Вера Терскова
Методика развития связной речи у детей дошкольного возраста. Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей на тему:
«Методика развития связной речи у детей дошкольного возраста».
Разработала воспитатель д/с № 27 г. Ярославля
Терскова В. Н. 2015 г.
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Это общая задача состоит из ряда специальных частных задач :
Публикация «Методика развития связной речи у детей дошкольного возраста, Часть 1» размещена в разделах
1. Развитие словаря
Словарная работа в детском саду - это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов.
Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет.
Пассивный словарь – это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет.
Направления словарной работы:
1) обогащение словаря, т. е. усвоение новых слов;
2) уточнение словаря (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики и т. п.);
3) активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания;
4) устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные).
2. Формирование грамматической стороны речи (словообразование, словоизменение и способы их соединения в предложении).
Грамматический строй речи – морфология и синтаксис. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы; синтаксис – словосочетания и предложения.
Грамматический строй усваивается ребенком путем подражания.
Чаще вызывают затруднения:
1) окончания существительных множественного числа в родительном падеже (апельсинов, мандаринов, помидоров, яблок, гольфов, носков, рейтуз, чулок, блюдец);
2) образование мн. ч. существительных, обозначающих детенышей животных (гусята, львята и т. д.). Склонение существительных, обозначающих животных (волка – волков);
3) употребление несклоняемых имен существительных (пальто, кафе, какао, пюре, пианино, кино, радио, желе);
4) образование сравнительной степени прилагательных:
а) простым способом – ее (ей) – е, с чередованием согласных – высокий – выше;
б) при помощи других корней: хороший – лучше;
5) спряжение глаголов: хотеть, бежать, есть, дать, жечь, ехать;
6) склонение некоторых местоимений, числительных (два утенка, двое ведер);
7) образование страдательных причастий (нарисованная, оборванная).
Синтаксические ошибки.
В 4-5 лет могут опускать и переставлять слова, Пользуются в основном предложениями, которые состоят из подлежащего, сказуемого, дополнения и очень редко употребляют определения или обстоятельства. Однородными членами дети начинают пользоваться постепенно (сначала подлеж., сказ., дополнен., определ. и обстоят-ва). Легко дается употребление сложносочиненных предложений. В сложно подчиненных предложениях дети чаще используют придаточные времени, затем изъяснительные и реже – определительные.
Занятия грамматикой – 5 – 10 минут от занятия по развитию речи (носят характер упражнений и дид. игр) :
а) «Чего не стало» (сапоги, туфли, сандалии, тапочки, помидоры ит. д.)
б) Спроси у Сережи: «Есть у твоего пальто карман?»
в) «Оля и Наташа, Вы хотите раздеться?»
г) Закончи предложение: «Пловец ныряет глубоко, а водолаз – глубже».
Упражнения на словообразование 1 – 2 раза в месяц на речевых занятиях в старших группах:
а) «У кого какая мама» (у зайчонка – зайчиха и т. д.)
б) «Мы – спортсмены» (катается на лыжах -? лыжник)
в) «Кто служит в нашей армии?»
г) «Назови профессию»
д) «Назови машину одним словом» (чистит картофель, сажает картофель, выжимает сок, сосет пыль, мелет кофе, режет овощи).
е) «Для чего нужна такая машина, почему ее так назвали?» (молоковоз, снегоочиститель, вездеход, луноход)
ж) «Назови посуду» (конфетница, супница, солонка, перечница)
з) «сложи одно слово» (с красными щеками – краснощекий и т. д.)
Помочь овладеть действит. прич. н. в. (девочка прыгает – прыгающая девочка).
3. Воспитание звуковой культуры речи.
Продолжительность от 2 до 10 минут на речевых занятиях; формирование правильного произношения звуков, выработка дикции, работа над правильным словопроизношением и словесным ударением, формирование темпа речи, воспитание выразительности речи, культуры речевого общения, развитие речевого слуха и речевого дыхания.
4. Формирование разговорной (диалогической) речи.
Разговорная речь – наиболее простая форма устной речи, в течении дня воспитатель должен поговорить с каждым ребенком. Кроме кратких разговоров вызванных обстоятельствами, есть плановые разговоры, которые могут быть индивидуальными (в случае отставания) и коллективными: «Куда сегодня ходили?», «Что нового на участке или в уголке природы?». Используется прием словесных поручений. Воспитатель дает образец словесной просьбы, иногда предлагает ребенку повторить.
Совместное рассматривание картинок, детских рисунков, книг.
Побудить к собеседованию на определенную тему могут небольшие рассказы воспитателя (что он наблюдал в трамвае ит. д., что вызывает в памяти детей аналогичные воспоминания.
Очень эффективный прием – посещение другой группы. Гости расспрашивают об игрушках хозяев.
Ролевые игры играют большую роль. Обращается внимание на правила речевого поведения в обществе. В коллективных разговорах детям предлагается дополнить, поправить товарища, переспросить или расспросить собеседника.