Елена Семенова
Методика одаренности диагностики
▼ Скачать + Заказать документы
Выявление интересов и склонностей ребенка - дело очень сложное, как и любая другая психодиагностическая работа. Учитель, воспользовавшись представленной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов школьников. Это в свою очередь даст ему возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка.
Публикация «Методика одаренности диагностики» размещена в разделах
При изучении направленности интересов школьников следует учитывать, что интересы у большинства детей данного возраста нечеткие и неустойчивы. Но это не может стать причиной отказа от их изучения. Без информации о склонностях и интересах ребенка наши педагогические меры могут быть неадекватны.
Важно также и то, что, несмотря на отмечаемое исследователями отсутствие абсолютного совпадения между интересами и склонностями, с одной стороны, и способностями и одаренностью - с другой, между ними существует тесная связь, которая уже на ранних этапах развития личности выражена достаточно определенно. Ребенок интересуется, как правило, той наукой или сферой деятельности, в которой он наиболее успешен, за достижения в которой его часто поощряют взрослые и сверстники. Таким образом, склонности выступают как индикатор способностей и одаренности, с одной стороны, и как отправная точка - с другой
За последние десятилетия педагогическая наука значительно продвинулась в реализации проблем адаптивного обучения, внедрения новых психолого-педагогических технологий, работающих в развивающем режиме. Преподаватель должен быть носителем передовых педагогических идей, способным воплотить их в практической работе с детьми через грамотную реализацию передовых педагогических технологий.
Целью является овладение современными теоретико-методическими подходами в диагностики одарённых детей.
Данная цель достигается через решение следующих задач:
• понимание современных теоретических подходов к детской одарённости, её видов, признаков и условий развития;
• осмысление концепции развития детской одарённости как основания для построения дидактической системы;
• мотивация пересмотра содержания и технологии образовательного процесса для развития одарённых и талантливых детей;
• умение организовать процесс выявления одарённых, реализовать системную модель диагностики детской одарённости;
Теоретические сведения о детской одаренности и методах ее диагностики.
Понятие одаренности. Способность творить, мыслить - величайший из полученных человеком природных даров. Есть те, кто одарен больше, есть те, кто одарен меньше, но даром этим отмечен каждый. Поэтому, говоря о детской одаренности, специалисты обычно рассматривают и исключительную категорию детского населения - одарённых детей и интеллектуально-творческий потенциал каждого ребенка.
В начале несколько слов о термине «одарённость». Термин «одарённость» отличается от большинства других терминов, используемых в педагогике и педагогической психологии, в первую очередь тем, что имеет вполне конкретную и однозначную трактовку.
Судите сами, корень слова - «дар», следовательно, произнося словосочетание «детская одаренность» мы уже этим самым допускаем возможность того, что есть нечто в психике ребенка, что ему даровано. И признаем, таким образом, что психика содержит нечто такое, что не воспитано, не выучено, не заработано, не заслужено.
Признание возможности существования самого дара есть не что иное, как признание факта существования индивидуальных различий, обусловленных не только влиянием окружающей среды и воспитания, но и с какими-то иными, практически не подвластными нам факторами.
Один из важнейших вопросов, волновавших ученых на протяжении многих столетий, вопрос о происхождении этого дара.
Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Этим даром природа отметила каждого человека. Но также очевидна мысль о том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше. Одарённым же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.
Большинство учёных называют одарённостью генетически обусловленный компонент способностей. Этот дар в значительной мере определяет как конечный итог (результат развития, так и темп развития.
В свою очередь, способности - это индивидуально-психоло-гические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности. Отсюда, одарённостью называют единство общих моментов способностей, обуславливающее диапазоны интеллектуальных возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности.
Нужно сказать, что в разные временные эпохи одарённость понимали по-разному. Когда-то ее считали даром от Бога, когда-то ненавидели, когда-то боялись, но всегда были люди, старавшиеся изучить это явление. Есть смысл рассмотреть историю исследования одарённости подробнее.
Концепции одарённости (история исследования явления). Концептуальные модели одарённости разрабатываются учеными многих стран. Изучены многие её аспекты, что позволило преодолеть односторонность, как в диагностике одарённости, так и в развитии.
Одним из характерных вариантов такого решения проблемы может быть система, предложенная Г. И. Россолимо. Он диагностировал 5 основных функций : мышление, внимание (устойчивость и объём, волю (сопротивление автоматизированности и внушаемости, восприимчивость (степень узнавания и воспроизведения, запоминание (по зрительному представлению фигур, картин, элементов речи и чисел).
С современной точки зрения, интеллект – совокупность всех познавательных функций индивида; мышление в широком смысле слова. Основная форма познания человеком действительности.
Значительно активизировались исследования в области одарённости в конце 80-х годов. Например, появилась «Концепция творческой одаренности» А. М. Матюшкина, которая представляет собой комплекс интеллектуальных, творческих, мотивационных факторов. А. М. Матюшкин выделил 5 составляющих одарённости :