Раиса Яушева
Формы и методы работы по ознакомлению с природой детей младшего дошкольного возраста. Рекомендации для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
В задачах по ознакомлению детей с природой входит задача, которая предусматривает развитие первых ориентиров в мире природы, в мире растений и животных. Поэтому мы, воспитатели, должны обеспечивать понимание у детей первоначальных связей в природе.
В интеллектуальном развитии детей этого возраста (т. е. II мл. группы) одним из главных факторов является конкретный образ предметов и действия с ним. Тогда любая ситуация, которая развивает детей, становится понятной и лучше усваивается ими. Поэтому я считаю, что ведущими видами деятельности детей являются повторяющиеся сенсорность, обследование предметов, которые мы используем на занятиях с детьми.
Публикация «Формы и методы работы по ознакомлению с природой детей младшего дошкольного возраста, Рекомендации для воспитателей» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
По разделу «Мир природы» по перспективному плану в начале учебного года, примерно в октябре с детьми необходимо изучить овощаи (свекла, картошка и т. д.). Для этого им надо дать в руки овощи, чтобы они рассматривали их, трогали на жесткость, твердость, нюхали, пробовали на вкус, т. е. обследовали всеми сенсорными способами. Каждое ощущение обозначить словами. И с целью развития речи повторить за воспитателем.
Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические моделирующие действия. Например: на прогулке во время наблюдения за деревом показываем, какое высокое дерево, дети повторяют – показывают, трогают ствол, говорят какой он на ощупь, какие ветки и т. д.
И вводится также игра, как метод экологического воспитания в процессе ознакомления с природой. Но в возрасте II мл. гр. сюжетная игра только начинается и она еще не является ведущей деятельностью. И нам воспитателям приходится отбирать для игры простые и хорошо знакомые образы – игровые действия и слова, через которые будет выражено экологическое содержание.
Например: при чтении сказок «Репка», «Колобок» мы используем сюжетные персонажи (куклы Бибабо) и обыгрываем с детьми: Дед, который вырастил в своем огороде хорошую репу, приходит на занятие с «фруктово-овощной» тематикой. (В его огороде растет не только репа, а в саду растут яблоки и разные ягоды, при этом знакомим детей с разными плодами, обследуем их, даем пробовать на вкус, и к детям дед относится доброжелательно и т. д.
По ознакомлению с природой, нетрадиционной формой деятельности могут быть введены в работу условные знаки (овощи и фрукты, домашние и дикие животные, перелетные птицы, явления природы : гроза, лужи, дождь, снег, деревья в разное время года).
Благодаря этим знакам дети наглядно могут определять состояние погоды и явление природы.
Так, например, можно начать работу по ознакомлению детей с явлениями природы, на которых обозначены характерные приметы времени года. (Лето- зеленые листочки на деревьях.).
Эти условные знаки могут быть использованы для обобщения полученных знаний, их закрепления.
В уголке природы размещается (диаграмма) календарь погоды. Круговая диаграмма из четырех цветов (красный – весна, зеленый – лето, желтый – осень, голубой - зима) детям показывает четыре времени года, их последовательность и что происходит в каждое из них. К диаграмме можно приклеить пейзажные картинки.
С детьми надо участвовать в подкормке зимующих птиц и вести наблюдения за ними, которые необходимо фиксировать в специальном календаре с карточками-картинками с их изображением, ежедневно в течение – 1-2 недель каждого зимнего месяца.
В уголке природы в ящиках для рассады можно проращивать лук в зимнее время и вести календарь его роста. Наблюдение вести в течение 4-5 недель. (один раз в неделю, воспитателем в присутствии детей).
Вместе с детьми необходимо ухаживать за комнатными растениями, аквариумом.