубанской Пасхе – хотя бы визуально.
Как же кубанские казаки встречали Пасху?
Основательная подготовка к празднованию Пасхи у кубанцев всегда начиналась в Чистый четверг. В этот день станичники совершали следующие предпраздничные действия: хозяйки делали генеральную уборку в доме, все тщательно чистили и мыли; дом украшался расписными вышитыми рушниками и разноцветными лентами. В этот же день кубанцы ходили в баню всей семьей; ну и итогом Чистого четверга была покраска яиц и выпечка куличей. Дождавшись субботы, вечером станичники шли в храм – разумеется, всей семьей. Обычно народу в этот вечер собиралось много, и не все могли поместиться внутри храма. Но не беда. Существовала казачья традиция – разжечь в церковном дворе костер, и все, кто не мог войти в храм, собирались вокруг огня. Такой костер считался необычным, он посвящался Христу и Его Воскресению.
Разжигался «Христов костер» по особым правилам: на его розжиг годились исключительно сухие ветви дуба и вербы. Считалось, что на них висит нечистая сила, которая обязательно сгорит на святом пасхальном костре; традиция гласила, что в костер обязательно нужно было бросить рассохшуюся бочку или старое колесо от телеги; костер должен был гореть всю ночь, пока в храме шла служба, и быть большим, чтобы его могли видеть издалека.
Были и другие непременные правила и обычаи:
В первый день Пасхи всякий желающий мог взобраться на колокольню и позвонить в колокол. Считалось, что это действо обязательно принесет звонящему и его близким здоровье и богатство. В эту ночь казаки приносили в храм куличи, крашеные яйца, а также всяческую другую снедь для освящения. Даже не приносили, а привозили возами, потому что считалось, что освящена должна быть вся еда, предназначенная для праздничного стола. Церковный двор, заставленный телегами с праздничной провизией, всегда был обычным зрелищем в кубанских станицах в Пасхальную ночь; после окончания службы (ранним утром) народ выходил из храма, костер гасили, и все отправлялись по домам – праздновать Пасху в кругу семьи.
Консультация для родителей
«Пасхальные традиции и значение для семьи».
Пасха – самый большой и светлый праздник христианской церкви. Празднуется он в первое воскресенье первого весеннего новолуния. Отмечали его торжественно.
Название праздника происходит от еврейского слова, означающего «исход», избавление. Точная дата празднования определяется по лунному календарю.
Первоначально Пасха была праздником древних иудейских скотоводческих и земледельческих племён. В этот день люди умилостивляли духов, чтобы заручиться их помощь. И поддержкой в период, когда нарождался скот и начиналась жатва. Это был праздник весны и перехода на новые пастбища.
Затем, с развитием земледелия, он превратился в праздник «опресноков» - праздника пресных хлебов (к этому времени уже поспевали первые хлеба).
Основной мотив древнего праздника – воскресение, возрождение природы после долгого периода зимы.
В день Пасхи улицы наполнялись толпами народа. В каждом доме готовили угощение к празднику. На праздничном столе обязательно должны быть пасха, кулич и крашеные яйца. Обычно их готовили в четверг, а субботу относили в церковь, чтобы освятить.
Пасхальное яйцо.
У вас в руке обычное куриное яйцо. Такое уж ли оно обычное?
Яйцо – древнейший языческий символ воскресения из мертвых.
Яйцо выглядит как мертвый камень: гладкое, неподвижное, но в нём скрыто удивительное чудо, в нём бьётся жизнь. Яйцо известно во многих странах и религиях как символ жизни. Появление из мертвой, твёрдой скорлупы живого организма всегда вызывало священный трепет у человека. У древних славян яйцо считалось источником вечной жизни.
Обычай красить яйца появился во времена языческие – тогда яйца красились в жертву богам и окрашивались жертвенной кровью ягнёнка.
После принятия христианства на Руси языческий праздник встречи Весны органично слился с христианской Пасхой, среди прочего приняв традицию дарить в этот день красное яйцо. Яйцо стало непременным пасхальным сувениром. Разноцветное, с орнаментом или рисунком его в обязательном порядке дарили близким, знакомым, родственникам и друзьям. Яркий тому пример – изготовленные ювелирным домом Фаберже подарки для членов царской семьи.
