Светлана Пирогова
Конспект интегрированного занятия (музыкальное развитие и изобразительная деятельность) «Мажор и Минор»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
Интегрированного занятия
(музыкальное развитие и
изобразительная деятельность)
Тема: «Мажор и Минор»
Цель: Эмоционально - сенсорное закрепление понятий «мажор» и «минор».
Задачи:
1. Учить детей эмоционально откликаться на контрастную выразительность мажора и минора и строить аналогии между собственными сенсорными ощущениями и звуковыми, пластическими, живописными образами. Вызывать эмоциональный отклик на контрастную выразительность мажора и минора.
Публикация «Конспект интегрированного занятия (музыкальное развитие и изобразительная деятельность) „Мажор и Минор“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мажор и минор
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
2. Закреплять у детей представление о понятиях «мажор» и «минор»
3. Развивать творческое воображение и способности детей.
4. Воспитывать в детях доброжелательность, коммуникативные качества личности.
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал
- скрипичный ключ
- письмо с приглашением в страну Музыки,
-музыкальные инструменты: фортепиано, рубель, музыкальный треугольник;
- наглядность портрет И. Баха;
- шапочка и косынка утят
- 2 накидки для Мажора и Минора;
- шкатулка со скрипичными ключами;
Раздаточный материал
-гуашь: зеленая, красная, желтая, синяя, белая; черная.
- кисти № 3
- вырезанные формы предметов;
- подставки под кисти;
- тряпочки сухие;
- баночки с водой;
ТСО:
Магнитофон, аудиозаписи: «Добрый жук», «Времена года» 2 часть концерта
«Осень»А. Вивальди, «Мелодия» К. Глюка, «Гавот» И. Баха, «Трик-трак» И. Штрауса,
«Вальс» П. Чайковского (для фонового сопровождения во время рисования)
Методы:
Информационно- рецептивный, направленный на получение информации, необходимой для восприятия и воспроизведения в пении, движении и изображении.
Репродуктивный- направленный на закрепление навыков и умений в пении, движении и рисовании.
Эвристический- направленный на развитие творческого мышления и воображения.
Приемы:
Показ, слушание, беседа, пение, упражнение, дыхательная гимнастика, наглядность, оценка, сопоставление и образная характеристика музыкальных произведений разного характера, танцевальное творчество.
Словарная работа:
Обогатить словарь детей за счет терминов «Мажор», «Минор», и подборе эпитетов к характеру музыки.
Предварительная работа:
Цикл музыкальных занятий по знакомству с минором и мажором, чтение стихов и сказок о ладах в музыке, слушание музыки А. Вивальди «Осень», разучивание попевок на разогревание голоса, пение песни «Отчего плачет осень» Муз. Н. Насауленко, «Два утенка» Т. Попляновой, индивидуальная работа над пластическими импровизациями «Грустно- весело», знакомство со скрипичным ключом.
Занятие по изодеятельности- рассматривание картин, иллюстраций, передающих явления золотой и поздней осени, «Веселые и грустные краски».
Форма организации занятия:
Фронтальная и по подгруппам.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Воспитатель группе собирает детей вокруг себя.
2. Игровая мотивация. Воспитатель зачитывает письмо с приглашением в страну Музыки. Дети входят в зал под веселую музыку с ее окончанием останавливаются в кругу.
3. Эмоциональный настрой. Музыкальный руководитель в роли Феи Музыки (в дальнейшем Ф. М.) приветствует их, поет «Здравствуйте, ребята» по звукам трезвучия вверх. Дети отвечают «Здравствуйте» по звукам трезвучия вниз. Фея предлагает взяться за руки и почувствовать себя дружным коллективом, подарить улыбки друг другу, гостям, и поиграть в игру "Смени пару».
Ф. М. напоминает правила игры: двигаться так, как подсказывает музыка. Не забывать смотреть в газа друг другу, быстро находить партнера.
Музыка А -легкий бег, найти пару.
Музыка Б– 4 прыжка взявшись за руки,
Музыка В - 3 хлопка, «до свиданья»,
Смена партнера. (3 раза)
Ф. М. оценивает движения детей, предлагает посетить музыкальную гостиную и поговорить о музыке.
Беседа.
Ф. М. Ребята, какое у меня было настроение вначале встречи (Дети- радостно, весело,
-А если бы я поздоровалась в вами так: поет в миноре. (Дети – грустно, печально).
- Скажите, а как в музыке называется радостное и веселое настроение?
Дети: Мажорное
Ф. М. а грустное и печальное?
Дети: Минорное.
Ф. М. Да, музыка удивительна, она может передавать настроение и характер, выражать чувства и переживания- радость, веселье, нежность, грусть, волнение, печаль. Послушайте фрагмент одного из уже знакомых вам произведений.
Тихо, тихо сядем рядом
Входит музыка в наш дом….
Слушание фрагмента 2 части концерта «Осень» А. Вивальди.
Беседа.
Ф. М. Вы узнали музыку? О чем она нам рассказывает?
Дети. Это музыка про Осень.
Ф. М. Кто композитор?
Дети: А. Вивальди.
Ф. М. Какие чувства передавала вам музыка?
Дети : Печаль, грусть, уныние, тоску.
Ф. М. Какое у нее было настроение?
Дети: Грустное, безрадостное, печальное, музыка минорная.
Ф. М. Да, очень грустно и печально оттого, что реже и реже выглядывает солнышко из- за туч, меньше приходится гулять. Когда и в каких ситуациях вы чувствовали похожее настроение?
Дети: Когда нет мамы рядом, когда кто- то обидел…
Ф. М. Чем можно помочь человеку, которому грустно?
Дети: поиграть с ним, угостить конфетой…
Ф. М. Вы кого то жалеете, сострадаете, оказываете помощь, а значит дарите свою любовь. Послушайте фрагмент еще одного произведения, которое сочинил знаменитый композитор И. Бах, называется оно «Гавот»
Слушание «Гавот» И. Баха.
Беседа.
Ф. М. Какие чувства передавала эта музыка?
Дети: музыка радостная, бодрая, беззаботная, игривая.
Ф. М. В каких случаях человек может испытывать подобные чувства?
Дети: когда мама или папа с тобой играют, когда день рождения или праздник, когда просто хорошее настроение и хочется танцевать.
Ф. М. Скажите, а как называется музыка, которая звучит только в исполнении музыкальных инструментов?
Дети: Инструментальная.
Ф. М. Вы очень внимательно слушали инструментальную музыку и правильно поняли ее минорное и мажорное настроение.
Ф. М. В моей стране Музыки наряду с инструментальной музыкой живет и вокальная музыка. Какую музыку мы называем вокальной?
Дети. Это когда участвует голос человека.
Ф. М. Вокальная музыка- это песенки, которые мы поем- песенки минорные (грустные, мечтательные) по характеру и мажорные (веселые, радостные, а есть песни, в которых и мажор и минор встречаются вместе.
Узнайте одну из таких песен. (звучит мелодия песни «Отчего плачет Осень»)
Дети. Это песня «Отчего плачет Осень».
Ф. М. Молодцы, правильно, а вот еще одна (звучит вступление к песне «Два утенка»)
Фея предлагает перед пением сделать дыхательную гимнастику, выполнить голосовые упражнения.
Исполнение попевок: «Бубенчики», «Цыплята», «Хорошо поем» «В октябре»
Фея предлагает спеть песенку «Два утенка», изобразив утят голосом, мимикой и движениями.
Вокруг себя вы покружитесь
И в утяток превратитесь
Инсценирование песни: «Два утенка» муз. Т. Попляновой.
Вокруг себя вы повернитесь
И в ребяток превратитесь.
Ф. М. Вы очень выразительно передали голосом, движениями характер утят. Ваши утята подружились, веселые помогли грустным. А у меня тоже есть друзья. Вот и они.
Под музыку «Трик- трак», входит Мажор, весело танцует.
Под «Мелодию» Глюка входит Минор, вытирая слезы.
Ф. М. Они своим настроением похожи на наших утят. Как же их зовут?
Если дети не могут догадаться, то гости сами говорят:
Мажор. Я- мажор.
Минор. А я Минор.
Ф. М. А что случилось с вашими костюмами?
Гости. По дороге к вам мы попали под сильный дождь со снегом, и он смыл все краски с наших костюмов. Помогите на ребята!
Фея Музыки предлагает позвать на помощь Фею Красок.
Музыка- входит Воспитатель по изодеятельности- Фея Красок (Ф. К.)
Ф. К. Здравствуйте, я Фея красок и холста
Спешу на помощь к вам сюда.
Я слышала, что у вас случилось, и рада вам помочь. Ребята, вы уже знаете, что краски как и музыка имеют свое настроение. Скажите, какие краски по цвету подходят для минора?
Дети. Темные, тусклые, синие, серые, черные…
Ф. К. А для мажора?
Дети. Красные, оранжевые, лимонные, желтые…
Нужно поспешить, чтобы украсить костюмы.
Ф. М. Вы сегодня изображали утят, грустные будут украшать минор, а веселые- мажор.
Ф. К. Подойдите к столу и выберите форму, которую будете раскрашивать.
Продуктивная деятельность. (дети раскрашивают заранее приготовленные формы в грустном и веселом настроении, а затем с помощь. Ф. М и Ф. К. наклеивают их на костюмы Мажора и Минора)
Ф. М. А чтобы наши друзья не скучали, я им предложу украсить вот такие цилиндры.
(Предлагает Мажору и Минору выбрать в своем настроении готовые формы и украсить головной убор)
Ф. К. А сейчас полюбуемся нашей работой.
Ф. М. Дорогой минор, продемонстрируй нам свой костюм.
Дефиле.
Ф. М. Как вы думаете, вы правильно украсили Минор? Почему вы так думаете?
Дети. Грустный минор- печальные краски.
Ф. М. А сейчас полюбуемся на мажор. Правильно вы его украсили? Почему?
Дети. Веселый Мажор- веселые, радостные, яркие краски,
Ф. М. Вы молодцы, помогли в беде моим друзьям, радостными по настроению красками вы украсили господина Мажора, потому что его музыка такая же светлая, веселая, и жизнерадостная. Темными, тусклыми красками вы украсили господина Минора, потому что его спутники печаль, грусть и немного мечтательность, спасибо вам, до свиданья Мажор и Минор.
Мажор и Минор уходят.
Ф. М. Примите от меня эти скрипичные ключики, когда вы снова захотите попасть в страну Музыки, они вам откроют в нее дверь. А сейчас нам пора прощаться. Поет «До свиданья»