Татьяна Ткаченко
Методики оценки уровня овладения программным материалом детьми старшего дошкольного возраста учителем-дефектологом
▼ Скачать + Заказать документы
Исследование предметно-практической деятельности
Краткая аннотация. Методика предполагает выполнение ребенком простейших построек самостоятельно и по образцу. Методика позволяет оценить возможность и правильность выполнения простых конструктивных заданий, объем помощи взрослого.
Оценка качественно-уровневая.
На протяжении всего обследования для учителя-дефектолога важным является не только анализ данных, но и всего хода выполнения задания.
Следует выделить следующие параметры:
Публикация «Методики оценки уровня овладения программным материалом детьми старшего дошкольного возраста учителем-дефектологом» размещена в разделах
понимание инструкции, умение руководствоваться инструкцией при выполнении задания, обучаемость (способность переноса, характер помощи (стимулирующая, направляющая, обучающая, принятие и понимание задания, организация самостоятельной деятельности и самоконтроль, критичность к результату деятельности, реакция на замечания, одобрение похвалу, скорость протекания мыслительных процессов, их подвижность, гибкость, глубина.
Оцениваются следующие показатели.
• уровень сформированности конструктивных навыков;
• умение делать простейший анализ образца, созданной постройки (выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме и др);
• точность и ловкость движений (умения располагать строительные детали вертикально, в ряд, по кругу; ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии;
• умение изменять постройку двумя способами (заменяя одни детали другими или надстраивая их высоту, длину);
• умение пространственно располагать объекты по отношению друг к другу.
Методика последовательность событий
Краткая аннотация. Автор А. Н. Бернштейн. Данная методика широко применяется в дефектологической практике. Описание процедуры проведения встречается в работах отечественных дефектологов Е. А. Стребелевой, С. Д. Забрамной и др. Методика позволяет оценить возможность и особенности составления последовательности картинок, адекватность понимания, способность установить простейшую последовательность, наглядно-образное мышление.
Оцениваются следующие показатели.
В первой части анализируется:
• ориентировочная деятельность ребенка, характер действий (как ребенок действует, прежде чем приступить к раскладыванию – внимательно рассматривает картинки, беспорядочно перебирает их, меняя местами);
• умение увидеть и выделить признаки, которые определяют смысловую последовательность; ориентация на существенные признаки последовательности;
• понимание смысловой логической связи, способность к целостному восприятию сюжета;
• умение устанавливать простейшие причинно-следственные зависимости;
• фиксируется способность принятия помощи, требуемый объем помощи.
Во второй части задания анализируется:
• общий уровень развития речи (отсутствие активной речи, наличие или отсутствие фразовой речи, понятной и малопонятной для окружающих);
• речь – самостоятельная, состоящая из отдельных слов или отраженная;
• способ выполнения (самостоятельное составление истории);
• уровень осмысления сюжета (не отвечает или неадекватно отвечает на вопросы, дает ответы, не отражающие смысловую сторону изображенного сюжета: перечисляет объекты, отвечает одним словом, отражающим содержание сюжетного изображения, отвечает на вопросы фразовой речью, отражающей смысловое содержание сюжета).
Узнавание реалистических изображений
Краткая аннотация. Методика А. Р. Лурия направлена на исследование параметров зрительного восприятия. Представляет собой набор карточек с изображением знакомых ребенку предметов. Оценивается количество узнаваемых и названных предметов.
Для неговорящих детей используется модификация методики : требуется соотнести картинку с предметом, который находится среди нескольких других предметов в ряду. Для детей слабовидящих и невидящих используется модификация методики – узнавание рельефных реалистических изображений, которая позволяют оценить зрительно- тактильное или тактильное восприятие.
Оцениваются следующие показатели
• понимание инструкции;
• обучаемость;
• особенности зрительного восприятия, узнавания и различения;
• наличие номинативных трудностей;
• способность тактильно-зрительного узнавания, различения и называния, тактильного восприятия у слабовидящих и незрячих детей;
• фиксируется точность и дифференцированность восприятия, скорость приема и переработки зрительной информации.
Проводится анализ ошибок, среди которых могут быть трудности узнавания, трудности называния, номинативные трудности (при которых ребенок не может припомнить слово, при этом объясняя его функциональное значение, трудности дифференцировки сходных изображений, лексические замены, снижения скорости воспринимаемой информации (увеличение времени на узнавание объекта).
