МААМ-картинки

Методика и анализ развития психомоторики

Наталья Долгополова
Методика и анализ развития психомоторики
▼ Скачать + Заказать документы

Педагог – психолог Н. А. Долгополова

Адаптированная методическая технология

«Развитие психомоторики в группах раннего и дошкольного возраста»

Содержание

1. Пояснительная записка…. 2

2. Анализ психомоторного развития детей дошкольного возраста (диаграммы…3

Публикация «Методика и анализ развития психомоторики» размещена в разделах

3. Анализ психомоторного развития детей раннего и дошкольного возраста (справка…6

4. Методика обследования психомоторного развития детей раннего и дошкольного возраста…8

5. Карта достижений дошкольника в развитии двигательной сферы….11

6. Методическое обеспечение ….…. 11

Формирование здорового образа жизни, психофизическое развитие детей – одна из основных задач решаемых в нашем детском саду. И этот приоритет может быть сформирован и воспитан с детства. Исследования показывают, что дети 2-го тысячелетия отличаются низким уровнем ловкости и быстроты, а также низкой степенью сформированности двигательных навыков, низкой моторной обучаемостью. Эти особенности часто сопряжены с недостаточным развитием восприятия, внимания и памяти. Диспропорциональность развития, незрелость движений определяют различия во всех психомоторных актах и предопределяют недостаточный уровень качества их выполнения. Поскольку большинство факторов риска, определяющих становление здоровья, являются характеристиками связанными с образом жизни человека, корни развития этих факторов находятся в детском возрасте. Причина столь раннего их возникновения связана с приобретением привычек питания, движения и многих других в раннем периоде жизни человека – детства.

Проводя инновационную деятельность по формированию и развитию культуры здоровья детей дошкольного возраста и повышения качества образования в процессе ППМС – сопровождения, развитие психомоторики в нашем детском саду отслеживается, развивается, корректируется начиная с раннего возраста до перехода в школу. Инновационная деятельность осуществляется под руководством кандидата биологических наук СурГУ В. А. Вишневского. Работая вместе, мы определились в том, что родители любого ребенка должны знать примерные нормы психомоторного развития детей с рождения до поступления в школу, т. к. уровень психомоторного развития ребенка является показателем хода процессов созревания ЦНС, от чего в итоге зависит способность ребенка получать знания и оперировать ими. Данные полученные в результате обследования детей сообщаются родителям на консультациях, собраниях с элементами тренинга. Педагоги проводят индивидуальную работу в группах по проблемным направлениям развития психомоторики на свой возраст.

Для исследования и коррекции развития психомоторики детей наибольшее признание у нас и за рубежом получила методика Н. И. Озерецкого, несколько модифицированная в США. Методика Н. И. Озерецкого представляет собой набор двигательных тестов для исследования отдельных компонентов движений, ритма, излишний сопровождающих движений (синкинезий, одновременности движений и их силы, и недостаточность развития тонкой моторики выступает именно при умственном недоразвитии. Поэтому цель нашей работы с детьми раннего возраста и дошкольного возраста - выявление патологии на раннем этапе развития с последующей коррекцией, а профилактикой и являются данные упражнения.

МБДОУ ЦРР детский сад «Танюша»

Анализ

результатов развития психомоторики дошкольников

на конец учебного года

Дата: апрель – май 2015г.

Группы: № 2,3,4,5,6,7,8,10,11,12,13,14,15, 16 - дошкольные Возраст: 3 – 7лет

Количество детей – 368, что составляет 81% детей посещающих МБДОУ

Цель:

выявление реального уровня развития психомоторики детей;

степень его соответствия возрастным нормам;

определение отклонений и недостатков физического и нервно - психического развития детей;

прогнозирование особенностей развития ребенка;

подбор оптимального содержания развивающих упражнений;

подбор средств и приемов адекватного педагогического воздействия;

Количественный анализ результатов показал :

Младший возраст - 3 - 4 г. - обследовано – 136 детей:

- Норма развития – 128 ребенка - 94 %;

- Профилактические занятия – 22 ребенка;

- Индивидуальные занятия – 8 детей – 6 %.

