Наталья Долгополова
Методика и анализ развития психомоторики
▼ Скачать + Заказать документы
Педагог – психолог Н. А. Долгополова
Адаптированная методическая технология
«Развитие психомоторики в группах раннего и дошкольного возраста»
Содержание
1. Пояснительная записка…. 2
2. Анализ психомоторного развития детей дошкольного возраста (диаграммы…3
Публикация «Методика и анализ развития психомоторики» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
3. Анализ психомоторного развития детей раннего и дошкольного возраста (справка…6
4. Методика обследования психомоторного развития детей раннего и дошкольного возраста…8
5. Карта достижений дошкольника в развитии двигательной сферы….11
6. Методическое обеспечение ….…. 11
Формирование здорового образа жизни, психофизическое развитие детей – одна из основных задач решаемых в нашем детском саду. И этот приоритет может быть сформирован и воспитан с детства. Исследования показывают, что дети 2-го тысячелетия отличаются низким уровнем ловкости и быстроты, а также низкой степенью сформированности двигательных навыков, низкой моторной обучаемостью. Эти особенности часто сопряжены с недостаточным развитием восприятия, внимания и памяти. Диспропорциональность развития, незрелость движений определяют различия во всех психомоторных актах и предопределяют недостаточный уровень качества их выполнения. Поскольку большинство факторов риска, определяющих становление здоровья, являются характеристиками связанными с образом жизни человека, корни развития этих факторов находятся в детском возрасте. Причина столь раннего их возникновения связана с приобретением привычек питания, движения и многих других в раннем периоде жизни человека – детства.
Проводя инновационную деятельность по формированию и развитию культуры здоровья детей дошкольного возраста и повышения качества образования в процессе ППМС – сопровождения, развитие психомоторики в нашем детском саду отслеживается, развивается, корректируется начиная с раннего возраста до перехода в школу. Инновационная деятельность осуществляется под руководством кандидата биологических наук СурГУ В. А. Вишневского. Работая вместе, мы определились в том, что родители любого ребенка должны знать примерные нормы психомоторного развития детей с рождения до поступления в школу, т. к. уровень психомоторного развития ребенка является показателем хода процессов созревания ЦНС, от чего в итоге зависит способность ребенка получать знания и оперировать ими. Данные полученные в результате обследования детей сообщаются родителям на консультациях, собраниях с элементами тренинга. Педагоги проводят индивидуальную работу в группах по проблемным направлениям развития психомоторики на свой возраст.
Для исследования и коррекции развития психомоторики детей наибольшее признание у нас и за рубежом получила методика Н. И. Озерецкого, несколько модифицированная в США. Методика Н. И. Озерецкого представляет собой набор двигательных тестов для исследования отдельных компонентов движений, ритма, излишний сопровождающих движений (синкинезий, одновременности движений и их силы, и недостаточность развития тонкой моторики выступает именно при умственном недоразвитии. Поэтому цель нашей работы с детьми раннего возраста и дошкольного возраста - выявление патологии на раннем этапе развития с последующей коррекцией, а профилактикой и являются данные упражнения.
МБДОУ ЦРР детский сад «Танюша»
Анализ
результатов развития психомоторики дошкольников
на конец учебного года
Дата: апрель – май 2015г.
Группы: № 2,3,4,5,6,7,8,10,11,12,13,14,15, 16 - дошкольные Возраст: 3 – 7лет
Количество детей – 368, что составляет 81% детей посещающих МБДОУ
Цель:
выявление реального уровня развития психомоторики детей;
степень его соответствия возрастным нормам;
определение отклонений и недостатков физического и нервно - психического развития детей;
прогнозирование особенностей развития ребенка;
подбор оптимального содержания развивающих упражнений;
подбор средств и приемов адекватного педагогического воздействия;
Количественный анализ результатов показал :
Младший возраст - 3 - 4 г. - обследовано – 136 детей:
- Норма развития – 128 ребенка - 94 %;
- Профилактические занятия – 22 ребенка;
- Индивидуальные занятия – 8 детей – 6 %.
Средний возраст - 4 - 5 лет – обследовано – 81 ребенок:
- Норма развития – 76 детей – 94 %;
- Профилактические занятия – 13 детей;
- Индивидуальные занятия – 5 детей – 6 %.
Старший возраст 5 - 6 лет – обследовано – 78 детей:
- Норма развития – 75 детей – 96 %;
- Профилактические занятия – 11 детей;
- Индивидуальные занятия – 3 детей - 4 %
Подготовительные группы 6 - 7 лет – обследовано – 73 ребенка:
- Норма развития – 73 ребенка – 100 %;
- Профилактические занятия – 20 детей;
- Индивидуальные занятия – 0 детей – 0 %
Качественный анализ результатов выявил основные направления индивидуальной и профилактической работы:
1. Младший возраст:
моторика рук;
мелкая моторика пальцев;
статистическое равновесие;
координация движений;
автоматизация движений.
2. Средний возраст:
мелкая моторика рук;
мелкая моторика пальцев рук;
автоматизация движений.
3. Старший возраст:
статистическое равновесие;
мелкая моторика пальцев рук;
4. Подготовительные группы:
динамическое равновесие;
статистическое равновесие;
общее психомоторное развитие.
Недостаточный уровень развития моторики рук, мелкой моторики пальцев отражает «включенность» педагогов в развивающий процесс. 6
Анализ выполненных тестовых заданий дает информацию о состоянии и уровне зрелости центральных механизмов организации психомоторики детей на разных этапах развития. Каждый год свои результаты, зависящие от состояния здоровья детей, отношения к здоровому образу жизни семьи, педагогических усилий воспитателей.
Рекомендации:
Продолжать проводить в игровой или соревновательной форме упражнения на развитие психомоторики детей, используя вариативность.
Оценка психомоторного развития дошкольников
2014 - 2015 учебного года
Группа Высок. ур. Норма+профил. Поток Индив-я работа Профилакт.
Младшая № 8
27 23 25
136
детей 2 2
Младшая № 5
29 25 29 0 4
Младшая № 12
26 19 24 2 5
Младшая № 10
28 21 27 1 6
Младшая № 11
26 18 23 3 5
Итого:
106 128 8 22
Средняя № 4
27 24 27 81
ребенок 0 3
Средняя № 13
27 20 24 3 4
Средняя № 15
27 19 25 2 6
Итого:
63 76 5 13
Старшая № 2
26 19 24
78
детей 2 5
Старшая № 7
26 25 25 1 0
Старшая № 14
26 20 26 0 6
Итого: 64 75 3 11
Подготовит. № 3
25 19 25
73
ребенка 0 6
Подготовит. № 6
23 22 25 0 3
Подготовит. № 16
24 12 23 0 11
Итого: 53 73 0 20
Вывод: 286 – 78% 352 – 96 % 368 - 100 % 16 – 4 % 66
Методика обследования психомоторного
развития детей раннего и дошкольного возраста
Диагностика развития двигательной сферы
на 3 года
Общая моторика
Статистическая и динамическая координация определяется по следующим параметрам:
1 год – самостоятельная ходьба;
1, 5 - 2 года:
Динамика - поднимается и опускается по лестнице, держась за поручень;
Автоматика - перешагивает через препятствие на полу;
Статика - встает на лавку 20 см. от пола;
2, 5 года:
Динамика - подпрыгивает, одновременно отделяя от земли обе ноги, с поддержкой;
Автоматика - перешагивает через несколько препятствий;
Статика - нагибается за предметом;
3 года:
Автоматика - поднимается вверх по лестнице в 10 ступеней высотой
12-15 см, поочередно ставит ноги на каждую ступеньку;
Динамика - подпрыгивает на двух ногах без поддержки,
Статика - стоит на одной ноге в течение 10 сек. с открытыми глазами.
Мелкая моторика (на 3 года) - одновременность движений: по бокам от коробки располагаются крупные пуговицы или монеты достоинством в 20 рублей по три с каждой стороны. По сигналу ребенок двумя руками одновременно должен брать монету с каждой стороны и класть в коробку. Скорость не учитывается. Тест считается невыполненным при разновременном движении рук.
Отчетливость движений: ребенку (3-х лет) предлагается сильно ударить перкуссионным молотком по столу.
Отмечается наличие (или отсутствие) синкинезий.
Оценка психомоторного развития дошкольника
задания для детей 4 лет
1-е задание На оценку функции равновесия.
- исходное положение: пятка правой (левой) ноги примыкает к носк. левой (правой) ноги, стопы расположены по прямой линии, руки – вдоль туловища.
- необходимо сохранить данную позицию в течение 15 сек. с закрытыми глазами. Смещение ног с первоначальной позиции, схождение с места, балансирование расцениваются как минус.
2-е задание На оценку координации («Пальчик с носиком здороваются»)
После предварительного показа ребенку предлагают закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки:
а) кончика носа; б) мочки левого уха;
Задание повторяется в той-же последовательности и для другой руки.
- Если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха, это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствия возрастной норме развития.
3-е задание На оценку тонкой моторики руки «Уложи монетки в коробку»)
- На расстоянии 5 см. от коробки раскладываются в беспорядке 2% монет (диаметром 2 см.)
- По сигналу восп. ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку.
-Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.
Время выполнения ведущей рукой – 15 сек. Для второй руки – 20 сек.
4-е задание На оценку тонкой моторики рук. («Нарисуй пальчиками кружочки»)
- В течение 10 сек. указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе круги любого размера, но одинаковые для обеих рук, в противоположных направлениях.
- Задание не выполнено, если ребенок осуществляет вращение одновременно в одну сторону или делает круги разной величины.
5-е задание На оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки («Давай поздороваемся»)
- Взрослый предлагает ребенку протянуть руку для приветствия (поздороваться) : сначала правую руку, затем левую руку, затем обе руки.
- При этом следует отметить наличие лишних движений (сжимание кисти противоположной руки, приподнимание плеч, сокращение мышц лица, открывание рта, и т. д., которые указывают на низкий уровень коррекции произвольных действий.
Оценка психомоторного развития дошкольника
задания для детей 5 лет
1-е задание На оценку функции равновесия.
- Ребенку предлагается сохранять заданную позу (устоять на носках с закрытыми глазами. Для детей этого возраста 10 сек.)
2-е задание На оценку тонкой моторики пальцев («Скатай шарики»)
- Ребенку предлагается скатать шарики из листа папиросной бумаги размером 5х5 см.
- Рука вытянута вперед, помощь другой руки отсутствует.
- Для ведущей руки норма 15 сек., для второй 20 сек.
3-е задание На оценку пространственных двигательных автоматизмов и функции равновесия.
- Ребенку предлагается преодолеть расстояние 5 метров прыжками на одной ноге (другая нога согнута в колене, сохраняя прямолинейность движения. Отклонение от воображаемой прямой должно быть не более 50 см.
4-е задание На оценку моторики рук. («Смотай колобок»)
- Ребенку предлагается намотать нитку (2 м.) на катушку.
- Для ведущей руки норма 15 сек; для второй – 20 сек.
5-е задание На оценку тонкой моторики пальцев рук.
- На столе лежит 2 спичечные коробки и по 10 спичек около них.
По сигналу воспитателя ребенок укладывает одновременно двумя руками спички в две коробки.
- Время выполнения задания ограничивается - 20 секунд.
Оценка психомоторного развития дошкольника
задания для детей 6 лет
1-е задание На оценку статистического равновесия.
- В течении 10 сек. ребенок должен устоять на одной ноге; другая нога согнута, приставлена стопой к колену и отведена под углом 900
После 30 сек. отдыха ту же позицию предлагается повторить с опорой на противоположную ногу.
2-е задание На оценку точности и координации движений
- Ребенок должен поразить мячом цель размером 25х25 см. с расстояния 1,5 м. (диаметр мяча 8 см.)
3-е задание На оценку тонкой моторики рук.
- Ребенку предлагается разложить 36 игральных карт (или им подобных) одной рукой на 4 кучки.
Нормой для ведущей руки считается 35 сек., для второй 45 сек.
Оценка психомоторного развития дошкольника
задания для детей 7 лет
1-е задание На оценку статистического равновесия.
- Ребенку предлагается в течение 10 сек. сидя на корточках и носках с закрытыми глазами и вытянутыми горизонтально вперед руками сохранить равновесие.
2-е задание На оценку динамического равновесия.
- Ребенок должен преодолеть расстояние 5 м. прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком коробок спичек. Расстояние от воображаемой прямой не должно быть при этом более 50 см.
3-е задание На оценку общего уровня психомоторного развития
- Ребенку предлагается пробежать 5 м. до стола, взять из спичечной коробки 4 спички, выложить из них на столе квадрат, взять со стола лист бумаги и сложить его пополам; затем вернуться назад в исходное положение.
Время выполнения задания 15 сек.
Анализ выполнения тестовых заданий позволяет собрать точную информацию о состоянии и уровне зрелости центральных механизмов организации психомоторики детей на разных этапах развития.
Литература:
1. Н. О. Озерецкий «Методика оценки психомоторного развития дошкольников» С-Пет. 2001г.
2. Н. А. Рычкова «Поведенческие расстройства у детей». Москва. 1998г.
3. Т. Д. Марцинсковская «Детская практическая психология» С-Пет. 2000г.