Во всем славянском мире исстари было принято встречать приход весны украшенными собственноручно яйцами. Расписывая их, женщина связывала с этим свои надежды и пожелания, которые вплетались в наносимый узор. Так из поколения в поколение складывались орнаменты, наполненные заветным смыслом, который, как считалось, может повлиять на благоденствие семьи и близких, на поведение природы, на исполнение сокровенных желаний и чаяний.
Для того, чтобы покрасить пасхальные яйца, предки использовали растительные красители, которые изготавливали заранее: дубовую и яблоневую кору, ольховые шишки, луковую шелуху, зеленую рожь, корни крапивы, цветы мальвы. Подобные яйца в древности назывались крашенками.
Крашенки - это прежде всего ритуальная еда. Здесь не имеет значение ни размер, ни цвет; главное, чтобы оно было целым и свежим.
Но существовало и другое яйцо – то, которое служило оберегом в течение всего года. Его называли писанкой, и отличало оно строгим правилам орнамента, традиционными цветами: белый, желтый, красный и чёрный, и непременно, было сырое. На пасхальном столе писанкам отводилась место возле кулича.
Крашение яиц начиналось с первым ударом грома или колокола. Окунув яйцо в краску, женщина шёпотом произносила священный заговор – молитву.
Предназначались писанки лишь для дарения. Считалось, что если подарят друг другу чужие по крови люди пасхальное яичко, то станут роднее, будут жить в мире да согласии как братья и сёстры. Так исполнялся священный обряд братания. Окрашивали примерно 100 – 200 яиц. В течение праздника, их раздавали приходящим «христосоваться» детям, а также в первый день праздника разговлялись всей семьей.
Крестьяне верили, что при помощи пасхального яйца души умерших могут получить облегчение на том свете, для чего нужно сходить на кладбище, положить на могилку яйцо и скормить его «вольной» птице.
При помощи пасхального яйца, считалось, получают облегчение от всех болезней и напастей. Если яйцо, полученное при христосовании от священника, сохранить на божнице в течение 3 и даже 12 лет, то стоит только такое яйцо съесть тяжело больным - и всю хворь как рукой снимет.
По старинным поверьям, помогает яйцо и при тушении пожаров, и в земледельческих работах. В Ярославской губернии с пасхальным яйцом искали пропавшую или заблудившуюся скотину. В некоторых местах яйцом гладили скотину по хребту, чтобы та не болела и чтобы шерсть у неё была гладкой.
Подарить яичко друг другу – главный обычай этого светлого праздника.
Праздничные столы ломились на Пасху от самых разных блюд. Даже в самых бедных домах старались, чтобы пасхальный стол был обильным. Царем на столе был освященный кулич.
Неделя после Пасхи у народа называлась славною, великою и радостною. Со святой недели начинались городские и сельские гуляния, разыгрывались хороводы, люди закликали, зазывали весну:
Вылети, сизая галочка, вынеси золотые ключики,
Замкни холодную зиму, отомкни тёплое летечко.
На Пасху катали яйца в лотке по жёлобу. Этой забаве предавались и дети, и взрослые. Каждый норовил при катании разбить яйцо своего «противника», после чего оно переходило в собственность хозяина уцелевшего яйца.
В России Святая Пасха всегда занимала особое место в духовной жизни людей, поскольку с ней были связаны представления о вечном обновлении жизни, о возрождении и очищении человеческой души. Праздники, и особенно такие светлые, как пасха, объединяли людей в едином чувстве, настроении и состоянии души. Такие праздники духовно сплачивали разобщенных людей. Они объединяли семьи. Члены семьи, пусть на короткое время, собирались вместе, объединённые общим делом, подготовкой к празднику, радостным чувством, весёлым застольем.
Вот и сейчас Пасха, а с ней и те обряды, обычаи, что складывались веками, возвращаются на русскую землю.
Для ребенка же важно не только понимание сути и значения этого светлого праздника, но и атмосфера, совместное переживание радостного момента с родными людьми. Думаю, что воспоминания об этом он сохранит на всю жизнь.