Получи документы

Формирование продуктивного диалога в старшем дошкольном возрасте

Дарья Фомина
Формирование продуктивного диалога в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование продуктивного диалога в старшем дошкольном возрасте.

Диалог - форма непосредственного речевого взаимодействия между людьми. Способность строить и поддерживать его должна развиваться в дошкольном возрасте. Важную роль в приобщении детей к диалогу, непосредственном обучении его ведению играют педагоги.

Диалог является первичной, естественной формой речи ребенка дошкольного возраста. Развитие диалога протекает в несколько стадий.

Публикация «Формирование продуктивного диалога в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах

Стадия 1 имеет черты эгоцентрического мышления. Еще нет собственно разговора, так как каждый ребенок говорит для себя даже тогда, когда кажется, что он обращается к кому-нибудь. Кроме того, собеседники не говорят об одном и том же предмете.

Стадии 2 и 3 уже имеют свойства настоящего разговора и социализированной речи.

Стадия 2А (1 тип) — приобщение собеседника к собственному мышлению и действию. При таком типе разговора каждый ребенок, говоря о том, что он сам делает, приобщает к этому своего собеседника, но лишь на том уровне, когда каждый из них слушает и понимает другого. Эта стадия — начало настоящего разговора, начало социализированной речи.

Стадия 2А (2 тип) — сотрудничество в действии или мышлении, связанном с действием. В этом случае разговор относится к общему для собеседников действию. Они сотрудничают и говорят о том, что совместно делают.

К стадии ЗА относится сотрудничество в отвлеченном или абстрактном мышлении. Сотрудничество будет совместным поиском объяснения или совместным обсуждением реальности факта либо воспоминания.

Стадия 2В (1 тип) — ссора. Это столкновение противоположных тенденций или мнений. Ссора сопровождается действиями или обещанием действия.

Стадия 2В (2 тип) — примитивный спор без оправданий, доказательств, утверждений. Выступает все еще простым столкновением желаний и противоположных мнений.

Лишь стадия ЗВ достигает настоящего спора с мотивировкой высказываний. Настоящий спор появляется лишь годам к 7-7,5. Кроме того, чтобы спорить, надо уметь выразить доказательство, логические связи и т. д., а все эти операции противоречат эгоцентризму ребенка младше 7 лет.

Дети, естественно, не сразу готовы вести учебный диалог, участвовать в нем. У них еще отсутствуют умения продуктивно спорить, высказывать свою точку зрения, выслушивать и принимать чужую. В этом ему должен помочь взрослый. Однако, искусству речи ребенка обучает не только взрослый, но и сверстники. Общаясь со сверстниками, ребенок лучше познает себя. Такое общение богаче и разнообразнее по своим функциям, чем общение со взрослым: взрослый до конца школьного возраста ребенка остается для него источником оценки и новой информации.

Главным условием развития диалога является наличие сформированных коммуникативных навыков. Под этим подразумевают хорошо развитую речь, умение вступать в диалог, работать в группе, высказывать свою точку зрения, отстаивать ее, принимать чужую точку зрения и т. д.

Для того чтобы эти умения у ребенка сформировались, педагоги усиленно работают над развитием речи. Они убеждены, что, если эта деятельность успешна, то умения выслушать, поспорить, привести аргументы, распределить роли в группе "придут" сами собой. Педагог уверен, что, работая над словарным запасом детей и развивая их связную речь, он сможет вывести детей на уровень свободного общения в диалоге. При этом он надеется на активное участие детей в диалоге, самостоятельность в суждениях, рефлексию, но, увы, мы наблюдаем обратное.

Говоря о формировании коммуникативных умений и имея в виду в первую очередь диалогические навыки, вспомним, что диалог — первичная, наиболее естественная форма речи в дошкольном возрасте. Но входит ли она в понятие "развитие речи"? Речь — это способ формулирования и формирования мысли посредством языка. Речевая деятельность — форма коммуникативно-общественной деятельности (вербального общения, представляющая собой взаимодействие людей при помощи речи.

Под развитием речи подразумеваются: обогащение словарного запаса (увеличение активного словаря, работа над употреблением синонимов, антонимов и др.); развитие связной речи (обучение построению различных типов текста — описание, повествование, рассуждение). Этим и занимается каждый педагог, организуя свою педагогическую работу и деятельность детей.

Для развития речевой деятельности необходимы

• поддержка мотивации общения;

• помощь в достижении цели речевой деятельности - воздействие говорящего (пишущего) на партнера общения, следствием которого являются изменения, происходящие в его информационном поле (понимание - непонимание; вербальная - невербальная реакции - результат);

• создание условий и обеспечение средств для достижения цели;

• формирование умений оперировать способами (действиями, операциями) по достижению цели;

• формирование умений создавать "продукт" речевой деятельности - содержательное умозаключение (чтение, слушание, текст (говорение, письмо).