Рамки-вкладыши
Краткая аннотация. Первоначально методика была предложена Э. Сегеном и использовалась в дефектологической практике, как доски Сегена. Свое развитие рамки- вкладыши получили в методике Марии Монтессори. Методика позволяет выявить уровень сенсорного развития : восприятие формы, величины, цвета. Представляет собой доски с геометрическими формами разной величины и цвета. Данные методики позволяют оценить сформированность представлений ребенка о форме, величине, цвете в процессе заполнения ребенком вкладышей, уровень наглядно-действенного, наглядно-образного мышления.
В заданиях предъявляются при возрасте ребенка
3-4 года: 4 основных цвета: красный, желтый, синий, зеленый; размер: большой/маленький; форма: круг, квадрат, треугольник. При возрасте ребенка 4-5 лет : 4 основных цвета, а также белого, черного, оранжевого, коричневого цветов; размер: большой/маленький/ средний; форма: круг, квадрат, овал, прямоугольник.
Оцениваются следующие показатели.
• точность и ловкость движений, развитие движений пальцев рук;
• уровень развития наглядно-образного мышления;
• представления о цвете;
• представления о форме;
• представления о размере.
Разбери и сложи матрешку
Краткая аннотация. Методика направлена на исследование параметра развития ориентировки на величину. Методика представляет собой набор матрешек разной величины (по возрастанию). Оценивается способность упорядочивать предметы по величине, трудности соотнесения двух и более величин.
Оцениваются следующие показатели
• способы выполнения задания (зрительное соотнесение, метод проб, метод• силовых проб, нерациональные пробы);
• сформированность представлений о величине предметов;
• сформированность умения ориентировки на величину;
«Почтовый ящик» Сегена
Краткая аннотация. Методика направлена на исследование параметров развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Методика, предложенная Э. Сегеном, представляет собой ящик, в верхней крышке которого имеются разные по форме прорези, в которые опускаются объемные фигуры. Методика описана в работе А. А. Венгер, Г. Л. Выгодской, Э. И. Леонгард. Ребенок должен понять принцип соотнесения основания объемной фигуры с формой прорези ящика. В процессе выполнения задания ребенком выявляется уровень развития ориентировки на форму, способ выполнения задания (метод проб, примеривание, зрительное соотнесение, координация, мелкая моторика, пространственная ориентировка, наглядно-действенное мышление.
Оцениваются следующие показатели.
• способность к использованию зрительного соотнесения или• целенаправленных проб;
• характер действий (хаотичный, целенаправленный);
• уровень развития наглядно-действенного наглядно-образного мышления.
Разрезные картинки
Краткая аннотация. Данная методика широко применяется в дефектологической практике. Знакомые детям изображения предметов предъявляются разрезанными на части. Методика направлена на исследование параметров целостности восприятия предметного изображения на картинке, пространственной ориентировки, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления. Методика позволяет оценить правильность выполнения задания и возникающие трудности – пространственной ориентировки, восприятия целостного образа, способность к аналитико-синтетическая деятельности. Оцениваются следующие показатели.
• способность оперировать образами;
• умение соотносить части и целое;
• характер действий (хаотичный, целенаправленный);
• способность осуществлять анализ и синтез воспринимаемых объектов;
• сформированность пространственных представлений;
• восприятие помощи, обучаемость.
Ограничения. Не используется у детей с нарушением зрения (невидящих).
Построй из палочек
Краткая аннотация. Методика направлена на исследования развития уровня конструктивной деятельности. Методика представляет собой набор палочек и образцы заданий.
В ходе проведения методики изучается умение ребенка работать по образцу, пространственная ориентировка, наглядно-действенное мышление. В возрасте 3-4 года используется постройка из 3-4 палочек (молоточек, совочек, домик (треугольник, 4-5 лет – 5-6 палочек (ключ, дерево).
Оцениваются следующие показатели.
• способы выполнения задания (по образцу, показу, подражанию);
• умение работать по наглядному образцу, сличать с образцом;
• моторика, точность и дифференцированность движений пальцев рук;
• конструктивные навыки;
• способность к принятию помощи.
