Ольга Мишурова
Методы и формы организации двигательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей.
Отличительной особенностью современного подхода к организации двигательной деятельности являются изменения в приоритетах целей. Если раньше на первом плане стояла цель формирования двигательных умений и навыков, то на современном этапе, в соответствии с ФГОС ДО, целью является формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие, которая конкретизирована задачами:
Публикация «Методы и формы организации двигательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС до» размещена в разделах
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия).
2. Формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира.
3. Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).
4. Приобретение опыта в двигательной деятельности, в том числе основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазании, и др., а также при катании на самокате, санках, велосипеде, ходьбе на лыжах, в спортивных играх, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях).
Двигательная деятельность - это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья.
Двигательная активность дошкольника должна соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма. Поэтому нам, как педагогам необходимо позаботиться об организации двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию.
Чтобы эта работа была эффективной, используются следующие формы организации двигательной деятельности в ДОУ:
• ООД по физическому развитию;
• утренняя гимнастика;
• подвижные игры и физкультурные упражнения на прогулке;
• физкультминутки;
• оздоровительно-профилактическая гимнастика;
• гимнастика после сна;
• закаливающие процедуры;
• физкультурно-массовые мероприятия;
• ритмика, аэробика, кружки, секции;
• самостоятельная двигательно-игровая деятельность детей.
Разберем эти формы работы в отдельности.
Физкультурные занятия — основная форма организованного систематического обучения двигательным умениям и навыкам посредством физических упражнений.
Задачи:
- создать условия для разностороннего развития детей.
- обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций организма, через оптимальные нагрузки;
- дать возможность каждому ребенку продемонстрировать свои двигательные умения сверстникам и поучиться у них;
Различают следующие типы занятий:
1 Занятия комбинированного типа (по дидактическим задачам или учебно- тренировочное) - 50% всех занятий
2 Сюжетное занятие: построено на одном сюжете («Зоопарк», «Снегурочка», «Космос»).
3. Игровое занятие: построено на основе разнообразных подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов, игровых упражнений.
4. Тренировочное занятие: основу составляют спортивные игры и упражнения (баскетбол, хоккей, теннис, гимнастика и т. д.)
5. Интегрированное занятие: направлено на синтез различных видов деятельности.
6. Физкультурно - познавательные занятия: занятия носят комплексный характер, например, эколого-физического, нравственно-физического, умственного и физического развития ребенка и т. д.
7. Тематическое физкультурное занятие: посвящено, как правило, какому- либо одному виду спортивных игр или упражнений.
8. Контрольное занятие направлено на количественную и качественную оценку двигательной подготовленности детей в основных движениях и физических качествах.
9. Нетрадиционные занятия (занятия современными и народными танцами, ритмической гимнастикой, на тренажерах, с элементами фольклора, хатха- йога и другое).
10. Занятия с использованием тренажеров.
Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательной деятельности.
Цель утренней гимнастики – создание у детей хорошего настроения, поднятие эмоционального и мышечного тонуса, активизация дальнейшей деятельности.
Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики.
В своей работе я использую различные варианты проведения утренней гимнастики:
• Традиционный комплекс утренней гимнастики
• Утренняя гимнастика в игровой форме
• С использованием полосы препятствий
• С включением оздоровительных пробежек
• С использованием простейших тренажеров.
Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер.
В любой комплекс гимнастики после сна включаем разные виды ходьбы, бега, прыжков, корректирующих упражнений на профилактику плоскостопия и нарушения осанки.
Необходимо стараться использовать разные виды гимнастики: разминка в постели и самомассаж, гимнастика игрового характера, ходьба по массажным дорожкам.
К методам закаливания относят: дыхательную гимнастику, хождение босиком, хождение по массажным дорожкам, обширное умывание, мытье рук с постепенным переходом от кисти до предплечья, контрастные ножные ванны. В организации закаливающих процедур необходимо руководствоваться 3 основными принципами:
- осуществлять закаливание следует только при полном здоровье детей;
- интенсивность закаливающих процедур целесообразно увеличивать постепенно;
- соблюдать систематичность и последовательность при проведении закаливания.
Оздоровительно-профилактическая гимнастика - направлена на коррекцию осанки и координацию всего опорно-двигательного аппарата, на укрепление мышечного тонуса, дыхательной мускулатуры, на повышение сопротивляемости организма к заболеваниям.
Для этого необходимо систематически работать над решением следующих задач:
• Помочь каждому ребенку постепенно осознать и прочувствовать значение физических упражнений в закаливании и оздоровлении своего организма.
• Воспитывать у детей потребность в систематических занятиях физическими упражнениями или каким-либо видом спорта.
Физкультурные минутки – проводятся с целью снижения утомления и снятия статического напряжения. Длительность составляет 2-3 минуты.
Физкультминутки могут проводится в форме:
- общеразвивающих упражнений;
- подвижной игры;
- дидактической игры с движением;
- танцевальных движений;
- выполнение движений под стихотворный текст;
- в виде любого задания или двигательного действия.
Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.
При правильной организации и содержании подвижных игр у детей воспитывается внимание и наблюдательность, дисциплина, умение владеть своими чувствами и движениями, а следовательно развивается воля и вырабатывается характер.
Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни.
Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Подвижные игры создают благоприятные условия для развёртывания активной двигательной деятельности.
Выделяют в подвижных играх сюжетные, бессюжетные, игры – забавы, соревнования.
Основными задачами, решаемыми в процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке, являются:
- дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями;
- совершенствование имеющихся у детей навыков в основных движениях путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях;
- развитие двигательных качеств: ловкости, гибкости, быстроты;
- воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.
Самостоятельная двигательная деятельность детей дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития, и повышения работоспособности ребенка.
Для рациональной организации самостоятельной двигательной деятельности детей в групповой комнате физкультурное оборудование и инвентарь рекомендуется размещать таким образом, чтобы у детей была возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками. Дидактический материал в физкультурном уголке должен быть представлен рисунками, схемами, карточками, иллюстрациями о событиях и видах спорта, портретами спортсменов. А также необходимо оснащение групповых участков выносным оборудованием (скакалки, футбольные и баскетбольные мячи, самокаты, мешочки для метания на дальность).
Физкультурно-массовые мероприятия способствуют развитию у детей выносливости, смекалки, ловкости, усиливают интерес к физическим упражнениям, приобщают к спорту и ЗОЖ. Главная цель в организации спортивных праздников и досугов – удовлетворять природную потребность детей в движении, формировать потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству.
Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности. При проведении досугов все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно чем на физкультурном занятии, и это раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения.
Физкультурные праздники и досуги могут быть организованы не только в помещении, но и на участке детского сада. В течение года с детьми старшего дошкольного возраста следует проводить 2-3 праздника на воздухе и в зале.
Образовательная деятельность в условиях введения ФГОС ДО носит открытый характер на основе сотрудничества с семьями воспитанников, то есть непосредственное вовлечение их в образовательный процесс.
На примере родителей мы приобщаем детей к физической культуре.
Развитию у детей интереса и ценностного отношения к физической культуре, способствуют использование разнообразия методов и приемов в организации двигательной деятельности и в поощрении успешности детей:
- игровой метод с включением сюжета, создание воображаемой ситуации,
- соревновательный метод,
- викторины, кроссворды, дидактические игры,
- метод круговой тренировки,
- сюрпризный момент, приход героев,
- использование музыки, художественного слова, загадок и потешек, др.
- «момент радости»,
- сбор информации из различных источников (книг, телепередач, спортивных мероприятий и пр. ,
- диалог, беседа о событиях физкультурной и спортивной жизни детского сада, города, страны,
- сенсорная привлекательность инвентаря и материалов,
- поощрения творческой двигательной деятельности дошкольников, проявления детской инициативности, переживаний успеха на занятии,
- «минута желаний» (в конце занятия дети выполняют свои любимые движения,
- «минута доверия» (участие детей в организации и проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий в старшей и подготовительной группах и т. д.). Детям нравится выполнять показ, напоминать остальным правила знакомой игры или техники выполнения упражнения, участвовать в оценке качества исполнения.
При правильной организации двигательной деятельности в детском саду ребёнок растёт и развивается в соответствии со своим возрастом. У него хороший аппетит, сон, уравновешенное поведение, положительные формы общения со взрослыми и сверстниками. Его деятельность разнообразна и соответствует возрастным возможностям.