Средний возраст - 4 - 5 лет – обследовано – 81 ребенок:

- Норма развития – 76 детей – 94 %;

- Профилактические занятия – 13 детей;

- Индивидуальные занятия – 5 детей – 6 %.

Старший возраст 5 - 6 лет – обследовано – 78 детей:

- Норма развития – 75 детей – 96 %;

- Профилактические занятия – 11 детей;

- Индивидуальные занятия – 3 детей - 4 %

Подготовительные группы 6 - 7 лет – обследовано – 73 ребенка:

- Норма развития – 73 ребенка – 100 %;

- Профилактические занятия – 20 детей;

- Индивидуальные занятия – 0 детей – 0 %

Качественный анализ результатов выявил основные направления индивидуальной и профилактической работы:

1. Младший возраст:

моторика рук;

мелкая моторика пальцев;

статистическое равновесие;

координация движений;

автоматизация движений.

2. Средний возраст:

мелкая моторика рук;

мелкая моторика пальцев рук;

автоматизация движений.

3. Старший возраст:

статистическое равновесие;

мелкая моторика пальцев рук;

4. Подготовительные группы:

динамическое равновесие;

статистическое равновесие;

общее психомоторное развитие.

Недостаточный уровень развития моторики рук, мелкой моторики пальцев отражает «включенность» педагогов в развивающий процесс. 6

Анализ выполненных тестовых заданий дает информацию о состоянии и уровне зрелости центральных механизмов организации психомоторики детей на разных этапах развития. Каждый год свои результаты, зависящие от состояния здоровья детей, отношения к здоровому образу жизни семьи, педагогических усилий воспитателей.

Рекомендации:

Продолжать проводить в игровой или соревновательной форме упражнения на развитие психомоторики детей, используя вариативность.

Оценка психомоторного развития дошкольников

2014 - 2015 учебного года

Группа Высок. ур. Норма+профил. Поток Индив-я работа Профилакт.

Младшая № 8

27 23 25

136

детей 2 2

Младшая № 5

29 25 29 0 4

Младшая № 12

26 19 24 2 5

Младшая № 10

28 21 27 1 6

Младшая № 11

26 18 23 3 5

Итого:

106 128 8 22

Средняя № 4

27 24 27 81

ребенок 0 3

Средняя № 13

27 20 24 3 4

Средняя № 15

27 19 25 2 6

Итого:

63 76 5 13

Старшая № 2

26 19 24

78

детей 2 5

Старшая № 7

26 25 25 1 0

Старшая № 14

26 20 26 0 6

Итого: 64 75 3 11

Подготовит. № 3

25 19 25

73

ребенка 0 6

Подготовит. № 6

23 22 25 0 3

Подготовит. № 16

24 12 23 0 11

Итого: 53 73 0 20

Вывод: 286 – 78% 352 – 96 % 368 - 100 % 16 – 4 % 66

Методика обследования психомоторного

развития детей раннего и дошкольного возраста

Диагностика развития двигательной сферы

на 3 года

Общая моторика

Статистическая и динамическая координация определяется по следующим параметрам:

1 год – самостоятельная ходьба;

1, 5 - 2 года:

Динамика - поднимается и опускается по лестнице, держась за поручень;

Автоматика - перешагивает через препятствие на полу;

Статика - встает на лавку 20 см. от пола;

2, 5 года:

Динамика - подпрыгивает, одновременно отделяя от земли обе ноги, с поддержкой;

Автоматика - перешагивает через несколько препятствий;

Статика - нагибается за предметом;

3 года:

Автоматика - поднимается вверх по лестнице в 10 ступеней высотой

12-15 см, поочередно ставит ноги на каждую ступеньку;

Динамика - подпрыгивает на двух ногах без поддержки,

Статика - стоит на одной ноге в течение 10 сек. с открытыми глазами.