Сформированность элементарных математических операций (в соответствии образовательной программой)
Краткая аннотация. Методика направлена на исследование элементарных математических представлений на предметном и изобразительном материале. Методика представляет собой наборы предметов и изображений. Оценивается уровень сформированности количественных представлений и элементарных счетных операций в соответствии с возрастом и образовательной программой. Оцениваются следующие показатели.
• сформированность представлений о количестве и счете;
• сформированность представлений о величине;
• сформированность представлений о форме;
• ориентировка в пространстве;
• ориентировка во времени.
Сюжетные картинки
Краткая аннотация. Методика направлена на изучение параметров осмысленности восприятия целостности сюжета, установления простых смысловых связей. Методика представляет собой картинку с изображением ситуации близкой к жизненному опыту детей, которую нужно раскрыть по ходу описания рисунка. Методика позволяет оценить уровень понимания сюжетного изображения, уровень развития связной речи, целостность восприятия, умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи в сюжете.
Оцениваются следующие показатели.
• осмысленность восприятия;
• способ выполнения (самостоятельно объясняет смысл происходящего,• объясняет смысл сюжета по наводящим вопросам; воспринимает смысловую линию сюжета после совместного анализа);
• уровень восприятия и понимания изображенного сюжета (не отвечает на вопросы, дает ответы, не отражающие смысловую сторону изображенного, перечисляет объекты, отвечает одним словом, отражающим содержание сюжетного изображения, самостоятельно объясняет сюжет или отвечает на вопросы фразовой речью, отражающей смысловое содержание изображения;
• способность к анализу;
• умение устанавливать смысловые зависимости;
• развитие связной речи;
• способность восприятия целостности сюжета.
Исследование графических навыков
Краткая аннотация. Методика направлена на изучение параметров развития простых графических навыков. Методика позволяет оценить уровень владения карандашом, графический навык, уровень развития предметного рисунка.
Оцениваются следующие показатели.
• предпосылки к предметному рисованию – наличие предметного рисунка, наличие всех частей; предпосылки графической деятельности – умение правильно держать фломастер (карандаш, использовать фломастер (карандаш) при создании изображения, расположение объекта на листе;
• следование инструкции;
• зрительно-пространственная ориентировка;
• стойкость интереса к рисованию;
• моторное развитие.
Оценка уровня общей осведомленности
Краткая аннотация. Методика направлена на изучение общих представлений ребенка об окружающем мире. Методика позволяет оценить уровень сформированности представлений о себе, ближайшем окружении, окружающем мире. В ходе беседы выявляются представления и умения ребенка: назвать имя, фамилию, возраст, членов своей семьи, понимание того, сколько будет через год; называние количества лап, ушей, хвостов у животных и птиц, количества пальцев на руке и т. п. в соответствии с опытом ребенка. Беседа может строиться с опорой на картинки.
Оцениваются следующие показатели в различных образовательных областях.
• формирование элементарных представлений о том, что хорошо и что плохо;
• формирование представлений о себе: имя, возраст, половая принадлежность, сведения о себе о настоящем, прошлом, (умею рисовать, раньше не умел ходить);
• представления о членах семьи, дифференциация ближайшего окружения, знание имен членов семьи, воспитателей и детей в группе;
• представления о родной стране (называние родного города, места жительства)
- Образовательная область «Познание» позволяет определить уровень развития познавательных интересов.
• представления о цвете, форме, величине, осязаемых свойствах предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т. п.);
• фиксирование в речи чувственного опыта;
• формирование умения сосредотачивать внимание на предметах и явлениях предметно-пространственной среды, устанавливать простейшие связи между объектами и явлениями;
• формирование умения группировать (чайная, столовая, кухонная посуда);
• формирование умения классифицировать (посуда-одежда) хорошо знакомые предметы;
• формирование представлений о животных (3-4 вида домашних и диких животных, их детенышей; 3-4 вида птиц, характерных для конкретной местности);
• формирование представлений о растениях (умение отличать и называть по внешнему виду 3-4 вида овощей и фруктов; 3-4 вида растений данной местности;
• формирование представлений о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе;
• формирование представлений о сезонных изменениях – осень: становится холоднее, идут дожди, люди надевают теплые вещи, листья начинают изменять окраску и опадать, птицы улетают в теплые края (аналогично зима, весна, лето).