Лойко Алена
«Мой любимый город Новый Уренгой». Конспект НОД для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Огонек»
Методическая разработка на тему: «Мой любимый город Новый Уренгой»
Форма проведения: непосредственно-образовательная деятельность
Автор: Лойко Алена Валентиновна,
воспитатель первой квалификационной категории
город Новый Уренгой, 2023г.
Пояснительная записка
Возраст детей – старший (5-6 лет)
Продолжительность – 25 минут
Цель: воспитание у детей чувства любви к малой Родине, родному городу.
Задачи:
Образовательные: формировать представление о городе Новый Уренгой у детей старшего дошкольного возраста.
Развивающие: развивать речь детей, расширять активный словарь, активизировать в речи детей слова-определения, упражнять в употреблении простых предложений; логическое мышление, внимание, воображение, ориентировку в пространстве.
Воспитательные: воспитывать интерес к родному городу, его природе, людям, достопримечательностям.
Формы:
- двигательная (подвижная игра «Здравствуй, догони!»)
- игровая (применение технологии «синквейн», дидактическая игра «Собери картинку»)
- коммуникативная (беседа, речевая ситуация)
Методы:
- наглядные (рассматривание иллюстраций, использование ИКТ);
- словесные (беседы, поощрения, подсказки, вопросы, рассказывание);
- практические (речевые и дидактические игры);
- игровые (подвижная игра).
Используемые ресурсы: презентация в программе PowerPoint, разрезные картинки, демонстрационный материал, «синквейн».
Условия реализации:
- активность дошкольников;
- умение детей принимать познавательную задачу;
- готовность дошкольников к проблемным ситуациям;
- усвоение детьми программного материала.
Краткое описание идеи:
детям дошкольного возраста доступно чувство любви к своей семье, к родному городу, природе, к своей Родине. Именно это является началом патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Патриотическое воспитание дошкольников актуально и приоритетно. Дети в возрасте 5-6 лет очень активны, любознательны, инициативны, имеют удивительные способности к сочувствию и сопереживанию. Именно это время благоприятно для патриотизма и духовности. Я считаю, что чувство патриотизма к Родине у ребенка начинается с любви к самым близким людям – это семья. И родной дом, двор, где он гулял и вид из окна квартиры своего любимого города. Сколько открытий делает ежедневно ребенок! И хотя многие впечатления им еще не осознанны, все начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек.
План проведения
1. Мотивационный этап
2. Содержательный этап
3. Рефлексивный этап
Основная часть
Воспитатель: Вот уже много лет не сходит со страниц отечественной и мировой печати звонкое, притягивающее имя – УРЕНГОЙ.
Существует несколько толкований, раскрывающих тайну названия, каждое из которых имеет право на жизнь. Одно связано с легендой народов ХАНТЫ.
«Однажды Дочь Солнца опустилась на холм, превратилась в кошку и пробежала под землей, хвостом разрезав ее. В том месте сейчас течет река Пур. А место, где она ступила на землю, назвали ее именем: Уренгой-Дочь Солнца».
В ненецком языке, имеющем несколько диалектов, где слово «уренгой» переводится по-разному, противоположным смыслом:
1) «гнилое, гиблое место»
2) «песчаный холм среди тундры»
3) «лысый холм»
4) «холм, на котором растут лиственницы, пригожие для шестов, чумов»
5) «холм, поросший желтой травой»
С языковой точки зрения, каждое из этих названий не лишено смысла, каждое по-своему отображает природный ландшафт тундры.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (Приложение 1)
Дидактическая игра «Собери картинку» (Приложение 2)
18 декабря 1973 года из поселка Пангоды вышел первый десант на Уренгой, которому и предстояло закладывать новый город. На шестые сутки автоколонна прибыла к намеченной на карте точке у реки Седе-Яха и с этого момента город начал жить и строиться.
Сегодня город Новый Уренгой является муниципальным образованием, в состав которого входят город Новый Уренгой – город окружного значения, поселки Коротчаево и Лимбяяха.
Население города – 120000 человек. Уренгой – всероссийский центр добычи газа. Основными отраслями экономики являются газоконденсатная, буровая, геологическая, транспортная, строительная.
