Получи документы

Методика ознакомления дошкольников с природой

Сидорова Надежда
Методика ознакомления дошкольников с природой
▼ Скачать + Заказать документы

Каждый из нас, став взрослым, хранит в памяти самые запоминающиеся эпизоды из своего детства. Мы помним первый цветок мать-и-мачехи на весенней проталинке и первый, найденный с отцом гриб, первую, так поразившую воображение, бабочку. Невозможно забыть это, и только от нас с вами теперь зависит, как много таких удивительных для пытливого детского ума открытий останется в памяти наших детей.

Когда человечек рождается, он постепенно начинает познавать окружающий мир. Младенец рассматривает всё вокруг себя, запоминает образы и предметы, учиться разговаривать и слышать. Проходит время, и вот уже маленький человечек становится настоящим исследователем. Психологи уверяют, что основные понятия и знания закладываются именно в детстве. Поэтому очень важно привить ребенку любовь не только к близким людям, но и к окружающему его животному и растительному миру.

Публикация «Методика ознакомления дошкольников с природой» размещена в разделах

Возрастом открытий называют чудесный период в жизни ребенка - дошкольный возраст. Все впервые, все радует и все удивляет! Но сможет ли ребенок пронести это ощущение новизны, откроет ли он для себя главную тайну человечества - что он лишь маленькая, но такая важная частичка мироздания, не станет ли он равнодушным потребителем природных богатств? Маленький человечек смотрит на мир широко раскрытыми глазенками, и только взрослые люди, находящиеся рядом с ним в этот период его жизни. родители и воспитатели дошкольных учреждений могут сделать так, чтобы подрастающий ребенок пронес это состояние души через всю свою жизнь.

Методы ознакомления дошкольников с природой просты, как сама природа, и многогранны. Программа ознакомления детей младшего возраста с природой направлена на решение целого ряда задач: формирование первых представлений о некоторых явлениях неживой природы, таких как дождь, снег, град и гроза; знакомство с наиболее яркими представителями растений; изучение характерных особенностей внешнего вида животных, их характерных движений и звуков, которые они издают.

Формирование первых трудовых навыков, таких как, заботливый уход за комнатными растениями и растениями, растущими на клумбах детского сада, уход за рыбками и животными из живого уголка, воспитывают в детях бережное отношение ко всему живому. А неподдельное удивление и первые эстетические переживания малыша доставят минуты радости, как самим детям, так и их родителям и воспитателям.

Только ежедневные встречи с природой и ее представителями на прогулке во дворе детского учреждения, или в уголке природы в группе детского сада, внимательное наблюдение за явлениями природы через окно или непосредственно на прогулке, развивают у дошкольников внимательность и чуткость ко всему живому и неживому вокруг.

К важнейшим из методов ознакомления дошкольников с природой относится наблюдение, являющееся наглядным методом. Внимательно рассматривать объект или явление, умение видеть в нём отличительные особенности, анализировать - все эти составляющие гармонично вплетены в наблюдение.

Ребенок еще не обладает таким опытом, как взрослый человек и естественные для нас вещи и выводы - для ребенка всегда открытие. Задача воспитателя и родителей: сформировать первичные знания о природе, научить замечать и запоминать яркие особенности того или иного явления или предмета природы, а так же воспитать способность видеть красоту природы и восхищаться ею (эстетику).

Наблюдение может быть проведено в помещении, например, в живом уголке. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок рассмотрел животное или растение как можно ближе, запомнил его внешний вид. Какой радостью засияют глазки ребенка, если он увидит маленького пушистого кролика, который свободно и естественно ведет себя. Малышу будет интересно потрогать животное. Погладить его, ощутить тепло этого живого существа. Будет ошибочным считать, что в процессе наблюдения задействовано только зрение и слух. Нет! Наблюдение - это сложный процесс, в котором участвуют все органы чувств ребенка, задействовано мышление и речь, а так же восприятие окружающей действительности. Ребёнок обязательно начнет задавать вопросы, и наша задача состоит в том, чтобы дать на них максимально точные и понятные ответы, которые бы запомнились малышу. Для закрепления сведений, необходимо задать маленькому человечку ряд вопросов: «Что делает животное, как ест, как передвигается?» Для лучшего запоминания, вопросы о внешнем виде живого существа, психологи рекомендуют задавать в последнюю очередь. Не забывайте о четкой последовательности действий при проведении наблюдения: маленькие дети способны больше наблюдать и делиться эмоциями, дети постарше могут делать сопоставления и выводы.

Кроме наглядных методов ознакомления дошкольников с природой, существуют словесные. Богатство речи педагога или родителей, умение подобрать яркие и точные образы в описании листиков растений или повадок животных, приведут к желаемому результату - запоминанию. Рассказ может содержать интересные факты не только о жизни животных и растений, но и об охране флоры и фауны, заботе человечества о братьях наших меньших. Не забудьте, что дети не могут долго воспринимать поток информации: пусть рассказ будет длиться не более чем 15 минут - этого времени вполне достаточно, чтобы образно донести до сознания ребёнка нужные сведения и факты.

Не забудьте применять наглядные методы воздействия. Великолепно влияют на процесс запоминания различные презентации, выполненные при помощи компьютерных графических средств (Power Point) : небольшие слайды, с яркими картинками вызовут неподдельный интерес, как у детей, так и у взрослых. Развивающую роль играют также видеофильмы, небольшие клипы, фотографии и иллюстрации.

Все мы родом из беззаботного детства, и многие помнят талантливые рассказы Виталия Бианки, Михаила Пришвина, которые красочно и с неподдельной любовью описывали природу и её обитателей. Не лишайте своих детей возможности прикоснуться к чудесной магии слова: читайте им книги о природе, ведь мы имеем такое богатое наследие.

Как вы уже поняли, уважаемые читатели, методов ознакомления дошкольников с природой существует великое множество, однако педагогика не стоит на месте, это динамическая, развивающаяся наука. Каждый из нас может внести свой вклад и дополнить уже известные методы ознакомления своим опытом и знаниями. Как чудесно наблюдать за тем, что маленький человечек становится самостоятельным и заботится о природе, ведь ребенок, которому с детства прививали любовь к окружающему миру, вырастет неравнодушным, умеющим мыслить и сопереживать. И чем больше нас, таких неравнодушных и понимающих, тем больше уверенность в том, что будущее нашей маленькой, уютной планеты станет прекрасным, что мы сумеем сохранить богатство природы, разнообразие ее флоры и фауны.

Публикации по теме:

Методика ознакомления детей с временной последовательностью «Времена года» СЛАЙД 1 Нет ничего более упорядоченного, чем природа. Цицерон Знания о сезонных изменениях в природе. Новые личностно-ориентированные.

Развитие любознательности и познавательных способностей детей в процессе ознакомления с природой Любопытство, любознательность – извечные и неискоренимые свойства человека. Мысль начинается тогда, когда у ребенка возникает потребность.

Консультация «Формирование экологической культуры в процессе ознакомления старших дошкольников с природой родного края» Разработка содержания экологического образования дошкольников и его экспериментальная апробация убедили специалистов в том, что природа.

Формирование экологической культуры в процессе ознакомления старших дошкольников с природой родного края Разработка содержания экологического образования дошкольников и его экспериментальная апробация убедили специалистов в том, что природа.

Организация праздников и досугов для ознакомления дошкольников с природой родного края Одним из средств ознакомления с родным краем является знакомство с мордовскими подвижными играми. Они содержат в себе многовековой опыт.

Организация уголка природы в ДОУ — одно из условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природойОрганизация уголка природы в ДОУ — одно из условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем.

Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой (отчет из опыта работы) Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов. Могучим фактором, способствующим интеллектуальной.

Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой Основной задачей речевого развития детей как в семье, так и в детском саду является овладение нормами и правилами родного языка, определенными.

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения «Детский сад №126 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения».

Консультация для воспитателей «Воспитание доброты и милосердия у младших дошкольников в процессе ознакомления с природой» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение природой положительно влияет на человека, делает его добрее, будит в н лучшие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика ознакомления дошкольников с природой
Опубликовано: 8 декабря 2015 в 16:08
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика ознакомления дошкольников с природой» (включая файлы) размещена пользователем Сидорова Надежда в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД