Татьяна Федюнина
Консультация для воспитателей «Этапы, формы и методы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ «Детский сад №16 комбинированного вида»
Тема: «Этапы, формы и методы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Воспитатель : Федюнина Т. П.
г. Ефремов
Публикация «Консультация для воспитателей „Этапы, формы и методы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Тема: «Этапы формы и методы патриотического воспитания детей старшего и дошкольного возраста»
Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и. готовность, вплоть до самопожертвования, ж его защите.
На личностном уровне патриотизм выступает как; важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах, поведения. Основные задачи: формирование духовно — нравственного отношения и чувства, сопричастности к семье., городу, стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа. Воспитание чувства собственного достоинства у ребёнка как представителя своего народа; толетарного отношения к представителям других национальностей.
Особенностям проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребёнка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому, как отмечают психологи, необходимо закрепить это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.
Передавая детям знания, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств.
Важно помнить, что мировоззрение педагога – его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция — самые сильнодействующие факторы воспитания.
Чтобы правильно строить работу но патриотическому воспитанию, за основу необходимо взять следующие документы: Государственная программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации»
Закон Российской Федерации «Об образовании»
Закон «О днях воинской славы (победных днях) России
Закон «Об увековечении Победы советского народа в Великий Отечественной воине 1941 -1945гг.»
Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»
Национальная доктрина образования в Российской Федерации»
В процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решаются следующие задачи, 1. Задачи эстетического и нравственного воспитания. Самое существенное в воспитании нравственных чувств - это непосредственное проявление их в реальных практических поступках. Действенное отношение к окружающему миру проявляете в игре, труде, творческой и изобразительной деятельности, общении, повседневной жизни,
2. Задачи физического воспитания. Развитие смелости, ловкости (особенно в спортивных играх с военно- патриотическим содержанием)
3. Задачи трудового воспитания. Поощрение трудовой деятельности детей, в основе которой лежит желание сделать что-то дом других. Труд с общественной мотивацией следует организовывать и в детском саду, и дома систематически, а не от случая к случаю. Труд дошкольника невелик и несложен, однако он необходим для формирования его личности. Взрослые должны приучать детей добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели, воспитывать бережное отношение к общественному доброму, к природе родного края. Чтобы дошкольник понял значение результатов человеческого труда, ему нужно рассказать и показывать, например, как выращивают хлеб, но еще в большей степени он осознает необходимость бережного отношения ж хлебу, если вырастит его сам. На огороде дети могут засеять небольшой участок озимой пшеницей, вырастить её, собрать урожай, испечь хлеб, конечно, с помощью взрослых,
4. Формирование бережного отношения к природе. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе (уход за животными, работа на огороде, подкормка птиц, выращивание цветов, овощей и т. д.) сочеталось с воспитанием любви к родному городу (селу, с желанием работать вместе со взрослыми по его благоустройству (озеленение. суботники, уборка улиц).
Рекомендуемые методы работы.
• Целевые прогулки' и экскурсии.
Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь людей, изменения в облике города, улицы и т. д.)
• Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей,
Беседы о родном городе, посёлке и т. п.
Использование иллюстраций, диафильмов, детских произведений (их рассматривание и обсуждение).
Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
Ознакомление с произведениями народного творчества (роспись, скульптура, вышивка и т. п.)
Обогащение и стимулирование детского творчества.
Привлечение детей к посильному общественно - полезному труду.
• Поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, добросовестно выполнить поручения, хорошо вести себя в общественных местах.
Воспитание уважения к ветеранам войны и труда. Необходимо рассказывать дошкольникам о подвигах воинов; устраивать тематические праздники, утренники с приглашением ветеранов войн, героев труда.
Рекомендации для родителей.
Если ребенок в детстве испытывал чувство жалости к другому человек, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным, подвигом, он приобрел эмоциональный опыт. Тем самым будут проторены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного эмоционального развития человека,
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живёт, детского сада.
Обращайте внимание ребёнка на красоту родного. города,
Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
Дайте представление о работе общественных учреждений: понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, oтметьте ценность их груда,
Вместе с ребёнком принимайте участие в -труде по благоустройству и озеленению своего двора, • Расширяйте собственный кругозор,
Учите ребёнка правильно оценивать свои поступки и поступки других,
Читайте ему книги о родине, её героях, о традициях, культуре своего народа и т. д. Поощряйте ребёнка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
Литература:
«Дошкольникам о защитниках Отечества» под ред. Л. А. Кондрыкинской. Издательство: Москва: сфера, 2006г.
«Моя страна» В. И. Натарова. Издательство:Воронеж,2005г.
«Наследие» М. Ю. Новицкая. Изд. : Москва:Линка-Пресс,2003г.