Надежда Цветкова
Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредством методики «Пальчиковые шаги»
▼ Скачать + Заказать документы
Достаточно часто младшие дошкольники испытывают трудности, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т. д.
Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаз и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредством методики „Пальчиковые шаги“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковые дорожки и коврики. Шагаем пальчиками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Головной мозг, руки и артикуляционный аппарат связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью. Следовательно, в младшем дошкольном возрасте необходимо вести активную работу по развитию мелкой моторики и координации движений рук.
По словам Кольцовой, уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. А. Лурия.
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Учеными была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной (Л. В. Фомина).
Таким образом, все вышесказанное также определило проблематику исследования, которая заключается в низком уровне развития общей и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, а также поиске эффективных форм и средств по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики могут являться пальчиковые игры. Выполняются они с целью тренировки движений пальцев рук, что является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Так, для формирования двигательных навыков пальцев и кистей рук в Китае с давних пор применяются специальные упражнения с каменными и металлическими шариками. В Японии широко распространены упражнения с грецкими орехами. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Эти игры, очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома.
Пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе таких игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Подводя итог, хотелось бы отметить следующее: Сухомлинский справедливо утверждал, что «Ум у ребёнка находится на кончиках его пальцев». Следовательно, пальчиковые игры и упражнения являются одним из способов развития речи детей и подготовки их к школе.
Развитие мелкой моторики пальцев рук возможно только в игровой деятельности, так как игра ведущий вид деятельности в младшем дошкольном возрасте, поэтому мы считаем, что пальчиковые игры могут быть эффективным средством развития мелкой моторики младших дошкольников.