Мелкая моторика (на 3 года) - одновременность движений: по бокам от коробки располагаются крупные пуговицы или монеты достоинством в 20 рублей по три с каждой стороны. По сигналу ребенок двумя руками одновременно должен брать монету с каждой стороны и класть в коробку. Скорость не учитывается. Тест считается невыполненным при разновременном движении рук.

Отчетливость движений: ребенку (3-х лет) предлагается сильно ударить перкуссионным молотком по столу.

Отмечается наличие (или отсутствие) синкинезий.

Оценка психомоторного развития дошкольника

задания для детей 4 лет

1-е задание На оценку функции равновесия.

- исходное положение: пятка правой (левой) ноги примыкает к носк. левой (правой) ноги, стопы расположены по прямой линии, руки – вдоль туловища.

- необходимо сохранить данную позицию в течение 15 сек. с закрытыми глазами. Смещение ног с первоначальной позиции, схождение с места, балансирование расцениваются как минус.

2-е задание На оценку координации («Пальчик с носиком здороваются»)

После предварительного показа ребенку предлагают закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки:

а) кончика носа; б) мочки левого уха;

Задание повторяется в той-же последовательности и для другой руки.

- Если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха, это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствия возрастной норме развития.

3-е задание На оценку тонкой моторики руки «Уложи монетки в коробку»)

- На расстоянии 5 см. от коробки раскладываются в беспорядке 2% монет (диаметром 2 см.)

- По сигналу восп. ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку.

-Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.

Время выполнения ведущей рукой – 15 сек. Для второй руки – 20 сек.

4-е задание На оценку тонкой моторики рук. («Нарисуй пальчиками кружочки»)

- В течение 10 сек. указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе круги любого размера, но одинаковые для обеих рук, в противоположных направлениях.

- Задание не выполнено, если ребенок осуществляет вращение одновременно в одну сторону или делает круги разной величины.

5-е задание На оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки («Давай поздороваемся»)

- Взрослый предлагает ребенку протянуть руку для приветствия (поздороваться) : сначала правую руку, затем левую руку, затем обе руки.

- При этом следует отметить наличие лишних движений (сжимание кисти противоположной руки, приподнимание плеч, сокращение мышц лица, открывание рта, и т. д., которые указывают на низкий уровень коррекции произвольных действий.

Оценка психомоторного развития дошкольника

задания для детей 5 лет

1-е задание На оценку функции равновесия.

- Ребенку предлагается сохранять заданную позу (устоять на носках с закрытыми глазами. Для детей этого возраста 10 сек.)

2-е задание На оценку тонкой моторики пальцев («Скатай шарики»)

- Ребенку предлагается скатать шарики из листа папиросной бумаги размером 5х5 см.

- Рука вытянута вперед, помощь другой руки отсутствует.

- Для ведущей руки норма 15 сек., для второй 20 сек.

3-е задание На оценку пространственных двигательных автоматизмов и функции равновесия.

- Ребенку предлагается преодолеть расстояние 5 метров прыжками на одной ноге (другая нога согнута в колене, сохраняя прямолинейность движения. Отклонение от воображаемой прямой должно быть не более 50 см.

4-е задание На оценку моторики рук. («Смотай колобок»)

- Ребенку предлагается намотать нитку (2 м.) на катушку.

- Для ведущей руки норма 15 сек; для второй – 20 сек.

5-е задание На оценку тонкой моторики пальцев рук.

- На столе лежит 2 спичечные коробки и по 10 спичек около них.

По сигналу воспитателя ребенок укладывает одновременно двумя руками спички в две коробки.

- Время выполнения задания ограничивается - 20 секунд.

Оценка психомоторного развития дошкольника

задания для детей 6 лет

1-е задание На оценку статистического равновесия.

