Олеся Ищенко
Межполушарное взаимодействие коры головного мозга как основа успешного развития и обучения дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо
наполненный.
Мишель де Монтень.
(французский писатель эпохи Возрождения)
С развитием информационно-коммуникационных
технологий, ритмом нашей жизни, а также частыми стрессовыми ситуациями, с которыми сталкиваются взрослые и дети, встает вопрос о гармоничном
интеллектуальном развитии подрастающего поколе-ния. В современных условиях жизни родители, в силу своей занятости, не имеют возможности уделить соб-ственному ребенку внимание на должном уровне, осуществляя лишь его физиологические потребности.
Публикация «Межполушарное взаимодействие коры головного мозга как основа успешного развития и обучения дошкольника» размещена в разделах
- Головные уборы. Шляпы, панамки, шапочки
- Одежда, обувь, головные уборы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Согласно данным нейрофизиологических исследова-ний, на сегодняшний день лишь каждый пятый вы-пускник
дошкольного образовательного учреждения является здоровым и обладает необходимым для дальнейшего обучения в школе интеллектуальным и творческим
потенциалом.
Именно дошкольный возраст является сензитивным
периодом в развитии головного мозга человека, т. к. кора больших полушарий головного мозга еще окон-чательно не сформирована. Нейрофизиологические исследования позволили ученым понять механизмы несформированности когнитивного развития до-школьника.
Мозг человека состоит из двух полушарий (правого и левого, соединенных между собой мозолистым телом, через которое осуществляется обмен поступающей информации. Каждое полушарие принимает активную роль в развитии всех психических функций. Левое по-лушарие отвечает за абстрактно-логическое мышле-ние: способность планировать, анализировать, уста-навливать взаимосвязи, обрабатывать, систематизиро-вать и прогнозировать полученную информацию (ма-тематические, а также лингвистические способности, правое полушарие - за чувственное восприятие, спо-собность воссоздавать картину мира, ощущение и по-знание различных раздражителей, восприятие гео-графического пространства, музыкальные и художе-ственные способности. Так, левое полушарие распо-знает схематическое изображение предмета, его ос-новные характеристики, а правым полушарием «счи-тывается» индивидуальное восприятие человека. Но только вместе оба полушария мозга, получив необхо-димую информацию, формируют полное представле-ние об объекте.
Так зачем же развивать оба полушария мозга?
Левое полушарие мыслит логически, а правое – помо-гает создавать новое, генерировать идеи, интегриро-вать их в практическую деятельность. Можно быть хорошим математиком с доминантным развитием ле-вого полушария и при этом ничего нового не приду-мать. А можно быть гениальным творцом, сыпать идеями и ни одну из них не осуществить из-за непо-следовательности своих действий. И тот, и другой – пример людей с доминантным развитием лишь одного из полушарий головного мозга.
Всем давно известно о том, что движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Осуществляя движения пальцами и руками, ребенок дошкольного возраста запускает механизм «единства мысли и движения». Внедрение нейропсихологическо-го метода в воспитательно-образовательный процесс способствует успешному развитию головного мозга, развитию сенсомоторики, пространственной коорди-нации, высших психических функций дошкольника. В дошкольном возрасте процесс развития интеллекту-альных способностей непрерывный. Включая в непо-средственно-образовательную деятельность игры и упражнения, способствующие развитию межполу-шарного взаимодействия, также как кинезиологиче-ские упражнения, психомоторные игры, речедвига-тельные игры, сенсомоторные игры, педагог развива-ет когнитивные способности и одновременно коррек-тирует психику ребенка. Систематическое обучение дошкольников с использованием игр и упражнений по межполушарному взаимодействию способствует устранению дислексии, развивает межполушарные связи, улучшает память, концентрацию внимания, пространственные представления. Данные игры и упражнения нужно выполнять вместе с детьми, посте-пенно усложняя их и увеличивая время и сложность.
Примерами игр и упражнений, направленных на раз-витие межполушарного взаимодействия детей до-школьного возраста детей дошкольного возраста, мо-гут быть данные дидактические игры.
1. Попросите ребенка постучать по столу расслаблен-ной кистью правой, а затем левой руки.
2. Повернув правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите руку на ладонь. Повто-рите все то же самое левой рукой.
3. «Звоночек». Опираясь на стол ладонями, дошколь-ник сгибает руки в локтях, встряхивает ими по очере-ди, затем обеими одновременно.
4. Попросите ребенка поочередно каждым пальцем постучать по столу под счет «1,1- 2,1-2-3 и т. д.» сна-чала правой рукой, потом левой, затем обеими рука-ми одновременно.
5. Предложите дошкольнику раскатать на доске не-большой комочек пластилина по очереди пальцами правой, а затем левой руки.
6. Вращение карандаша сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указа-тельным; указательным и средним; средним и безы-мянным; безымянным и мизинцем; затем повторить это все в обратном порядке).
7. Попросите дошкольника вытянуть руки перед со-бой и сгибать кисти вверх-вниз. Затем следует вра-щать обеими кистями по и против часовой стрелки (сначала однонаправленно, затем разнонаправленно, сводить и разводить пальцы обеих рук, одновременно широко открывая и закрывая рот.
8. Предложите ребенку проследить глазами по конту-ру воображаемой фигуры (круг, треугольник, квад-рат) или цифры, не отвлекаясь.
9. Поставьте дошкольников парами : напротив друг друга, касаясь ладонями ладоней партнера, имити-руйте езду на велосипеде.
10. «Найдите клад». Необходимо спрятать в комнате игрушку или конфету. Затем предложить ребятам найти ее, ориентируясь на команды ведущего, напри-мер: «Сделай два шага вперед, один направо, один назад и т. д.».
11. Одновременные движения глаз и языка. Попросите ребенка выдвинуть изо рта язык и глаза, совершая совместные движения из стороны в сторону, вращая их по кругу и по траектории лежащей восьмерки (сна-чала следует отрабатывать однонаправленные движе-ния, затем – разнонаправленные).
12. Предложите воспитаннику закрыть глаза и опо-знать небольшой предмет, который положите ему в руку, а другой рукой нарисовать его на бумаге (про-пишите в воздухе).
13. Поставьте дошкольников в парах лицом друг к другу. Один ребенок будет выполнять движения ру-ками или ногами, другой должен их зеркально отоб-разить.
14. «Зеркальное рисование». Положите перед ребен-ком чистый лист бумаги. Предложите взять в обе руки по карандашу или фломастеру и начать рисовать од-новременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. Когда деятельность обеих полушарий дошкольника синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
Под влиянием предложенных тренировок, развивающих межполушарное взаимодействие, в организме ребенка наблюдается положительная динамика развития головного мозга. Постепенно увеличивая нагрузку (оптимальную для данных условий, достигаются значительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регуляция и координация нервной системы. Данные методики позволяют выявить скрытые способности дошкольника и расширить границы возможностей деятельности его мозга. Нейропсихологические игры не требуют материальных затрат, удобны в применении, органично вписываются в структуру занятий, а главное - обучающиеся выполняют их с большим желанием и удовольствием, что является основополагающим для роста мотивации в обучении.
В результате работы по нейропсихологическому раз-витию прослеживается стабильная динамики развития интеллекта детей. Это позволяет родителям и педаго-гическому коллективу нашего детсада обеспечить условия для полноценного развития личности ребенка и сохранения его интеллектуального здоровья.
Применение приемов улучшения межполушарного взаимодействия в системе занятий оказало положи-тельное влияние на уровень развития интеллекта у де-тей. Дошкольники, применяющие эти упражнения, стали смышленее и любознательнее. На данный мо-мент можно смело заявить, что данные воспитанники будут лучше учиться в будущем, раскрывая все свои возможности в различных сферах человеческой дея-тельности.
Более эффективным результатом в обучающем про-цессе стало продуктивное взаимодействие всех специ-алистов дошкольного образовательного учреждения: музыкального руководителя, инструктора по физиче-ской культуре, психолога, а также воспитателей, кото-рые в течение дня в процессе образовательной дея-тельности использовали предложенные методы и при-емы.
Список использованной литературы:
1. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников / А. Л. Сиротюк. – М. : ТЦ Сфера, 2002. – 48 с.
2. Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей / Т. П. Трясорукова. – М. : Феникс, 2016. – 32 с.
3. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстанов-ления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие / Г. Е. Шанина. – М. : ВНИИФК, 1999.
4. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей : раскраска с заданиями» Трясорукова Т. П. ;
5. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей : прописи: право, лево» Трясорукова Т. П. ;
6. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей : рабочая тетрадь» Трясорукова Т. П. ;
7. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей : нейродинамическая гимнасти-ка» Трясорукова Т. П. ;
8. «Тренажёр по развитию межполушарному взаимодействию и графоматорных навыков. Комплект карточек для занятий с детьми от 5 лет» Давыдова О. А.
9. ВиноградоваА. Л., Константинова И. С., Цыганок А. А. Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий. – М. : Издательство: Теревинф, 2006.
10. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М., 1973.
11. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. - С-П. : издательство «Сага», 2002.
12. Коноваленко С. В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. - М, 2002.
13. Павлова Н. Н, Руденко Л. Г. Экспресс-диагностика в детском саду. - С-П. : «Генезис», 2017.
14. Рузина М. С. Пальчиковые и телесные игры для малышей – СПб. : Речь, 2003.
15. Деннисон П., Деннисон Г. Программа «Гимнастика ума». Пер. С. М. Масгутовой, - М. : 1997.
16. Семаго М. М., Семаго Н. Я. — Диагностический альбом для оценки развития познава-тельной деятельности ребёнка, АРКТИ, Серия «Библиотека психолога-практика», 2016.
17. Шанина Т. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восста-новления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М., 1999.
18. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейро-психологический подход. СПб. : Питер, 2008.
19. Безруких М. М. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7, 5 лет: Руководство по тестированию и обработке результатов. - М. : Новая шко-ла, 1996. - 46 с.
20. Деннисон П. И., Деннисон Г. И. Образовательная кинестетика для детей: Базовое пособие по Образовательной Кинезиологии для родителей и педагогов, воспиты-вающих детей разного возраста: Пер. с англ. М. : Восхождение, 1998.
21. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском воз-расте. – Москва: Академия, 2002.
22. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников : Практи-ческое пособие. – М. : АРКТИ, 2014. – 60 с.
23. Шанина Т. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для вос-становления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное по-собие. М., 1999.
24. Яковлева Н. В. Кинезиология как средство речевого развития детей с ограничен-ными возможностями здоровья в группах компенсирующей направленности / Н. В. Яковлева, О. Н. Истомина, Л. И. Гонилова [и др. ] // Воспитание и обучение : теория, методика и практика: Материалы Междунар. науч. -практ. конф. (Чебоксары, 30 окт. 2019 г.) / редкол. : О. Н. Широков [и др. ] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2019.
25. Яковлева Н. В. Механизмы стимулирования межполушарного взаимодействия в коррекционной работе ДОУ //Сборник статей из опыта работы педагогов Белго-родской области – участников конкурсов профессионального мастерства. Вып. 3 : в 2-х ч. – Белгород :ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2020. – Ч. 2. – 211 с.