Марина Ананьина
Роль сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Роль сюжетно-ролевой игры
в младшем дошкольном возрасте
Современному человеку подчас трудно успевать за изменениями окружающего мира, внедрением последних достижений научно-технического прогресса, техники и технологий, появлению новых средств и материалов. А успевая за этими изменениями ещё труднее сохранить бережное отношение к природе, межличностным и семейным отношениям, любовь к своей стране и городу, их истории, культуре родного края.
Публикация «Роль сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
В связи с этим значение воспитания и образования подрастающего поколения в целом, а дошкольного воспитания в частности, трудно переоценить. Дети среднего и старшего дошкольного возраста получают образование в ДОУ, основываясь на знаниях, навыках, преставлениях об окружающем мире, приобретённых в младшем дошкольном возрасте.
В младшей группе детского сада наряду с питанием, прогулками, гигиеническими процедурами, проводятся занятия по различным образовательным программам. В содержании каждой из программ большую роль играют сюжетно-ролевые игры с детьми.
Сюжетно-ролевые игры условно делят на две большие категории: творческие игры и игры по правилам.
Сюжетно-ролевые творческие игры – это игры, которые придумывают сами дети, или их предлагает воспитатель. Первоначально в процессе игры выясняются количество знаний, качество впечатлений и преставлений ребёнка об окружающем мире, социальных отношениях, полученных в семье. Задача воспитателя развивать эти навыки в правильном направлении, обогащать процесс игры новыми терминами, поддерживать интерес к игре, предлагая новые варианты развития сюжета в рамках одной игры.
Темы творческих игр воспитатель может предложить детям, отметив их интерес к какой-либо теме в определённый период времени. Здесь задача воспитателя помочь, направить ход игры в занимательном направлении, при необходимости принимая непосредственное участие в одной из ролей.
Особое место в сюжетно-ролевой творческой игре должны занимать подбор игровых материалов, игрушек, декораций для театрализованных игр, создания игровых ситуаций. Вспомогательные материалы должны быть яркими, красочными, привлекающими внимание дошкольников. Дети младшей группы детского сада в процессе многократных повторений действий игры усваивают названия игрушек, их цвет, размер, взаимосвязь с сюжетной деятельностью.
В сюжетно-ролевой игре воспитателю необходимо поддерживать интерес детей к игре, учитывая индивидуальные особенности ребёнка, поддерживать инициативу у нерешительных, поощрять активных и деятельных, осторожно прерывать слишком уверенных в себе, задавая ребёнку отвлекающий вопрос или переводя внимание его внимание на другой предмет. В процессе творческих игр в младшей группе детского сада воспитанникам необходима помощь воспитателя в формировании доброжелательных отношений друг к другу, в соблюдении правил поведения. Именно здесь закладываются основы межличностных отношений и нормы общественного поведения в дальнейшей, а так же во взрослой жизни.
Дети младшего дошкольного возраста зачастую говорят плохо, или не говорят совсем, сопровождая свои эмоции жестами. Сюжетно-ролевые игры в этом компоненте развития играют важную роль. В процессе игры в подражании взрослым, общении со сверстниками и воспитателем дети повторяют знакомые слова, проговаривают новые, что развивает речь, обогащает словарный запас.
В общении с родителями воспитанников, на родительских собраниях полезно приобщать взрослых к сюжетно-ролевым играм с детьми дома, в семейной обстановке. Такие игры должны быть простыми, незамысловатыми, способствовать повторению и закреплению пройденного материала: слов, понятий, названий цветов, вещей, действий, различения размеров и форм предметов.
Сюжетно-ролевые игры по правилам подразумевают сюжет заранее заданный, преследующий определённую цель, развитие одного или нескольких навыков, познание и закрепление новых знаний о предметах и понятиях. Игры по правилам могут быть дидактическими (игры с предметами и игрушками, словесные, настольно-печатные, музыкальные и т. д.); подвижными (сюжетные, бессюжетные, с элементами спортивных игр).
Дидактические игры широко используются на занятиях по ознакомлению детей с окружающим миром: живой природой, временами года, способствуют развитию речи, знакомят с предметами, их качествами, формируют элементарные математические представления. Как самостоятельная игровая деятельность они могут проходить во внеучебное время. В обоих случаях воспитатель руководит игрой, роль воспитателя различна. Если на занятиях он учит детей, то в самостоятельных играх воспитатель участвует как партнёр, следит за взаимоотношениями детей.
В подвижных играх двигательные действия у детей младшего дошкольного возраста на отличаются целенаправленностью, они однообразны, непродолжительны. Совсем редко в самостоятельных играх появляется перебрасывание мяча друг другу, ловля его. Самостоятельная деятельность чаще имеет индивидуальный характер, что ограничивает возможности воспитательного воздействия, воспитателю нужно косвенно руководить самостоятельными играми детей (подбором игр). Эффект подвижной игры зависит от выбора её в соответствии с определённой воспитательной задачей. У вновь поступивших детей нет совместных действий, поэтому организовываются простые игры по содержанию с небольшим количеством детей. Дети младшего школьного возраста сами не могут организовывать подвижную игру, даже самую знакомую. Подвижную игру организует воспитатель. Проводя игру соблюдаются воспитательные, образовательные задачи: развитие и совершенствование движений детей, приучать детей действовать в коллективе, в соответствии с правилами, развитие умения сдерживать себя, выполнять движения по сигналу. Ответственным моментом подвижных игр является выразительность и эмоциональность выполнения движений.
Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает и учится действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребёнка в сознательного субъекта жизни, делает его поведение осознанным и произвольным.
Сюжетно - ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т. е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни.
Список литературы:
1. Игры с детьми раннего возраста : Методические рекомендации/Сост. М. А. Аралова. – 2-е изд., испр. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. (От рождения до трёх).
2. П. П. Буцинская, «Общеразвивающие упражнения в детском саду», Москва, «Просвещение», 1990 г.
3. Книга для чтения в детском саду и дома 2-4 года, ОНИКС, 2006г.
4. М. Б. Зацепина, «Культурно-досуговая деятельность в детском саду», Мозаика-Синтез, 2005 г.
5. А. С. Галанов, «Игры, которые лечат», Москва, Творческий центр, 2001 г.