Мария Зайцева
Консультация «Методы и формы организации деятельности воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы
В ФГОС ДО одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм, методов, средств работы с детьми, соответствующих психолого-возрастным и индивидуальным особенностям. Поэтому, передо мной, как воспитателя ДОУ стала задача – выбрать методы, формы организации работы с детьми, средства (инновационные технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Методы и приемы организации обучения
Публикация «Консультация „Методы и формы организации деятельности воспитанников“» размещена в разделах
Процесс обучения детей в детском саду строится на игре, как ведущем виде деятельности дошкольника, опирается на наглядность в обучении, практику в деятельности, подкрепляется словесно, а специальная организация среда способствует расширению и углублению представлений детей. В своей профессиональной деятельности я использую наглядные, игровые, практические методы в сочетании со словесными методами.
В соответствии с таким подходом выделяют:
а) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия) :
- наблюдения (это целенаправленное восприятие предметов под руководством взрослого);
- рассматривание картин и иллюстраций проводится после наблюдения реальных предметов или же в том случае, когда невозможно провести наблюдения или экскурсию;
- рассматривание игрушек, предметов.
-демонстрация опытов, презентаций, видеофильмов, кинофильмов и др.
б) игровой метод (предполагает перенос учебного действия в условный план, полное вхождение ребёнка в игровую ситуацию) :
- дидактическая игра;
- воображаемая ситуация в развёрнутом виде;
- роль и др.
в) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово) :
- беседа;
-объяснение;
- рассказы воспитателей, детей;
- чтение художественной литературы.
г) практические методы (дети получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).
-упражнения;
- элементарные опыты;
- моделирование.
-продуктивная деятельность.
Данные методы используются в обучении на протяжении всего дошкольного возраста.
Для решения воспитательных задач выбираю разные сочетания методов (приемов) и средств и форм воспитания. Этот выбор, прежде всего, зависит от специфики поставленных целей и задач. Создаю специальные условия, ситуации и обстоятельства, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер.
Формы организации деятельности воспитанников
Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является организованная образовательная деятельность. Организованная образовательная деятельность организуется и проводится мной в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.
Работа ведется по следующим направления:
-Социально-коммуникативное развитие;
-Познавательное развитие;
-Речевое развитие;
-Физическое развитие;
-Художественно-эстетическое развитие.
В своей работе я использую фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.
Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства, однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.
Групповая (индивидуально – коллективная) форма организации обучения – это взаимодействие детей в процессе непосредственно образовательной деятельности.
Фронтальная форма организации обучения. Работа со всей группой, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера.
В течение дня так же осуществляю обучение при использовании разнообразных форм организации детей, где имеют место фронтальные формы обучения, такие как прогулка, которая состоит из: - наблюдений за природой, окружающей жизнью; - подвижных игр; - труда в природе и на участке; - самостоятельной игровой деятельности; игры: - сюжетно-ролевые; - дидактические игры; - спортивные игры; экспериментирование; проектная деятельность; чтение художественной литературы; беседы.
Средства
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу современные (инновационные) педагогические технологии, которые направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Поэтому основная задача для меня, как воспитателя выбрать и внедрять в свою работу такие современные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности дошкольника.
В своей профессиональной деятельности использую следующие современные педагогические технологии, такие как:
- Игровая технология - это игры, непосредственно-образовательная деятельность;
- Технология проблемного обучения – это создание проблемных ситуаций в результате чего ребенок получает знания;
- Здоровье сберегающие технология – это релаксация, пальчиковые игры, подвижные игры, физминутки, закаливание;
- Технология исследовательской деятельности – это постановка и решение вопросов проблемного характера, наблюдения, моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе, опыты, фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, использование художественного слова, дидактические игры;
- Технология проектной деятельности – это проекты, использование метода проектов – недельное тематическое планирование;
- Технология «Информационно-коммуникационных технологий – это использование мультимедийных презентаций в образовательной деятельности;
- Технология «индивидуальный подход» - это мониторинг, индивидуальная работа.
Средства обучения и воспитания, используемые в нашем детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Требования ФГОС ДО к условиям реализации программы исходят из того, что эти формы и методы работы с дошкольниками должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Мы даем возможность каждому воспитаннику полноценно прожить период дошкольного детства.