Емельянова Анастасия Алексеевна
Методика использования литературных произведений в процессе ознакомления дошкольников с природой на занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Методика использования литературных произведений в процессе ознакомления дошкольников с природой на занятиях и в повседневной жизни
В работе с детьми педагог должен использовать художественную литературу природоведческого характера, а без нее нельзя обойтись при знакомстве детей с природой, необходимо придерживаться методики использования литературных произведений.
Темочки:
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Чтение, книги. Конспекты занятий
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Прежде всего, педагог должен определить цель, для которой он подбирает художественное произведение. Следующим этапом будет ознакомление с выбранным произведением, оно должно соответствовать принципам отбора художественных произведений природоведческого характера : научность, занимательность, гуманизм, художественная образность. Необходимо подбирать произведения, которые соответствуют возрасту ребенка. Так же педагогу необходимо помнить, что усиливает эмоциональное воздействие произведения изобразительная наглядность (игрушка, картина, иллюстрация, репродукция); сам живой объект или объект природы. Читать или рассказывать литературное произведение следует не спеша, чтобы дети имели возможность наиболее точно осмыслить его содержание, ощутить красоту языка. Непонятные слова объясняются в процессе чтения произведения. Воспитатель должен учитывать способность детей к пониманию речи, длительному произвольному вниманию и сосредоточению на содержании. Специфика произведений, рассказывающих о природе, такова, писал К. Д. Ушинский, что в них «многое понимается только чувством и не может быть объяснено умом». Поэтому педагог при чтении стихотворения или рассказа должен обратить внимание не только на его содержание, но постараться раскрыть его настроение и помочь ребенку проникнуться этим настроением.
Произведения художественной литературы могут быть использованы в самых различных ситуациях. Например, при наблюдении за первым снегом, воспитатель говорит: «А давайте, вспомним стихи о зиме, которые мы учили в прошлом году». Дети вспоминают. «А теперь послушайте новое стихотворение», говорит воспитатель и читает «Первый снег» Е. Трутневой. «Именно глубина чувств и переживаний, испытываемых детьми при слушании, их эмоциональная отзывчивость, пишет Н. С. Карпинская, свидетельствуют о силе воспитательного воздействия художественного произведения. Без этой чувственной основы, без эмоционального отношения детей к тому, что они слушают, искусство как средство воспитания теряет свою ценность».
Чтобы дать ребенку почувствовать красоту поэтического слова, воспитатель должен сам чувствовать ее и уметь передавать в своем исполнении. Нельзя монотонно, невыразительно читать произведение о природе. Пейзажная лирика (например, стихотворение С. Есенина «Береза») читается мягко, напевно, медленно, она не требует большого числа логических ударений, основными выразительными средствами здесь должны быть темп и пауза. Исполнение многих прозаических произведений требует, наоборот, быстрого темпа, разнообразных интонаций и логических ударений. Так читаются произведения М. Пришвина, Н. Сладкова, Г. Скребицкого.
Детская природоведческая литература полезна в работе с детьми всех возрастных групп. Но нужно сочетать художественное слово с непосредственными наблюдениями детей. Природоведческую книжку используют в работе с детьми дошкольного возраста с разными целями. Чтение небольшого рассказа, сказки может предшествовать наблюдению, помогая вызвать интерес к нему. Пословицы, поговорки, загадки, небольшие стихи предлагаются детям в процессе наблюдения. Образный язык их помогает выделить особенности явления, определенные качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы. Чтение детской природоведческой книги может быть и самостоятельным методом ознакомления с природой с обязательной беседой после чтения. В беседе после чтения книги важно помочь детям понять смысл произведения, полнее и глубже освоить его содержание. Поэтому беседа не должна строиться на пересказе прочитанного текста. Главное внимание здесь следует уделять раскрытию связей между явлениями, осмыслению фактов. В беседе следует устанавливать связи личного опыта с новыми знаниями. Обязательное требование к беседе -сохранить у детей непосредственность впечатлений от художественных образов. Это достигается с помощью вопросов от лица героя при использовании в вопросах образов рассказа, сказки. Чтением художественных произведений воспитатель может дополнить не только беседы, прогулки, экскурсии. Необходимо, чтобы художественная литература дополняла, украшала, обогащала все формы работы с детьми по ознакомлению с природой. С ее помощью необходимо пробудить в детях желание больше узнать о живой и неживой природе, о явлениях природы, связях, заботиться об окружающем, сформировать осознанно правильное отношение к природе.