- В течении 10 сек. ребенок должен устоять на одной ноге; другая нога согнута, приставлена стопой к колену и отведена под углом 900

После 30 сек. отдыха ту же позицию предлагается повторить с опорой на противоположную ногу.

2-е задание На оценку точности и координации движений

- Ребенок должен поразить мячом цель размером 25х25 см. с расстояния 1,5 м. (диаметр мяча 8 см.)

3-е задание На оценку тонкой моторики рук.

- Ребенку предлагается разложить 36 игральных карт (или им подобных) одной рукой на 4 кучки.

Нормой для ведущей руки считается 35 сек., для второй 45 сек.

Оценка психомоторного развития дошкольника

задания для детей 7 лет

1-е задание На оценку статистического равновесия.

- Ребенку предлагается в течение 10 сек. сидя на корточках и носках с закрытыми глазами и вытянутыми горизонтально вперед руками сохранить равновесие.

2-е задание На оценку динамического равновесия.

- Ребенок должен преодолеть расстояние 5 м. прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком коробок спичек. Расстояние от воображаемой прямой не должно быть при этом более 50 см.

3-е задание На оценку общего уровня психомоторного развития

- Ребенку предлагается пробежать 5 м. до стола, взять из спичечной коробки 4 спички, выложить из них на столе квадрат, взять со стола лист бумаги и сложить его пополам; затем вернуться назад в исходное положение.

Время выполнения задания 15 сек.

Анализ выполнения тестовых заданий позволяет собрать точную информацию о состоянии и уровне зрелости центральных механизмов организации психомоторики детей на разных этапах развития.

Литература:

1. Н. О. Озерецкий «Методика оценки психомоторного развития дошкольников» С-Пет. 2001г.

2. Н. А. Рычкова «Поведенческие расстройства у детей». Москва. 1998г.

3. Т. Д. Марцинсковская «Детская практическая психология» С-Пет. 2000г.

Публикации по теме:

«Игры Зверей» для мам. Методика психофизического развития детей 3–5 лет«Игры Зверей» для мам. Методика психофизического развития детей 3–5 лет Авторская методика психофизического развития для детей 3-5 лет. Данная методика разработана на основе концепции сенсомоторных игр В. Байделье,.

Анализ состояния внутригрупповой системы оценки качества индивидуального развития воспитанников Анализ состояния внутригрупповой системы оценки качества индивидуального развития воспитанников Становление личности индивида не может.

Методика развития музыкального восприятия у старших дошкольников в процессе слушания музыкальных произведений Консультация для воспитателей «Методика развития музыкального восприятия у старших дошкольников в процессе слушания музыкальных произведений".

Методика игр и занятий для детей с 2 до 3 летМетодика игр и занятий для детей с 2 до 3 лет Методика игр и занятий для детей с 2 до 3 лет. У детей третьего года жизни появляется большой интерес к окружающему его миру. Они с любопытством.

Методика одаренности диагностики Выявление интересов и склонностей ребенка - дело очень сложное, как и любая другая психодиагностическая работа. Учитель, воспользовавшись.

Методика ознакомления дошкольников с природой Каждый из нас, став взрослым, хранит в памяти самые запоминающиеся эпизоды из своего детства. Мы помним первый цветок мать-и-мачехи на весенней.

Методика проведения прогулок Методика проведения прогулок для детей 2-4 года. [/h3][/b]Методика это совокупность методов обучения (прямого или косвенного воздействия,.

Методика развития связной речи у детей дошкольного возраста. Часть 1 Консультация для воспитателей на тему: «Методика развития связной речи у детей дошкольного возраста». Разработала воспитатель д/с № 27.

Методика развития связной речи у детей дошкольного возраста (Часть 2) 5. Обучение монологической речи. В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказом и рассказом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика и анализ развития психомоторики
Опубликовано: 4 апреля 2016 в 19:46
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика и анализ развития психомоторики» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Долгополова (УИ 391023) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД