МААМ-картинки

«Игры Зверей» для мам. Методика психофизического развития детей 3–5 лет (4 фото)

Михаил Ингерман
«Игры Зверей» для мам. Методика психофизического развития детей 3–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Авторская методика психофизического развития для детей 3-5 лет.

«Игры Зверей» для мам. Методика психофизического развития детей 3–5 лет

Данная методика разработана на основе концепции сенсомоторных игр В. Байделье, Л. Конради, Г. Юнгивайне.

Публикация «„Игры Зверей“ для мам, Методика психофизического развития детей 3–5 лет» размещена в разделах

Практически с самого рождения мы начинаем играть в те или иные игры. С помощью игры мы пытаемся разобраться во всем многообразии окружающего мира. Но игра, это еще и возможность преобразовать нашу повседневную жизнь с помощью своего природного творческого дара. Мы играм свои спектакли, сочиняем свои сказки и переживаем так же как придуманные нами герои.

Как утверждает театральная педагогика – личность ребенка развивается в процессе обучения, через погружение в ролевые игры, или сценическое действие, где индивидуальное развитие стимулируется свободой выбора и раскрывается через радость самовыражения.

В этом смысле задача родителей и преподавателей состоит в том, чтобы найти такой способ общения с ребенком, который помог бы ему развиваться разносторонне и целостно, даже в нашем фрагментированном (не целостном) мире.

Гармоничное развитие ребёнка возможно только через обращение ко всёму многообразию его способностей, через развитие сразу всех его качеств, А это возможно только через постоянное совершенствование способов взаимного общения ребёнка с окружающим миром.

Мы часто слышим еще и такое мнение, что ребенок сам может играть в свои игры, как дома так и на улице. Однако эти игры, особенно уличные, возникающие спонтанно, очень часто приносят участникам больше огорчений, чем радости. Возрастные различия, психофизические особенности, воспитательные ограничения, отсутствие реального навыка общения - все это приводит к возникновению физических зажимов и психических комплексов. И как следствие - торможение общего развития, а иногда полная блокировка творческой активности ребенка.

Как один из путей возвращения к целостному всестороннему обучению, мы и предлагаем данную методику.

Цель методики - целенаправленное гармоничное раскрытие творческого потенциала ребенка, путем снятия психофизических комплексов и зажимов, с использованием подвижных сенсомоторных игр, имитирующих движения различных животных.

Фото «Игры Зверей»

Особенностью данной методики является специальным образом организованное взаимодействие детей, (или детей и родителей) одновременно выполняющих упражнения подражательного характера, имитирующие игры зверей. При этом возникает своеобразная совместная двигательная медитация, но, в то же время, ребенок продолжает находиться в своем, индивидуальном образе, что особенно важно.

Такая подражательная деятельность требует от ребенка не только внешней двигательной активности, но и внутреннего творческого осмысления самих действий, задействует весь психоэмоциональный потенциал ребенка. Именно поэтому ролевая игра является для него наиболее привлекательной.

Погруженность ребенка в мир игры выстраивает его внутренний мыслительный процесс, развивает творческую активность.

Занятия выстраиваются по общей сюжетной линии, которая не ограничивает индивидуальные эмоциональные проявления ребенка, а наоборот, стимулирует их на фоне углубленного погружения в образ. Поэтому в занятии может участвовать, например, собака спокойная, миролюбивая, отдыхающая в жаркий полдень или играющая с маленьким щенком или злобная, агрессивная, или защищающая своего хозяина.

На месте собаки могут быть любые животные. Они могут общаться и проявляться по-разному, но в любом случае, действия этих животных изначально адекватны ситуации. Как и в реальной жизни, в нашей совместной ролевой игре проявления животных могут быть разные.

для мам. Методика психофизического развития детей 3–5 лет - фото

Суть процесса в том, что ребенок, погружаясь в свой образ, окрашивает его своим психическим содержанием, проявляется не стесняясь, не комплексуя, не боясь упреков, наказания или осмеяния.

Наличие активных физических действий, ярко выраженный образный ряд освобождает подсознание, снимает зажимы, принося радость и непринужденность общения. В этот момент ребенок адекватен сам себе и окружающему обществу. Он прыгает, кричит, лает, разыскивает добычу, просто валяется - он собака среди собак, и он свободен в проявлениях, даже во время заранее заданной направленной деятельности. (более полно – смотрите приложение 1.)

Главная задача родителя (инструктора) в таких играх - выстроить групповое взаимодействие так, что бы образовался единый направленный вектор деятельности, постоянно поддерживающий общую активность и творческий потенциал.

Суть методики - в правильном подборе внешних психофизических форм, которые с одной стороны, помогают выражать ребенку свое внутреннее состояние, с другой, релаксируют и выравнивают его, развивая физически и повышая творческую активность.

Отсутствие жестких требований к внешней форме движений, как например, в гимнастике, снимает комплекс физического несовершенства, часто проявляющийся в этом возрасте, а наличие внутреннего наполнения удерживает внимание ребенка внутри процесса. Поэтому занятия, построенные по принципу подражательной деятельности, значительно ускоряют развития образного мышления, координации в пространстве, сообразительности, улучшают работу нервной системы, внутренних органов, повышают иммунитет и стрессоустойчивость.

Таким образом, методика кроме развивающего значения, носит еще и явно выраженный оздоровительный характер.

Возвращаясь к понятию ролевого психофизического развития, необходимо уточнить, что под этим понятием мы подразумеваем целый маленький мир, в котором есть все. Каждый ребенок наполняет его своими движениями и звуками, своими переживаниями, историей, сюжетом. Поэтому методика может быть использована как своеобразная игра в " Театр зверей". Иногда для проявления своего психического состояния, ребенку может потребоваться целая история с участием, например, кошачьей семьи; мама кошка, папа или бабушка, братья или сестры.

В процессе занятий, внешние формы могут изменяться, проявляться по новому, усложняться или вообще исчезать, главное они должны соответствовать состоянию ребенка и уровню его развития, показывая его динамику. Это можно проиллюстрировать на следующем примере: трехлетний ребенок на первом занятии - его лягушонок еще "нигде", он просто прыгает, затем начинает квакать, затем появляется специфическая форма движений, проявляющая характер деятельности, затем появляется окружающая обстановка (болото или лужа, другие лягушата и т. д.

Однако направленность методики не сводиться к увеличению количества внешних форм или усложнению сюжетов. Обычно наличие 5-7 животных и 3-4 сюжетов полностью удовлетворяет запрос ребенка, как на уровне психики, так и физически.

Основная направленность методики – это развитие разнообразных форм коммуникации и совместного творчества.

Во время занятий ребенок раскрепощается, обретает и развивает свой внутренний мир. Он стремится продемонстрировать свои умения и навыки. Такой ребенок начинает искать адекватного общения и творческого применения своим возможностям, он пробует сам моделировать новые, ни на что не похожие, формы, которые оживают внутри него, внешне ни чем не обусловленные и не навязанные.

Использование данной методики в индивидуальной форме (дома, и в групповой (оздоровительной) практике, значительно расширяет возможности педагога (родителя, и в то же время, ограждает ребенка от излишнего, не всегда осознаваемого и поэтому грубого вмешательства родителей в его внутренней психический мир.

Главное, что ребенок, занятый активной игровой подражательной деятельностью, активно развивается и с удовольствием демонстрирует свои умения и навыки.

Подводя итог, необходимо еще раз подчеркнуть, что эффективность методики в прямую зависит, как от правильности подбора самих «живых» форм, так и от последовательности их использования. Только при наличие общегруппового творческого, психофизического настроя занимающихся, особенно на начальном этапе работы можно прогнозировать действительное психическое раскрепощение и как следствие - целостное, гармоничное развитие как физического тела, так и потенциальных способностей ребенка.

Фото №1 Авторская методика психофизического

Особое значение данная методика имеет при работе с нестандартными детьми с особенностями психофизического развития как в гипер. так и в гипо формах.

Автор методики : Михаил Ингерман. Тренер-преподаватель с 20-и летним стажем работы с детьми различного возраста. Имеет высшее спортивное, педагогическое и психологическое образование. Долгое время учился и работал за границей.

тел. 89626890040 mishain@mail.ru

Приложение 1.

Рекомендуемый комплекс упражнений для проведения занятий по методике «Игры зверей».

(общие направления для творческого осмысления)

Разминочные упражнения для малышей (рекомендуется делать до «зверей»)

1. Для пальцев и кистей рук:

1.1. «Моем руки вмести» - все движения имитирующие мытье рук. (засучить рукава, намылить, опустить под воду, стряхнуть и т. д.)

1.2. «Мне – тебе» - поочередное или одновременное сжатие пальцев в кулак, затем полное открытие ладоней, с вытягиванием рук вперед. (обращение к ведущему или к друг другу).

1.3. «Мы печем блины» - (замесить тесто, намять его, сделать блин, положить на сковородку, засунуть в печь.)

1.4. «Цапки царапки» - имитация движений кошки.

2. Для шеи.

2.1. «Да –да –да», - наклоны головы вперед, «нет- нет- нет» - поворот головы в право и в лево, «не знаю – не знаю» - втягивание головы в плечи. Упр. выполняется с одновременным проговаривание и выполнением действия.

2.2. Ой,ёй. ёй. Наклон головы в сторону с одновременным наклоном корпуса.

3. Для всего тела.

3.1. «Мы пугаем зверей», другое название «Похлопали – потопали» - упр. выполняется в положении стоя или сидя. (поочередное похлопывание руками и ногами, затем одновременное похлопывание)

3.2. «Собака после купания» - встряхивание, начиная с головы и заканчивая ногами.

3.3. «Буратино» - поднять прямые руки над головой и вытянуться – поочередное расслабление, начиная с кистей, предплечий, плеча, головы, тела – упали.

3.4. Большой, большой, маленький, маленький. Поднимаемся на носки и разводим руки в стороны – большой. Сжимаемся и приседаем в глубокий присед – маленькие.

3.5. Потягушки. Потягиваемся во все стороны и руками и ногами. (после потягивания хорошо сделать общее встряхивание – «собачка после купания»)

Основная часть.

1. Динамические упр.

«Мы лошадки» - зайчики, лягушки, кузнечики, птички (какие? – назвать, медведи, мухи, пчелы, обезьянки и т. д. (имитация движений и звуков)

После освоения – наполнение эмоциональным содержанием (лошадки радостные, а кузнечик хромает, лягушка весело квакает, мама-курица охраняет своих цыплят, большой медведь громко рычит и т. д.)

2. «Бревнышки»- в лесу была буря и повалила деревья, которые покатились … Лечь на пол, на живот, руки прижаты к груди - перекатывание.

3. Передвижения на четвереньках.

Лев поднимает лапы и рычит, скорпион поднимает хвост, паук (жук (передвижение вверх животом)

4. Упр. для развития голосовых связок. - «Динозаврик» Голова маленькая - А…. (фальцет, шея длинная –О, большой живот - У, длинный хвост – И, лапы Ы, Ы, (После освоения можно попробовать начинать с хвоста)

5. Статико-динамические упр.

«Змея» - выползание по полу из положения сидя на коленях в положение лежа. В конце подъем головы (со звуком) Более сложный вариант – выползание, со смещением вправо и влево.

«Кобра» - стоя на коленях, руки над головой виде капюшона. Покачивание вперед-назад. «Цапля» - стоя на одной ноге, считаем до 10.

«Бабочка» - сидим с прямой спиной, ноги согнуты, колени разведены в стороны, стопы вместе. Руки удерживают стопы. - движения ногами в стороны.

«Собачка чешет ногой ухо» - в этом же положении придерживая руками одну ногу, пытаемся почесать подбородок и ухо (затем другое).

«Радостная обезьянка Топ-хлоп» топаем и хлопаем в ладоши, сначала, поочередно, затем одновременно. (и топаем и хлопаем и ногами и руками)

«Кошечка Мяу –мяу» - стоя, одна нога впереди на носке, руки согнуты, пальцы как когти у кошки. Одновременно, делая выпад вперед, руками имитируем движение кошки, кода она чешет когти. (усложнение – длинный выпад с вытяжением вперед)

Заключительная часть.

1. Игра «Замри» для зверей. На поляне все звери весте, играют и по команде замирают.

2. Игра «День – ночь» - привыкание к темноте. На ночь все звери ложатся спать и выключают свет.

3. «Прощание зверей» - обнимание, поглаживание, поцелуи и т. д.

Приложение 2.

Дополнительные упражнения (развитие сценария «игры зверей»)

ДИНАМИЧЕСКАЯ ЙОГА для малышей.

1. «Кораблик» - прогиб, лежа на животе с захватом ног за лодыжки.

2. «Мостик» - прогиб, стоя на руках и ногах.

3. «Полумостик» - лежа на спине согнуть ноги и поднять живот вверх с прогибом в спине.

4. «Свечка» - лежа на спине подъем прямых ног вертикально вверх.

5. «Флажок» - в упоре лежа поднять одну руку. (выполняется с поворотом и без)

6. «Отжимания в упоре лежа»

7. «Книжка» - сидя в положении бабочки, поднимаем стопы и разводим их наподобие раскрытой книжки.

8. «Трактор» - сидя на полу приподнимаем ноги и сгибаем руки в локтях. Поочередно выпрямляем руки и ноги, как –будто двигаем рычании и педали трактора.

9. «Поезд» исходное положение такое же. Одновременно сгибаем и разгибаем руки и ноги. (в усложненном варианте руки и ноги делают круговые движения)

10. «Ласточка» - лежа на животе, разводим руки в стороны и поднимаем прямые ноги, прогибаясь в спине.

11. «Плывем брасом» - исходное положение такое же, но руки повторяют движения пловца брасом.

12. «Ванька – встанька» - перекаты из положения упора присев, назад на спину и обратно. (можно сочетать с прыжком вверх и поворотом)

13. Кувырок (усложненный вариант – кувырок из упора лежа)

14. Прыжок «Жаба» - в отличии от лягушки, прыжок из положения приседе не вверх, а вперед на руки. (При этом ноги приходят на пол, только после рук)

15. «Барабанщик» - прыжки с ударами рук о колени.

16. «Клоун с балалайкой» - стоя, согнуть одну ногу и захватить ее противоположной рукой. Удерживая горизонтально, другой рукой эмитировать игру на балалайке, одновременно подпрыгивая на опорной ноге.

Приложение 3.

Комплексы упражнений для занятий дома.

Парные упражнения.

Практически все выше перечисленные упражнения могут выполняться вместе с детьми, но есть упражнения, где родители выполняют основную роль.

1. «Гнездышко» – взрослый садиться «по-турецки», и усаживает ребенка себе на ноги. Это гнездышко. На ночь и когда сильный ветер гнездышко закрывается, а днем в тихую солнечную погоду птички – дети летают, и только по команде садятся в гнездо. Но когда сильный ветер, гнездо закрывается вместе с птенцом и начинает раскачиваться в разные стороны и даже может перевернуться.

2. «Поваленное дерево» - взрослый ложиться или падает на пол, как поваленное дерево, а ребенок пытается его перекатить в какую- нибудь сторону.

3. «Домик - шалаш» - это упр. похоже на упр. «Гнездышко», но теперь взрослый стоит на четвереньках, образуя домик, а малыш прячется от бури в домике. Но проблема в том, что когда ветер слишком сильный, домик перелетает в другое место без жильца, и малышу опять приходиться искать домик и прятаться в нем.

4. «Качели» - взрослый приподнимает ребенка за руки и раскачивает его в разные стороны.

5. «Мы гуляем верх ногами» - взрослый держит малыша за ноги и помогает ему передвигаться на руках.

6. «Кораблик» - взрослый делает позу «кораблик» (лежа на животе, берет себя за лодыжки ног и прогибается, ребенок садиться на спину и «помогает плыть кораблику», раскачиваясь вместе с взрослым.

7. «Самолет» - взрослый берет ребенка за правую руку и правую ногу, приподнимает над полом и вращается с ним не более 3 -5 оборотов, затем останавливается и меняет руку и ногу. (Вращение всегда идут в сторону головы ребенка)

8. «Яблочко» - сначала надо научить ребенка лежа на спине, сжиматься в комок и плотно прижимать ноги к груди, удерживая их руками. Затем взрослый берет ребенка за лодыжки ног в момент, когда он сжался в комок и, поддерживая большими пальцами малыша за руки, пытается поднять его с пола и покачать.

9. «Летучий кораблик» - ребенок делает упр. «кораблик», а взрослый поднимает его с пола и раскачивает.

10. «Камушек» или «Перекати поле»- ребенок сжимается в комок, а взрослый его перекатывает в разных направлениях.

11. «Свободный полет» или «Ракета» - взрослый берет ребенка под мышки или за пояс и подбрасывает вверх, ловит и ставит на пол. Затем упр. повторяется. (усложнения – в броске можно ребенка повернут на 180 или 360 градусов) Обязательно надо ставить ребенка на землю, что бы он научился сам отталкиваться и приземляться.

12. «Тачка» - для этого упр. нужен гимнастический ролик. Взрослый берет ребенка за ноги, ребенок держится руками за ролик и передвигается за счет вращения ролика.

13. «Крокодил» - ребенок стоит в положении упор лежа, взрослый приподнимает его ноги и помогает передвигаться на руках.

14. «Ласточка» или «Стрекоза» - ребенок стоит лицом к взрослому. Взрослый обхватывает его двумя руками на уровне тазовых костей и поднимает над головой так, что бы ребенок мог прогнуться в горизонтальном положении. Оставаясь в этой позе, ребенок разводит руки в стороны, имитируя полет ласточки. Если он быстро двигает и руками и ногами – это «Стрекоза»

15. «Эквилибр на ладонях» – взрослый кладет руки вверх ладонями на пол и просит малыша встать на них. После этого взрослый потихоньку начинает поднимать ребенка. ( два варианта: лицом к себе и спиной).

16. «Живой рюкзак» - взрослый сажает ребенка на спину, как рюкзак и начинает поворачиваться в разные стороны. Сначала медленно, потом быстрее, сначала с поддержкой, а потом просто страхуя. («Живой Рюкзак» можно одевать и на бок и на грудь)

17. «Тяни-толкай» - ребенок и взрослый, взявшись за одну руку, тянут в разные стороны.

18. «Воздушный поцелуй» - ребенок стоит на каком то возвышении (например на диване, взрослый стоит перед ним. Как только взрослый протягивает руки, ребенок

прыгает к нему в объятия и целует.

19. «Родео» - взрослый встает на четвереньки, а малыш забирается на поясницу и крепко держится ногами и руками. Взрослый начинает движения в разные стороны, то медленно, то ускоряясь. (усложнение – ребенок держится только ногами)

20. «Мартышка на дереве» - взрослый встает в какую - нибудь позу и замирает, а ребенок старается залезть ему на плечи.

Приложение 4.

Разбивка упр. по возрасту

1. от 2,5 до 3.5 лет.

Лягушка, бабочка, дерево, лев, медведь, цапля, собака чешет ухо, бревнышко, ракета,

Парные упр. : тяни-толкай, живой рюкзачок, стрекоза, гнездышко, воздушный поцелуй, юла.

2. от 3.5 до 4.5 лет

Лягушка, скорпион, бабочка, кошка точит когти, рыбка, игра на балалайке, жук, цапля, кобра. Парные упр. : родео, самолет, качели, мы гуляем вверх ногами, камень или перекати поле, крокодил.

3. от 4.5 и старше.

Скорпион, лев, цапля, кобра, жук, кошка точит когти, игра на балалайке, собака чешет ухо, кольцо, мы читаем книгу.

Парные упр. : родео, мы гуляем вверх ногами, мартышка на дереве, перекати поле, самолет.

Публикации по теме:

«Игры зверей» — авторская методика по организации занятий с детьми 3–5 лет "ИГРЫ ЗВЕРЕЙ"[/b] (авторская методика по организации занятий с детьми 3 -5 лет)[/b] Данное методическое пособие предназначено для педагогов.

Конспект по ФЭМП «В гостях у лесных зверей» Цель: закрепить умение находить названное число в пределах 10. Задачи: упражнять в порядковом счёте предметов до 10; закрепить умение находить.

Конспект НОД по ФЭМП «Домики для зверей» Тема: "Домики для зверей" Цели: Дать представление о заботе человека о диких животных Учить считать до 10, пользуясь приемами счета Упражнять.

Игра-драматизация сказки «Зимовье зверей» Игра-драматизация сказки «Зимовье зверей». Цель: учить разыгрывать сказку, передавать образ персонажа через выразительные движения. Развивать.

Конспект НОД по познавательному развитию «Жизнь зверей в лесу» Конспект НОД по познанию «Жизнь зверей в лесу». Цель: закрепить представления детей о диких животных; дать понять, что дикие животные сами.

НОД по развитию речи «Теремок для зверей» в соответствии с ФГОС ДО Цель: Развитие речи детей. Совершенствование владения устной речью. Обогащение словаря. Задачи: - Упражнять в согласовании существительных.

Оформление уголка природы «Зимние забавы зверей»Оформление уголка природы «Зимние забавы зверей» Наступила зима и пришло время оформить уголок природы в соответствии с сезоном. В этом нам помогут игрушки "Киндер" и другой бросовый материал.

Развлечение на лето «В гостях у лесных зверей» Цели: Формировать интерес к родной природе, окружающей действительности. Закреплять знания о лесных обитателях. Воспитывать заботливое.

Сценарий познавательного досуга «Приключение зверей» (дети проходят в зал, встают в круг) - Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей, давайте с ними поздороваемся: Собрались все дети в круг,.

Занятие по развитию речи «Зимовье зверей» «Зимовье зверей» Тема: «Зимовье зверей» Образовательные задачи: познакомить детей с русской народной сказкой, учить детей называть персонажей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Игры Зверей» для мам. Методика психофизического развития детей 3–5 лет
Опубликовано: 21 января 2016 в 12:48
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Игры Зверей» для мам. Методика психофизического развития детей 3–5 лет» (включая файлы) размещена пользователем Михаил Ингерман (УИ 407446) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД