Юлия Лещёва
Эффективные методики развития певческого голоса детей старшего дошкольного возраста современного этапа
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время вокальное воспитание дошкольников в нашей стране осуществляется главным образом через хоровое пение в дошкольных образовательных учреждениях и центрах эстетического воспитания. Массовость пения и, в то же время, индивидуальный подход к каждому ребёнку вызывает потребность в качестве, которому способствует развитие детского голоса. В существующих методических рекомендациях из программ по музыкальному воспитанию дошкольников отмечается обычно лишь важность работы над чистотой интонирования, дикцией и общей выразительностью исполнения. Последовательной постановкой детского певческого голоса как таковой музыкальные руководители, как правило, не занимаются. Между тем, о необходимости раннего приобщения к правильной вокализации говорили в своё время М. И. Глинка и А. Е. Варламов - основоположники русской вокальной школы. Они считали: «Если учить ребёнка петь с детства, соблюдая при этом все необходимые меры предосторожности, его голос приобретёт гибкость и силу, которые взрослому даются с трудом». Стоит отметить, что многие педагоги не заинтересованы перспективой обучения детей пению, объясняя свою позицию отсутствием у ребёнка музыкального слуха. Однако, по утверждению большинства учёных, музыкальный слух есть у всех без исключения здоровых людей, только уровень развития его различный. Как и любая другая способность, он поддаётся тренировке и развитию. Более того, именно пение, особенно пение хоровое, играет решающую роль в развитии музыкального слуха. Именно в нём формируется весь комплекс музыкальных способностей. К тому же, пение – наиболее доступный для всех вид активной музыкальной деятельности, посредством которого дети глубже воспринимают музыку за счёт синтеза музыки и слова, эмоциональной отзывчивости на то и другое. В дошкольных учреждениях хоровая работа является основным видом певческой деятельности. В связи с этим необходимо отметить влияние певческой деятельности на личностное и физическое развитие ребёнка. Пение развивает не только весь комплекс музыкально-сенсорных способностей, но и способствует обогащению переживаний ребёнка, его умственному развитию посредством расширения жизненного кругозора. Занятия пением помогают развивать социально-личностные и коммуникативные качества, помогают организовать и объединить детский коллектив. Об этом говорил К. Д. Ушинский: «В песне, а особенно хоровой, есть не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то располагающее дружных певцов к дружному делу… В песне есть, кроме того, нечто воспитывающее душу и в особенности чувство…». Многими учёными было установлено влияние певческой деятельности на физическое развитие ребёнка. Согласно их утверждениям, пение воздействует на общее состояние организма ребенка, «вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, формирует правильное дыхание и осанку, укрепляет лёгкие и голосовой аппарат». В области музыкальной психологии пение рассматривают как одну из форм музыкотерапии, воздействующей на возникновение различных эмоциональных состояний. Велико значение пения в развитии речи ребёнка : обогащается его словарный запас, совершенствуется артикуляционный аппарат, улучшается детская речь. Следует отметить, что степень положительного влияния певческой деятельности на личное и физическое развитие ребёнка напрямую связано с профессионализмом педагога, подразумевающим владение теорией и методами обучения. По словам И. И. Левидова: «Как врач по внутренним болезням не может достаточно успешно лечить ребёнка, не зная детского организма и его особенностей, так не может успешно преподавать пение детям человек, не изучивший детского голоса во всех его деталях». Н. И. Жинкин обладал схожей с И. И. Левидовым точкой зрения на эту проблему. Профессор говорил: «Если механизм данного явления изучен, возникает возможность, и перспектива овладеть им». Нельзя забывать о преемственности дошкольного и школьного воспитания и о том, что начальные вокально-хоровые навыки музыкант-педагог закладывает в детей именно в детском саду. И эти полученные навыки должны помочь ребёнку реализовать свой творческий потенциал в школе. юююююююююююююююююююююююююююююююю юююВ данном параграфе мне бы хотелось раскрыть сущность наиболее значимых, на мой взгляд, методик развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста на современном этапе. В своём выборе я исходила из определённых принципов, от которых зависит эффективность методики. Ими стали: принцип воспитания и всестороннего развития, принцип сознательности и творческой активности