Алла Буданцева
Межполушарные взаимодействия в процессах речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
От развития межполушарного взаимодействия зависит успеваемость ребенка в школе и его успешная жизнь в дальнейшем. Зачастую слабое развитие одного из полушарий становится причиной трудностей обучения письму и чтению.
Межполушарное взаимодействие – это единая система, в которой работают оба полушария. При этом каждое из них выполняет свои собственные функции. Для нормальной работы психики необходимо связанное взаимодействие полушарий.
Публикация «Межполушарные взаимодействия в процессах речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
Межполушарные связи – что это? Мозг человека состоит из двух полушарий, и каждое из них выполнят свои особые функции. Левое отвечает за речь, логику, анализ, математические способности. Правое – за восприятие информации на слух, планирование, креативность, образное мышление. Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части. Большие полушария (разделены продольной щелью. В глубине щели оба полушария соединены между собой толстой горизонтальной пластинкой –мозолистым телом которое состоит из нервных волокон, идущих поперечно из одного полушария в другое. Межполушарные связи напрямую влияют на обучаемость человека, его достижения и успехи во всех видах деятельности. Если полушария взаимодействуют друг с другом слабо, ведущее берет основную нагрузку на себя, а другое блокируется. В результате у ребенка возникают проблемы с ориентацией в пространстве, координацией пишущей руки со слуховым и зрительным восприятием, адекватным эмоциональным реагированием. Он становится мнительным и с трудом учится чему-то новому.
Интеллект человека основан, прежде всего, на согласованной работе обоих полушарий.
Признаки слабого развития межполушарных связей у детей
Межполушарные связи формируются вплоть до 12–15 лет. Развитие происходит постепенно, в несколько этапов.
Особое значение межполушарному развитию ученые придают возрастному периоду от 3 до 8 лет. Именно в этом возрасте закладывается интеллектуальная основа–зрительное, слуховое, кинетическое, зрительно-моторное, слухомоторное восприятие, смысловое различение звуков и многое другое.
Родители могут распознать слабость развития межполушарных связей по характерным признакам: ребенку сложно писать под диктовку и переписывать текст; он с трудом описывает ситуацию по картинке; не может адекватно оценивать эмоции других людей; пишет буквы в зеркальном отражении; часто говорит сбивчиво и нечетко, нарушения речи возникают произвольно; испытывает сложности в общении со сверстниками, больше общается с младшими детьми или взрослыми; затрудняется в понимании пословиц, поговорок, юмора; у ребенка может меняться ведущая рука. В младенчестве на нарушение может указывать пропуск этапа ползания, долгое раздумывание перед совершением определенных действий. После 7 лет детям со слабо развитыми межполушарными связями сложно ставить цели и достигать их, планировать и контролировать свою деятельность. Например, эффективно убрать рабочее место.
На сегодняшний день наблюдая и диагностируя дошколят, все и больше и больше появляется детей с речевыми нарушениями, с задержкой речевого развития, с задержкой психического развития, гиперактивных и невнимательных. Все чаще встречаются дети моторно неловкие, т. е. наблюдается вялость мышц, нет желания и сил прыгать, бегать, элементарно такие дети неловко прыгают на 1 ноге, не могут поймать и бросить хорошо мяч, плохо переключаются с одного движения на другое.
Почему же наблюдается такая ситуация? Причин может быть много. Это и экологические, биологические, социальные факторы, влияющие на состояние и развитие наших детей. Но еще одна немаловажная причина, на мой взгляд, это малоподвижный образ жизни наших детей.
Давайте вспомним с вами как мы проводили время в наше детство: поднимите руки те, кто в детстве бегал босиком? Кто прыгал на скакалке, в резиночку, крутил обруч, играл в классики, играли с мячом, с друзьями в дворовые игры…
А теперь поднимите руки те, кто видит в наше время прыгающих и бегающих детей на улице? А со скакалкой, с обручем? Современное поколение ведут малоподвижный образ жизни, сидят возле гаджетов, в телефонах, у компьютера. Да сейчас время цифровых технологий, и от этого никуда не деться, дети больше нас разбираются в технике и это здорово. Но мы идем с вами к тому, что современное поколение – с каждым годом становится физически, психически, соматически ослаблено.
