Елена Вырвина
Методы и формы работы с детьми дошкольного возраста при переходе на ФГОС. Дидактическая игра «Мажор и Минор»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Светлячок» р. п. Юрты
по тематике:
«Формы и методы работы с детьми
при переходе на ФГОС»
Музыкальный руководитель
МКДОУ детского сада «Светлячок» р. п. Юрты:
Вырвина Елена Александровна
2016 г.
Темочки:
- Дидактические игры
- Мажор и минор
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
В настоящее время, когда со стремительным развитием информационных технологий, музыкальные игрушки сменили всевозможные гаджеты, магнитолы, компьютерные игры, и дошкольники отдают свое предпочтение им, наиболее актуальной в детском саду стала работа по восприятию музыки дошкольниками. К сожалению, в наши дни и родителями, и воспитателями, и музыкальными руководителями уделяется мало внимания формированию умения слушать музыкальное произведение, дать ему характеристику, музыкальную окраску.
Научить ребенка слышать произведение и понимать, что хотел передать композитор – является одной из важнейших педагогических задач при формировании музыкального восприятия и слуха у детей. Ведь от того как ребенок слушает и воспринимает музыкальное произведение и зависит, насколько малыш вырастет музыкально образованным и культурным человеком.
Работа по определению настроения мелодии начинает вестись с 1-ой младшей группы. Дети учатся понимать, какая прозвучала музыка, веселая или грустная, и какие движения можно выполнить под нее.
Понятия Мажор и Минор сложны для дошкольников, поэтому в нашем детском саду я изготовила две тростевые куклы, которых так и назвала Мажор и Минор. Цвет одежды кукол, цвет волос, а также эмоции на лицах контрастны. С помощью этого пособия дети легко соотносят характер музыкального произведения с одной из кукол. У детей расширяются музыкальные впечатления, закрепляются цвета. Куклы, как говорилось выше, тростевые. На трость надеты платья, также контрастных цветов. Голова изготовлена из чулка, набитого ватой. Волосы – из шерстяных нитей.
Работа по восприятию музыки ведется системно, понятия «мажор» и «минор» вводятся постепенно, начиная со старшей группы. В средней группе дети пользуются еще словами «веселая», «грустная». И такое пособие – замечательный помощник педагога.
Какие же задачи возможно решить с помощью дидактической игры «Мажор и Минор» и такого пособия?
1. Ознакомление детей с понятиями минор и мажор.
2. Закрепление умения детей самостоятельно определять настроение музыкального произведения, подбирать движения, характерные для услышанной мелодии.
3. Воспитание у детей устойчивого интереса и отзывчивости на музыкальные произведения разного характера, расширение музыкальных впечатлений и образов.
4. Развитие у детей умения соотносить музыкальный лад с цветовой гаммой и образами ( куклами:Мажор, Минор).
5. Развитие творческих способностей детей при восприятии разных музыкальных ладов.
6. Приобщение детей к этическим нормам поведения.
Ход игры
Муз. рук:Здравствуйте, ребята. Сегодня нас на День рождения пригласили наши с вами старые знакомые, музыкальные братья: Мажор и Минор. Но как мы с вами знаем, в гости на День рождения без подарка не ходят. Мне нужны сейчас желающие отправиться в гости к Мажору и желающие отправиться в гости к Минору. (выходят) Теперь нам необходимо выбрать подарки. Предлагаю подарить нашим именинникам по картине и по красивому волшебному цветку. А мы с вами знаем, что Минор любит погрустить, а Мажор повеселиться. Давайте послушаем с вами отрывок из музыкальной пьесы П. И. Чайковского и определим мажорное оно или минорное. (звучит пьеса «Болезнь куклы», дети определяют лад, название пьесы). Ребята, если бы вам предложили нарисовать услышанное произведение, то какие краски бы вы использовали и почему? (дети отвечают). А теперь я предлагаю послушать другое произведение этого же композитора. (звучит пьеса «Кукла выздоровела»). Скажите, отличается ли эта музыка от той, которую вы прослушали ранее? Чем? Какого цвета краски вы использовали бы, если бы вам предложили нарисовать вот эту музыку.
А вот и наши картины. Обратите внимание, на то, какие краски использовали художники при написании этих картин. А какую из картин следует подарить Минору? Почему (дети отвечают). А это подарок для Мажора. Посмотрите как ярко заиграли краски на картине. Даже на ваших лицах появилась улыбка. Хорошо, возьмите картины с собой.
А еще нам нужно приготовить именинникам по цветку. Скажите а из чего же цветок состоит? Из каких частей?
Дети: Из серединки и лепестков.
Муз. рук: Верно! Ребята, а если бы вам предложили написать СМС-сообщение братьям, какой смайлик использовали бы вы для каждого из них? Вот здесь в конверте у меня есть смайлики, которые и будут серединкой у волшебных цветков. Предлагаю подойти и выбрать смайлик. Те ребята, которые идут в гости к Мажору – свой смайлик, а те ребята, которые идут к Минору – соответственно свой. (дети выбирают). Теперь выбранную вами серединку нужно расположить на каком-нибудь красивом фоне. Так же как и серединку, предлагаю подойти и выбрать фон. (дети выбирают, размещают) Ну а в этом конверте у меня есть разноцветные лепестки для волшебных цветков. Но вот беда, налетел холодный ветерок, сдул все лепестки у цветка и перемешал их. Сейчас под музыку давайте выберем лепестки для каждого из братьев и сразу же их разместим на выбранном вами фоне. (дети выполняют задание). Вот и еще один подарок готов! Мы с вами хорошо
потрудились. И вот перед нами волшебный музыкальный сундучок, в котором и живут наши именинники. Но вот беда, так просто его не открыть. Нужно прикоснуться к сундучку одним пальчиком и внимательно послушать для кого же
прозвенит колокольчик, для Мажора или для Минора. Как будет звучать колокольчик для Мажора? А для Минора? Ну, слушайте. (дети слушают и определяют лад)
Муз. рук: Ой, ребята, посмотрите, сундучок-то наш открылся. А в не-е-м… (Муз. рук-ль достает из сундучка куклы, берет их в обе руки, здоровается от лица каждой куклы)
Муз. рук: Ребята, давайте подарки дарить! (дарят) А что же еще делают в гостях? Ну конечно, же танцуют. Сначала со своими гостями пусть потанцует Минор. А вы, ребята, не стесняйтесь, придумайте свои движения, но старайтесь, чтобы движения соответствовали характеру музыки. (Звучит Вальс, дети танцуют в кругу) (после окончания танца Минор благодарит детей).
Муз. рук: А вот и наш Мажор уж рвется в пляс. Ребята покажите теперь как вы умеете танцевать! Придумайте свои движения! (звучит Марш, дети маршируют)
Минор :Ну вот и все, проститься я спешу,
Но помните, ребята, я грустью дорожу.
Мажор : И мне пора проститься,
Но помните, друзья, люблю я веселиться.
Мажор и Минор : До свидания!
(Муз. рук-ль убирает кукол в сундучок, закрывает его)
Муз. рук: Сундучок наш закрывается, сказка завершается!