Вера Терскова
Методика развития связной речи у детей дошкольного возраста (Часть 2)
▼ Скачать + Заказать документы
5. Обучение монологической речи.
В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи : пересказом и рассказом (в элементарной форме).
Пересказ в детском саду подробный или близкий к тексту. Но возможны и такие варианты: пересказ с изменением лица рассказчика (не от1-го, а от 3-го лица и наоборот, пересказ фрагментов, пересказ по аналогии (с заменой героя, сезона и т. п., инсценированный пересказ (с игрушками, силуэтами, детьми – «актерами»).
Публикация «Методика развития связной речи у детей дошкольного возраста (Часть 2)» размещена в разделах
Рассказ – самостоятельно составленное развернутое изложение какого-либо факта, события. По форме рассказы могут быть описательными и сюжетными. Описанию присуща своя структура, композиция, название предмета, признаки и взаимосвязь частей.
И в заключении говорится о назначении предмета или о действиях с ним. В старших группах такие занятия проводятся реже, а игрушки подбирают более сложные. Хорошо, если описание такой игрушки требует определения пространственного расположения ее частей, а также их материала и формы (игрушечные часы, телефон, весы, плита, грузовая машина).Дети могут описывать не одну игрушку, а композицию из 2 – 3 предметов, указывая их расположение на столе, сравнивая их по элементам. Также можно предложить комплекты (стиральный набор, гараж с машинами ит. д.)
Разновидности описательных рассказов: сравнительный и объяснительный. В детском саду учат составлять описание 2-х предметов с контрастными признаками, сравнивая их однозначные признаки сначала по величине, далее по цвету, материалу, деталям, форме ( Мне купили две куклы: одна Маша, другая Соня. Маша сделана из пластмассы, а Соня из резины, Маша пониже ростом, а Соня повыше, на Маше надета зеленая юбочка, а на Соне брюки серого цвета).
Объяснительный – это рассказ с элементами рассуждения, доказательства. Например ребенок может объяснить товарищу как использовать тот или иной предмет, как играть в какую-либо игру.
Сюжетный рассказ – это передача событий, происходящих в определенной временной последовательности с каким-нибудь героем или с самим собой.
Приемы подготовительной работы: придумать только конец рассказа, описать лишь место действия, придумать диалог действующих лиц и т. д.
Различают три категории сюжетных рассказов: рассказ по восприятию (о том, что видит ребенок в момент рассказа, рассказ по памяти (о том, что воспринимал до момента рассказа, рассказ по воображению (придуманный, основанный на вымышленном материале). Последний – это творческий рассказ. В практике работы вполне допустимо известное смешение видов рассказа в одном высказывании ребенка.
К рассказам по восприятию относятся: рассказы по картине, натюрморту, по серии картин, по рисункам и аппликациям детей, по фотографиям. Рассказ состоит из начала, главной части и конца. Пониманию картины помогает небольшая вводная беседа (до ее демонстрации) или пояснения воспитателя во время предварительного рассматривания. Вводная часть бывает свернутой, если картина знакомая или простая. Воспитатель предлагает детям вначале, как бы отталкиваясь от названия картины, сказать, о ком она. Потом сказать, когда происходит действие и почему они думают, что это например зима. И, наконец, следуют рассказы о том, что делают герои (частичные образцы). Хорошо рассказывающему ребенку дается задание потруднее – описать пейзаж, состояние погоды, мимику и жесты героев. В подготовительной к школе группе педагог приучает детей самим обдумывать план рассказа. (С чего бы та начал? О чем главном тебе хочется рассказать).
Приемы обучения рассказыванию:
1) образец рассказа педагога (его могут повторить 1-2 ребенка);
2) разбор образца рассказа, который подводит к вычленению плана высказывания;
3) воспроизведение плана детьми;
4) коллективный разбор плана (чтобы показать возможное разнообразие содержания их будущих рассказов);
5) коллективное составление рассказа (на первых порах);
6) составление рассказа по частям;
7) окончание детьми рассказа начатого воспитателем (по плану, а затем и без него);
8) подсказ вариантов;
9) оценка (иногда можно привлечь детей);
10) вопросы задаются редко, чтобы не нарушать связность рассказа.
Можно выбрать интересные дид. игры, в которых закрепляется умение описывать наглядный материал (игры типа загадок «Что за зверь?», «Отгадай, кто это?», «Почта», «Магазин»).
Рассказывание по памяти (на темы из коллективного или индивидуального опыта) требует произвольной памяти. Самый сильный вид памяти эмоциональный. Поэтому лучше предлагать детям темы, оставившие яркий след не только в их сознании, но и в чувствах. Это могут быть темы «Елка в детском саду», «Праздник урожая», «любимая игрушка», «Мое домашнее животное», «Комната, где я живу». Обычно рассказывание проводят не сразу после события. Впечатления детей сначала закрепляются в разговорах об увиденном и пережитом, в играх, рисунках. Затем темы усложняются: описать какое-нибудь событие (как прошел день рождения или самый интересный выходной день, любимую книжку). В подготовительной к школе группе полезны темы этического характера «Мой друг», «Хороший поступок моего товарища», «Научился сом – научи другого» и т. д. В подготовительной группе находят место и темы более общего характера, требующие обобщения опыта моральных суждений: «Наши любимые игрушки и игры», «Что осень дарит людям», «С кем я люблю играть». Общую тему целесообразно разделить на мелкие подтемы и составить рассказ по частям, Можно составить письмо. Поводы для написания письма могут быть различными: проявить внимание к товарищу (заболевшему, уехавшему, установить переписку с детьми из другого детского сада, с солдатом. Коллективное составление письма облегчает воспитателю формирование у детей очень важной способности отбора лучшего, наиболее подходящего варианта предложения, фразы.
Творческий рассказы отличны от предыдущих, так как строятся на иной психологической основе – детском воображении. Если функция памяти – сохранение полученного опыта, то функция воображения – его преобразование. Придумывая рассказ о жизни вымышленного героя, ребенок должен произвести умственный анализ сходных случаев из своего опыта, пережитых лично или услышанных от других, а затем творчески синтезировать новые явления: новый сюжет, новый облик героя и обстоятельства его жизни. В процессе придумывания рассказов формируется одновременно и критическое мышление детей (могло ли так быть). Рекомендуется сопоставление детских рассказов из опыта и придуманных (на одну и ту же тему, замена в рассказе фактического характера (из личного опыта детей) какой-либо одной детали, одного эпизода, придуманными дополнительно. Наиболее легкий для детей прием – предложение воспитателем нескольких вариантов развития сюжета (предшествует рассказам детей). Вначале дети придерживаются тех вариантов, которые подсказал воспитатель, а затем придумывают свои. Завершение детьми рассказа начатого воспитателем (придумывание конца, также хороший прием.
Обучение детей творческому рассказыванию хорошо раскрыто в пособии Т. А. Ткаченко «Обучение детей творческому рассказыванию по картинам»
Обучение монологической речи ведется в детском саду следующим образом:
- в средней группе учат пересказывать рассказы и сказки, а также описывать предметы,
- в старшей группе – описывать предметы в сравнении, рассказывать о србытиях и фактах из своего опыта, составлять по картинкам описательные и повествовательные рассказы как с опорой на восприятие (о нарисованном, так и с элементами творчества (по сюжетной картинке, третий квартал,
- в подготовительной группе закрепляется все, совершенствуется выразительная сторона пересказов и творческих рассказов, их точность. В третьем квартале приступают к наиболее трудному разделу программы – придумыванию рассказов на сюжет, предложенный воспитателем.
6. Ознакомление с художественной литературой.
7. Подготовка детей к обучению грамоте
В повседневной жизни рекомендуется использовать такой прием, как поручение: показать товарищу, который был болен, книгу, прочитанную без него и рассказать о ней, показать высаженные растения или поделки и рассказать по порядку, как их выполняли. Педагог должен знать несколько игр, в которых есть роли рассказчика, например: «Телевизор», «Радио» (роли дикторов, «Телефон» (собеседники, «Космос» (роль космонавта, передающего свой рассказ о полете на землю, «Детский сад», «Школа», «День рождения». Умение рассказывать закрепляется в играх- драматизациях на литературные темы, при показе кукольного театра самими детьми.
Литература
А. М. Бородич «Методика развития речи детей»
Т. А. Ткаченко «Обучение детей творческому рассказыванию по картинам»