Ведь бегая и прыгая, а также играя по правилам у нас развивалась координация движений, ориентировка в пространстве, общая моторика, ловкость, гибкость, контроль над собой, переключаемость движений.
Недостаточность физической активности ведет к плохому снабжению головного мозга кислородом, а также дисгармоничному развитию межполушарных связей
Интеграция правого и левого полушарий позволяет успешно решать ряд развивающих задач: улучшить сенсорную и пространственную координацию, повысить возможность произвольного внимания, самоконтроля, улучшить усидчивости, развить зрительно-моторную координированность, согласованность, точность, плавность движений обеих рук. А также активировать развитие речи и психомоторных процессов.
Как же «подружить» две половинки мозга ребёнка?
Ответ прост–играть в особенные игры, заниматься «гимнастикой мозга». Что такое «гимнастика мозга»? «Гимнастика для мозга - ключ к развитию способностей ребенка»
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире. Кинезиологические упражнение – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
Гимнастика мозга – это система специальных упражнений для активизации мозговой деятельности.
Цель упражнений «Гимнастика мозга»
• балансировка и синхронизация межполушарного взаимодействия;
• развитие памяти и мыслительной деятельности;
• повышение продуктивной работоспособности;
• развитие мелкой моторики;
• развитие речи, навыков письма и чтения, мышления;
• раскрытие внутреннего потенциала, творческого подхода и личного роста.
Главным инструментом при выполнении «гимнастики мозга» являются руки. Действуя двумя руками, развиваются оба полушария. Сначала выполнять упражнения будет сложно, поэтому торопиться не надо. Когда начнет получаться—необходимо ускорить темп. Эти упражнения будут полезны детям и взрослым даже если с сформированностью межполушарных взаимодействий все в порядке.
Для начала, нужно выбрать 3 – 4 простых упражнения, и отрабатывать их до совершенства. Переходить к новым следует только после того, как ребенок сможет выполнять упражнения без зрительного и устного контроля.
Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.
Несколько правил по применению «Гимнастики мозга» :
• четкое выполнение движений.
• в начале сам педагог должен «отчеканить шаг», а потому уже показывать это детям
• все упражнения очень простые, поэтому их можно выполнять в любом месте и в любое удобное время;
• заниматься ежедневно;
• занятия должны быть оформлены в виде игры;
• продолжительность занятий от 5 до 20 минут;
• одно упражнение не должно занимать более 2 минут;
• внутри комплекса упражнения можно как угодно менять местами.
Игровые упражнения и задания, используемые в работе с детьми, способствуют развитию нервно-психических функций, психических процессов и помогают провести работу не только по межполушарному взаимодействию, но и по предупреждению у ребёнка недостаточности в развитии сенсорно моторных, психомоторных, речедвигательных процессов, психических процессов (памяти, внимания, мышления, речи, зрительно моторной и пространственной координации, повышают усидчивость, самоконтроль, укрепляют кисти и пальчики рук. Все игры, упражнения, задания помогают подготовить мозг ребёнка к эффективной работе, способствующей лучшему восприятию и переработке информации.
Литература:
1. А. Л. Сиротюк «Обучение детей с учётом психофизиологии», «Сфера», Москва 2001г.
2. А. Л. Сиротюк «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения», «Сфера», Москва 2003г.
3. В. Любимова «Кинезиология. Второй уровень познания тела», «Невский проспект», Санкт – Петербург, 2005г.
4. В. Любимова «Кинезиология, или природная мудрость тела», «Невский проспект», Санкт – Петербург, 2005г.
5. П. Деннисон, Г. Деннисон «Программа «Гимнастика ума». Пер. С. М. Масгутовой, Москва, 1997 г.