Светлана Бекрешева
Нетрадиционные формы организации речевой работы с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные формы организации речевой работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Именно в старшем дошкольном возрасте очень важно научить детей умению наблюдать, видеть, слышать, чувствовать, импровизировать и рассказывать об этом. Дети становятся чутки к языку: чувствуют слово, оттенки значений, создают собственные стихи, сочиняют сказки, рассказы. К числу нетрадиционных форм речевой работы относятся : ситуации общения; игровые обучающие ситуации; интегрированные занятия с элементами кооперации; творческие мастерские. Ситуации общения – это специально проектируемые воспитателем или возникающие спонтанно формы общения, направленные на формирование коммуникативных способностей. Способы ситуаций общения разнообразны: игровые, практические, театрализованные и др. В каждой ситуации в общении с детьми возникает проблема, требующая решения. Воспитатель направляет детей на поиск решения проблемы, помогает приобрести новый опыт. Ситуации общения могут быть реально – практическими и игровыми. Алгоритм проведения ситуации общения: 1. Создание воспитателем реально – практической ситуации. 2. Воспитатель выслушивает предложения детей. 3. Воспитатель направляет детей на поиск проблемы, помогает приобрести новый опыт. 4. Совместный анализ результатов. Старшим дошкольникам можно предложить следующие ситуации общения: «Лена пролила варенье на пол. Что теперь ей делать? Как поступить лучше?; «Катя решила пригласить детей к себе в гости. Что она для этого должна сделать?» и др. Освоение игровому общению осуществляется в форме сценариев активизирующего общения. Сценарий общения может включать разговор воспитателя с детьми, инсценировки, игры – драматизации, народные, дидактические игры, имитационные упражнения. В сценариях активизирующего общения обучение имеет не учебную, а игровую, коммуникационную ситуацию. Поэтому необходимо так подобрать языковой материал, игровые задания, проблемные ситуации, чтобы активизировать речевое общение между детьми, их инициативные высказывания. Таким образом, решая задачи языкового развития, параллельно и одновременно решаем задачу установления личностных контактов между детьми. Например: игра «Строим дом». Активизируем словарь словами «плотник», «строитель», «инструменты», закрепляем навык совместной деятельности. Чтение стихотворения «Мы строим». Беседа рассуждение «Что нужно для того, чтобы построить дом?». Упражнение в форме отгадывание загадок на дифференциацию. Дети отгадывают загадки и отбирают нужные строительства дома инструменты. Совместная творческая деятельность «Дом для куклы». Воспитатель берёт плотную коробку, намечает и вырезает окна и дверь. Между детьми распределяется работа : одни клеят обои на стены коробки, кто-то изготавливает шторы из лоскутков, кто-то делает мебель из картона, бросового материала. Изготовление дома, мебели и др. предметов обихода, как деятельность с «открытым» концом может длиться два-три дня (пока у детей есть интерес). Творческая мастерская – одна из форм организации воспитательно – образовательного процесса. Цель – освоение дошкольниками творческой продуктивной речевой деятельностью. Творческая мастерская – это модель взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Опыт творческой деятельности дети трансформируют в разные формы своей жизнедеятельности: игру, общение, предметную деятельность. Коллективная деятельность помогает ребёнку быть более открытым и свободным в общении, даёт возможность самоутвердиться и самореализоваться, повысить самооценку. Структура сценария творческой мастерской: викторина, загадка, гимнастика для ума, придумывание новых названий известных сказок, сочинение новых сказок с введением нового персонажа. Творческая продуктивная речевая деятельность : «Сочиняем новую волшебную сказку» по опорным словам : «девочка», «братец», «поле», «гуси - лебеди», «вертолёт», «баба-яга», «Иванушка», «шапка - невидимка». После того как дети совместно со взрослым сочинили сказку, они рисуют фрагменты из сказки, из рисунков делать книжку-самоделку с иллюстрациями сказок. Например: дети рассматривают красочно иллюстрированную детскую книжку «Новогоднее приключение Деда Мороза» читают её, затем по предложению воспитателя сочиняют новую сказку. Условия таковы: один ребёнок начинает сказку, произвольно меняя сюжет. Другой ребёнок продолжает рассказывать дальше, сохраняя сюжетную линию первого ребёнка и т. д. В случаях, когда у детей возникают затруднения, воспитатель помогает детям развить сюжет дальше, при помощи слов – связок «и тогда», «и вдруг», «и как только». Беседа – диалог. Воспитатель: «Я вам перечисляю название животных, а вы мне называете их одним словом: собака, кошка, корова, овца, поросёнок». Дети: Домашние животные. Воспитатель: «А кто такие домашние животные?» (ответы детей, «почему эти животные называются домашними?» (живут дома с человеком, и рядом с домом). Может возникнуть вопрос – провокация: «Но в доме также могут жить мыши?». Другая форма беседы – диалога. Дети объединяются в малые группы и рассаживаются за столы. На каждом столе находится картинка (вниз рисунком). Дети осторожно рассматривают свою картинку, чтобы изображение на ней оставалось в секрете от других. Дети договариваются между собой, какую картинку будут отгадывать первыми, вторыми, третьими. Воспитатель объясняет правила отгадывания, каждая малая группа – задаёт детям «хозяевам» вопрос по содержанию картины, а «хозяева» отвечают «да» или «нет», например: У вас зверь? Нет. Птица? Нет. Домашнее животное? Да. У него есть рога? Да. По нескольким признакам дети отгадывают, кто изображён на картине. Результативным оказался приём по составлению творческого рассказа с использованием схем – картинок, обозначающих отдельные предметы, явления, их признаки, действия. Картинки выкладывались в ряд, а дети составляли самостоятельно рассказ, используя опорные картинки. Например: чайник – чашка – пар – осколки (мальчик пил чай из чашки – он был горячий – мальчик уронил чашку – она разбилась на мелкие осколки). Затем задание усложнялось тем, что увеличивалось число картинок, вводились персонажи, им присваивались новые признаки и действия: тюбик с клеем – чашка – конфета – торт – улыбка. Дети с удовольствием сочиняют продолжение истории (склеили чашку – она стала как новая – принесли конфет – купили торт – все довольные). Ребёнок используя схемы, не только описывает действия персонажей, но и объясняет происходящее, используя элементы описания или рассуждения. Также использую приём «Синквейн». Ребёнок рассказывает о предмете (игрушке) по схеме например: машина - прилагательные (большая, красивая, глаголы (едет, сигналит, поворачивает, отношение (мне нравится машина, обобщение (это транспорт). Составление загадок – ещё один вид игр фантазирований, который способствует развитию речевых творческих способностей. При самостоятельном составлении детьми загадок, ребёнок лучше узнаёт качества каждого предмета или явления, приобретает умение наиболее точно и метко дать ему характеристику. Использование мнемотаблиц, особенно эффективны при разучивании стихотворений, составлении рассказов (на каждое слово придумывается картинка) таким образом, всё зарисовывается схематически. С помощью мнемотаблиц, схем – моделей удаё тся достичь следующих результатов : у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать истории; появляется интерес к заучиванию стихотворений; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственной способности ребёнка и готовности к школьному обучению. Применяю в работе с детьми такие игры, как КВН, «Поле чудес», викторины. Вывод: Нетрадиционные формы организации речевой работы будят и развивают мысль и творчество ребёнка, способствуют развитию внимания, наблюдательности, памяти детей.