Когда и откуда вышел первый десант?
Через сколько дней они прибыли?
Где остановилась колонна?
Сколько человек проживает сейчас в городе?
Каким центром является Уренгой?
Какие основные отрасли Уренгоя?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
Физкультминутка
В нашем городе здания- высокие
(руки вверх)
Есть проспекты, аллеи – широкие
(руки в стороны)
Есть мосты, над реками – радугой
(руки описывают дуги вправо-влево)
И фонтаны бьют в небо- радостно
(руки вверх, сжимать-разжимать ладони)
В нашем городе реки – глубокие
(наклонились, руки вниз)
Фонари красотою – строгие
(руки вверх)
В скверах-парках деревья – зеленые
(руки вверх: движения вправо-влево)
Мы в свой город с детства – влюбленные!
(похлопали в ладоши)
Город Новый Уренгой расположен на берегу реки Ево-Яха, приток реки Пур. Реки Томчара-Яха и Седе-Яха протекают через город и делят его на две части – Северную и Южную и являются притоком реки Ево-Яха.
В городе имеется аэропорт и железнодорожный вокзал.
Гостям города в первую очередь стоит посетить стелу Нового Уренгоя – символический памятник газовой столицы.
Также можно посмотреть тематический мемориал Памяти. Площадь Памяти уникальна, поскольку в этой композиции увековечена память о трех поколениях мужественных воинов, ветеранах Великой Отечественной войны, солдатах, погибших в далеком Афганистане, это память о мужественных ребятах, которые отдали свою жизнь, исполняя воинский долг во время боевых действий в Чечне.
Обязательно стоит посетить православный Храм в честь преподобного Серафима Саровского в северной части и мечеть в южной части города.
Следует побывать в местном Городском музее изобразительных искусств и просто отдохнуть в зеленой зоне парка «Дружба» с роскошным фонтаном-парусом.
Рассматривание иллюстраций «Достопримечательности города» (Приложение 3)
Какие реки протекают через город?
В какую реку впадают Седе-Яха и Тамчара-Яха?
На какие части делится наш город?
Какие достопримечательности есть в нашем городе?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
Составление синквейна (к разным словам-предметам, связанных между собой) (Приложение 4)
А сейчас предлагаю пойти на улицу и поиграть в ненецкую игру «Здравствуй, догони!»
Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.
Игроки стоят лицом друг к другу в середине площадки, по краям ее обозначают дома. Затем пары образуют две шеренги, которые расходятся по своим домам. Каждый представитель первой шеренги идет в гости и подает правую руку тому, с кем он стоял в паре, говоря:
- Здравствуй!
Ребенок-охотник отвечает:
- Здравствуй!
Гость говорит:
- Догони!
И бежит в свой дом, хозяин его догоняет. Дети по очереди ходят друг к друг в гости.
Правила игры: здороваться можно только правой рукой. Говорить «Догони» надо у порога дома игрока-партнера. Выигрывает тот, кто догонит. В гости можно идти по–разному: важно, не торопясь; радостно, вприпрыжку; идти, как солдаты в строю, как клоуны в цирке и т. д.
Использованная литература:
• Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А., Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» «Мозаика-Синтез», 2012.
• Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников: : Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2012.
• Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников: Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2008-2010.
• Анищенкова Е. С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»: Астрель, АСТ, 2007.
• Зеленова Н., Осипова Л. «Мы живем в России». 2007 г.
• Зацепина М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников: Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2008-2010.
• Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада: Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2012.
• Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома: Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2007-2010.
• Комарова Т. С. Художественное творчество. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада: Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2012.
• Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников: Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2009-2010.
• Овчинникова Т. С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду»: Астрель, АСТ, 2007.
• Пензулаева Л. И Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет: Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2009-2010.
• Синова И. «Государственные праздники России» С-Пб., 2007 г.
• Сборник подвижных игр: Методическое пособие / Автор сост. Степаненкова Э. Я. – М. : Мозаика-Синтез, 2011. – М. : Мозаика-Синтез, 2009-2010
• Саулина Т. Ф. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2012.