детей, принцип перспективности, принцип систематичности, принцип развивающего обучения. К тому же, необходимо отметить соответствие задач методики требованиям основной образовательной программе ДОУ. Среди эффективных методик развития певческого голоса детей старшего дошкольного возраста, основанных на наличии названных принципов, можно выделить «Методику музыкального воспитания и развития ребёнка» (1968 г.) Н. А. Ветлугиной, крупного специалиста-исследователя – заведующей лабораторией эстетического дошкольного воспитания в Научно-исследовательском институте дошкольного воспитания в Москве во второй половине XX века. В ходе экспериментального исследования детей дошкольного возраста, Н. А. Ветлугина выявила особенности развития певческих навыков детей дошкольного возраста. В названном труде Н. А. Ветлугина рассматривает возрастные особенности детей, определяет основные задачи, решаемые в певческом процессе, приёмы и алгоритм работы, используемые при развитии певческих навыков и песенного творчества. Большое внимание Н. А. Ветлугина уделяет развитию слуха. Об этом свидетельствует «Музыкальный букварь», созданный совместно с Е. Н. Тиличеевой, являющийся неоспоримым вкладом в певческое воспитание детей дошкольного возраста. Рассматривая возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, Н. А. Ветлугина говорит о том, что «на шестом и седьмом году жизни ребёнок способен к целостному восприятию образа. Наряду с этим, он способен выделять и различать средства «музыкального языка» и использовать их в исполнении песен». Также автор определяет, что у детей 6-7 лет укрепляется голосовой аппарат, появляется большая напевность, звонкость, расширяется и выравнивается диапазон. Если Н. Д. Орлова определяет рабочий диапазон в пределах звуков ми - си первой октавы, Н. А. Ветлугина, Е. И. Алмазов, Н. А. Метлов, А. Д. Войнова отмечают, что ненапряжённо, естественно звучат детские голоса в пределах ре - си первой октавы, хотя многие ребята могут воспроизвести и более высокие звуки. ….Определяя значение пения, Н. А. Ветлугина опирается на слова К. Д. Ушинского о том, что «песня способна несколько отдельных чувств слить в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце». Наряду с этим, автор подчёркивает, что «пение - сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, т. е. взаимодействие певческой интонации и слухового мышечного ощущения».
Публикация «Эффективные методики развития певческого голоса детей старшего дошкольного возраста современного этапа» размещена в разделах
В своей работе «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. А. Ветлугина излагает основные задачи в процессе пения:
- формирование у детей певческих умений, навыков, способствующих выразительному исполнению;
- обучение детей исполнению песен с помощью педагога и самостоятельно в сопровождении и без сопровождения инструмента;
- развитие музыкального слуха и слухового самоконтроля;
- развитие голоса ребёнка, расширение его диапазона, преодоление монотонного «гудения» у низко поющих и неточно поющих детей;
- помощь в проявлении творческих способностей.
Н. А. Ветлугина утверждает, что для решения названных задач необходимо обучить детей умениям и навыкам, которые включают в себя певческую установку, вокальные и хоровые навыки. К вокальным навыкам автор относит звукообразование, дыхание и дикцию. К хоровым – взаимодействие ансамбля (правильное соотношение силы и высоты хорового звучания, выработка унисона и тембра) и строя (точного, чистого певческого интонирования).
Специалист акцентирует внимание на том, что звукообразование при правильной постановке голоса должно быть звонким и лёгким.
Вокально-хоровые навыки усваиваются в процессе выполнения упражнений и разучивания песен. В ходе работы навыки усложняются и видоизменяются.
Основными критериями выбора песенного репертуара Н. А. Ветлугина считает высокое художественное содержание и доступность для восприятия и воспроизведения детьми.
Н. А. Ветлугина убеждает, что перед разучиванием песни с детьми, педагогу необходимо её проанализировать для того, чтобы понять содержание песни, выразительно исполнить, продумать последовательность разучивания её с детьми. Для этого Н. А. Ветлугина предлагает следующий алгоритм:
1. Определение основной идеи и характера музыкального воплощения.
2. Оценка особенностей текста – наличие обращений, диалогов, наиболее значительных в выразительном отношении слов.
3. Определения характера мелодии, интонационной выразительности, интервалов, лада, размера, ритма, тесситуры и диапазона.
4. Оценка художественного достоинства фортепианного сопровождения, доступности для детского восприятия.
5. Определение структуры песни.
Основные приё мы при разучивании песни:
• Яркий, образный показ;
• Протяжное пение гласных звуков: а, о, у, э, и для достижения напевности;
• Игровой приём «споё м на дудочке: «ду-ду-ду», «покажем как звенит колокольчик: динь-динь-динь» для овладения навыком лёгкого, подвижного пения;
• Правильное рассаживание детей после предварительного прослушивание каждого ребёнка. (Имеющих ограниченный диапазон и неправильно поющих сажают в первом ряду с целью возможности наблюдения за ними педагога. Кроме того, сидящие впереди слышат, как поют другие дети);
• Исполнение небольших транспонируемых попевок, способствующих расширению диапазона;
• Предложение низко поющим детям сразу спеть высоко и звонко;
• Указание не «разрывать» слово при работе над певческим дыханием;
• Объяснение смысла слов, обращение внимания на артикуляцию губ, подвижность нижней челюсти, произнесение текста шёпотом при обучении дикции;
• Указание на связь динамических оттенков со смыслом слов песни при работе над достижением ансамбля;
• Развитие у детей слухового внимания, самоконтроля. Настройка детских голосов перед началом песни : «песенку начнём петь» (на ноте, с которой начинается песня);
• Пропевание поочерёдно оборотов двух одинаковых фраз, имеющих различные окончания;
• «Настройка» перед началом пения (педагог поёт первый звук, дети его повторяют;
• «Задержка» на отдельном (чаще на последнем звуке песни) и его слушание;
• Углубление слуховых представлений посредством использования показа, изображения условных знаков (птичка сидит высоко – поёт выше, сидит низко – поёт ниже);
• Использовать элементы звуковысотного дирижирования;
• Пение а капелла (Пение без музыкального сопровождения способствует исправлению неточной интонации. Сначала необходимо чуть подыгрывать мелодию, затем петь самостоятельно).
• Распределение детей на две группы : поющие лучше исполняют запев или припев (более сложный);
• Раскрытие педагогом смысла песни в достижении ансамбля. (Если дети понимают смысл, чувствуют настроение песни, они знают нужно петь с определённой силой, темпе и тембре);
• Использование специальных приёмов-упражнений, развивающих звуковысотный слух, певческий голос, координацию голоса и слуха.
1.
- различение высоких и низких звуков;
- различение направления движения мелодии вверх-вниз;
- выявление правильно неправильно поющих.
2.
- петь малую терцию вниз («ку-ку») в разных тональностях (после показа педагога);
- петь звукоряд из пяти нот в нисходящем движении, транспонируя его;
- петь малую терцию вниз ( дети зовут: «Коля», затем мажорное трезвучие вниз (отвечает один ребё нок: «Я иду»).
3.
- умение «настраиваться» по заданному звуку;
- «подстраивать» высоту и характер звучания к голосам других детей;
- точно начинать песню после вступления и каждую музыкальную фразу отдельно.
Н. А. Ветлугина подчёркивает, что певческие упражнения занимают на занятиях всего две – четыре минуты, но систематическое их повторение помогает выработке правильного звукообразования и чистоты интонации.
Программа музыкального воспитания в детском саду не предусматривает обучение детей дошкольного возраста нотной грамоте. Однако, вспомнив связь устной и письменной речи, можно прийти к выводу об эффективности знакомства детей с некоторыми сведениями о музыкальной грамоте и использования условных обозначений, показывающих соотношение звуков по высоте и длительности.
Не традиционность и фундаментальность проведённого Н. А. Ветлугиной исследования детского голоса и его развития позволяет сделать вывод об эффективности методики развития детского голоса данного автора. Об этом свидетельствуют принципы, приёмы и методы вокально-хоровой работы с детским хором, разработанные автором и направленные на расширение голосовых возможностей детей младшего возраста, применимые в том числе и к детям старшего дошкольного возраста.
Список литературы.
1. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. М. : Просвещение, 1983. – 255 с.
2. Ветлугина Н. А. Методы музыкального воспитания ребёнка в детском саду. Музыкальное воспитание в СССР. М. : Советский композитор, 1997. – 485 с.
3. Жинкин Н. И. Механизмы речи - М. изд. АНН РСФСР, 1958. - 163 с.
4. Левидов И. И. Охрана и культура детского голоса. М. : Государственное музыкальное издательство, 1939. – 112 с. М. : Владос, 2003. - 304 с.
5. Тарасова К. В. Психология музыкальной деятельности. М. : Академия, 2003. – 368 с.