Дарья Фомина
Формирование продуктивного диалога в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование продуктивного диалога в старшем дошкольном возрасте.
Диалог - форма непосредственного речевого взаимодействия между людьми. Способность строить и поддерживать его должна развиваться в дошкольном возрасте. Важную роль в приобщении детей к диалогу, непосредственном обучении его ведению играют педагоги.
Диалог является первичной, естественной формой речи ребенка дошкольного возраста. Развитие диалога протекает в несколько стадий.
Публикация «Формирование продуктивного диалога в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
Стадия 1 имеет черты эгоцентрического мышления. Еще нет собственно разговора, так как каждый ребенок говорит для себя даже тогда, когда кажется, что он обращается к кому-нибудь. Кроме того, собеседники не говорят об одном и том же предмете.
Стадии 2 и 3 уже имеют свойства настоящего разговора и социализированной речи.
Стадия 2А (1 тип) — приобщение собеседника к собственному мышлению и действию. При таком типе разговора каждый ребенок, говоря о том, что он сам делает, приобщает к этому своего собеседника, но лишь на том уровне, когда каждый из них слушает и понимает другого. Эта стадия — начало настоящего разговора, начало социализированной речи.
Стадия 2А (2 тип) — сотрудничество в действии или мышлении, связанном с действием. В этом случае разговор относится к общему для собеседников действию. Они сотрудничают и говорят о том, что совместно делают.
К стадии ЗА относится сотрудничество в отвлеченном или абстрактном мышлении. Сотрудничество будет совместным поиском объяснения или совместным обсуждением реальности факта либо воспоминания.
Стадия 2В (1 тип) — ссора. Это столкновение противоположных тенденций или мнений. Ссора сопровождается действиями или обещанием действия.
Стадия 2В (2 тип) — примитивный спор без оправданий, доказательств, утверждений. Выступает все еще простым столкновением желаний и противоположных мнений.
Лишь стадия ЗВ достигает настоящего спора с мотивировкой высказываний. Настоящий спор появляется лишь годам к 7-7,5. Кроме того, чтобы спорить, надо уметь выразить доказательство, логические связи и т. д., а все эти операции противоречат эгоцентризму ребенка младше 7 лет.
Дети, естественно, не сразу готовы вести учебный диалог, участвовать в нем. У них еще отсутствуют умения продуктивно спорить, высказывать свою точку зрения, выслушивать и принимать чужую. В этом ему должен помочь взрослый. Однако, искусству речи ребенка обучает не только взрослый, но и сверстники. Общаясь со сверстниками, ребенок лучше познает себя. Такое общение богаче и разнообразнее по своим функциям, чем общение со взрослым: взрослый до конца школьного возраста ребенка остается для него источником оценки и новой информации.
Главным условием развития диалога является наличие сформированных коммуникативных навыков. Под этим подразумевают хорошо развитую речь, умение вступать в диалог, работать в группе, высказывать свою точку зрения, отстаивать ее, принимать чужую точку зрения и т. д.
Для того чтобы эти умения у ребенка сформировались, педагоги усиленно работают над развитием речи. Они убеждены, что, если эта деятельность успешна, то умения выслушать, поспорить, привести аргументы, распределить роли в группе "придут" сами собой. Педагог уверен, что, работая над словарным запасом детей и развивая их связную речь, он сможет вывести детей на уровень свободного общения в диалоге. При этом он надеется на активное участие детей в диалоге, самостоятельность в суждениях, рефлексию, но, увы, мы наблюдаем обратное.
Говоря о формировании коммуникативных умений и имея в виду в первую очередь диалогические навыки, вспомним, что диалог — первичная, наиболее естественная форма речи в дошкольном возрасте. Но входит ли она в понятие "развитие речи"? Речь — это способ формулирования и формирования мысли посредством языка. Речевая деятельность — форма коммуникативно-общественной деятельности (вербального общения, представляющая собой взаимодействие людей при помощи речи.
Под развитием речи подразумеваются: обогащение словарного запаса (увеличение активного словаря, работа над употреблением синонимов, антонимов и др.); развитие связной речи (обучение построению различных типов текста — описание, повествование, рассуждение). Этим и занимается каждый педагог, организуя свою педагогическую работу и деятельность детей.
Для развития речевой деятельности необходимы
• поддержка мотивации общения;
• помощь в достижении цели речевой деятельности - воздействие говорящего (пишущего) на партнера общения, следствием которого являются изменения, происходящие в его информационном поле (понимание - непонимание; вербальная - невербальная реакции - результат);
• создание условий и обеспечение средств для достижения цели;
• формирование умений оперировать способами (действиями, операциями) по достижению цели;
• формирование умений создавать "продукт" речевой деятельности - содержательное умозаключение (чтение, слушание, текст (говорение, письмо).
Поддержка мотивации общения — самое главное, с чего начинается развитие речевой деятельности и обучение продуктивному диалогу. Речь идет не о беседе, не о фронтальной работе, а о диалоге, в ходе которого дети вместе с педагогом решают определенные задачи. В ДОУ это содержательные задачи, имеющие противоречия, с недостающими данными, решающиеся неоднозначно, требующие выбора правильного решения из нескольких возможных. Обучая детей диалогу, важно помнить и о едином предмете диалога, т. е. предметности сотрудничества. Необходимо учить этому детей, тогда диалог будет не просто формой общения диалог ради диалога, так называемая вопросно-ответная форма, часто псевдодиалогичная), а именно продуктивная деятельность, направленная на совместное с педагогом решение задач детьми.
Обучение детей началам продуктивного диалога включает в себя несколько этапов:
• постановка вопросов;
• работа в парах, группах;
• ведение групповой и дискуссии.
Дошкольный возраст — период "задавания" детских вопросов. И именно этап обучения детей постановке вопросов является мотивирующим для ребенка, а умение формулировать вопросы — отправным пунктом в решении задач развития речевой деятельности детей в продуктивном диалоге. Данное умение можно развить посредством такой игры: педагог называет детям четыре слова (например, "оса", "догонять", "шмель", "полосатый") и просит их составить предложение, которое он загадал. Дети, должны начать задавать вопросы, которые педагог принимает и фиксирует любым доступным для них способом: схематическими рисунками, значками и др. Можно вовлечь детей в отыскание способа отражения мнений. После фиксации каждого вопроса педагог отвечает на сам вопрос.
Следующий этап - обучение детей работе в парах. Оно может быть начато с организации их совместных действий. Сначала воспитатель должен создать атмосферу доверия в паре, группе. Равноправный диалог возможен лишь в обстановке доброжелательности, поэтому в ситуацию продуктивного спора детей лучше вводить лишь после установления у них расположенности друг к другу. Работа в паре, небольшой (3-4 чел.) группе рождает чувство защищенности. Это также способствует благополучному развитию общей самооценки ребенка, его самопринятия, признания его детьми, педагогом.
Ведение групповой дискуссии – заключительный этап и требует от педагога контроля за диалогом. Как правило, педагог занимает позицию наблюдателя и по возможности не вмешивается в дискуссию.
Педагог не должен игнорировать мотивов детского общения, использовать готовность ребенка вступать в диалог, чувствовать инициативу детей и не пытаться "уложить" их речевую деятельность в некое прокрустово ложе, заданное образовательными стандартами, учебной программой и нашими ожиданиями "правильности". При этом необходимо соблюдать особую последовательность — в первую очередь обучать диалогу и умению вести диалог, затем — монологу как высшей форме речевой деятельности. Это и сохраняет, и развивает мотивацию общения, повышает качество речевой деятельности детей.