Поддержка мотивации общения — самое главное, с чего начинается развитие речевой деятельности и обучение продуктивному диалогу. Речь идет не о беседе, не о фронтальной работе, а о диалоге, в ходе которого дети вместе с педагогом решают определенные задачи. В ДОУ это содержательные задачи, имеющие противоречия, с недостающими данными, решающиеся неоднозначно, требующие выбора правильного решения из нескольких возможных. Обучая детей диалогу, важно помнить и о едином предмете диалога, т. е. предметности сотрудничества. Необходимо учить этому детей, тогда диалог будет не просто формой общения диалог ради диалога, так называемая вопросно-ответная форма, часто псевдодиалогичная), а именно продуктивная деятельность, направленная на совместное с педагогом решение задач детьми.

Обучение детей началам продуктивного диалога включает в себя несколько этапов:

• постановка вопросов;

• работа в парах, группах;

• ведение групповой и дискуссии.

Дошкольный возраст — период "задавания" детских вопросов. И именно этап обучения детей постановке вопросов является мотивирующим для ребенка, а умение формулировать вопросы — отправным пунктом в решении задач развития речевой деятельности детей в продуктивном диалоге. Данное умение можно развить посредством такой игры: педагог называет детям четыре слова (например, "оса", "догонять", "шмель", "полосатый") и просит их составить предложение, которое он загадал. Дети, должны начать задавать вопросы, которые педагог принимает и фиксирует любым доступным для них способом: схематическими рисунками, значками и др. Можно вовлечь детей в отыскание способа отражения мнений. После фиксации каждого вопроса педагог отвечает на сам вопрос.

Следующий этап - обучение детей работе в парах. Оно может быть начато с организации их совместных действий. Сначала воспитатель должен создать атмосферу доверия в паре, группе. Равноправный диалог возможен лишь в обстановке доброжелательности, поэтому в ситуацию продуктивного спора детей лучше вводить лишь после установления у них расположенности друг к другу. Работа в паре, небольшой (3-4 чел.) группе рождает чувство защищенности. Это также способствует благополучному развитию общей самооценки ребенка, его самопринятия, признания его детьми, педагогом.

Ведение групповой дискуссии – заключительный этап и требует от педагога контроля за диалогом. Как правило, педагог занимает позицию наблюдателя и по возможности не вмешивается в дискуссию.

Педагог не должен игнорировать мотивов детского общения, использовать готовность ребенка вступать в диалог, чувствовать инициативу детей и не пытаться "уложить" их речевую деятельность в некое прокрустово ложе, заданное образовательными стандартами, учебной программой и нашими ожиданиями "правильности". При этом необходимо соблюдать особую последовательность — в первую очередь обучать диалогу и умению вести диалог, затем — монологу как высшей форме речевой деятельности. Это и сохраняет, и развивает мотивацию общения, повышает качество речевой деятельности детей.

Публикации по теме:

Использование дидактическо-экологических игр в старшем дошкольном возрасте муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 98 «Ивушка» г. Волжского Волгоградской области» «Использование дидактическо.

Анализ познавательно-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте В старшем дошкольном возрасте мы используем познавательно-исследовательскую деятельность с целью развития детей. Так как дети нашей группы.

Детские страхи в старшем дошкольном возрасте и пути их преодоления Актуальность темы. Проблема эмоционального неблагополучия детей, в частности, проблема детских страхов, несмотря на достаточную изученность.

Дежурство в старшем дошкольном возрастеДежурство в старшем дошкольном возрасте В этом возрасте дети могут самостоятельно под присмотром взрослых накрыть столы и убрать с них, приведя в порядок столы и пространство,.

Использование дидактическо-экологических игр в старшем дошкольном возрасте муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 98 «Ивушка» г. Волжского Волгоградской области» «Использование дидактическо.

Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте» 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (терпимости) В формировании доброты и толерантности.

Проект «Лето» в старшем дошкольном возрасте Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №49» г. Сыктывкара Проект «Лето» в старшей группе.

Содержание уголков экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте Задачи: • развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ,.

Формирование сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте Цель исследования: установить на практике работы с детьми степень влияния сюжетно-ролевых игр на развитие их коммуникативных способностей.

Сюжетно — ролевая игра в старшем дошкольном возрастеСюжетно — ролевая игра в старшем дошкольном возрасте Сюжетно- ролевая игра в старшем дошкольном возрасте В чем же заключается принцип обучения в дошкольный период? Игра- залог успеха. Вспомним.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование продуктивного диалога в старшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 10 января 2018 в 06:22
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование продуктивного диалога в старшем дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Фомина (УИ 1215736) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД