Наталья Дворниченко
Методическое объединение «Внедрение Рос до в работу ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное образовательное
учреждение № 39 Малютка»
общеобразовательного типа
г. Снежное
Дворниченко Н. В. ,
воспитатель-методист
Методическое объединение «Внедрение РОС ДО в работу ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Практические вопросы»
“Как нет человека без самолюбия, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека. ”
К. Д. Ушинский.
Публикация «Методическое объединение „Внедрение Рос до в работу ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
В связи с возникшими политическими и социальными изменениями в нашем крае, назрела острая необходимость трансформации воспитательной системы в условиях нового времени. Модель образованного процесса не может оставаться прежней, её необходимо ориентировать на воспитание гражданина Республики, которое становится объективной необходимостью, вытекающей из видения конечных целей образовательного процесса, отражённых в Конституции и Законе «Об образовании» Донецкой Народной Республики, Концепции патриотического воспитания ДНР.
Предвидя грядущие перемены, дошкольное образовательное учреждение с 2015-2016 учебного года работает над проблемой: «Формирование у дошкольников культурных и патриотических ценностей через привитие любви к родному краю».
Запланированное методическое объединение в ДОУ № 39, является вторым этапом методического просвещения педагогов, организовано таким образом, чтобы раскрыть практические аспекты работы по нравственно-патриотическому воспитанию. За текущий год образовательное учреждение успело изучить нормативно-правовую базу по данному вопросу, внедрить в учебно-образовательный процесс программу дошкольного образования «От рождения до школы», что послужило основой для проведения данного мероприятия для педагогов.
ЦЕЛЬ: Способствовать внедрению РОС ДО в работу ДОУ по проблеме нравственно-патриотического воспитания
Задачи по патриотическому воспитанию:
• формирование и развитие у дошкольников чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения,
• воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота родного края”.
• развитие системы патриотического воспитания воспитанников, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по патриотическому воспитанию дошкольников, с учетом образовательного стандарта дошкольного образования.
Для реализации поставленных задач был подведен итог нравственно-патриотического воспитания дошкольников за весь год (результаты анкетирования родителей, диагностика детей дошкольного возраста по патриотическому воспитанию, результаты конкурса для педагогов «Модернизация уголка по патриотическому воспитанию», систематизирован опыт работы педагогов по данной теме, выбраны актуальные вопросы в педагогической деятельности.
Содержание работы:
1. Систематизация теоретических аспектов. Ознакомление с результатами диагностики. (Приложение № 1)
2. Деловая игра «Конструктор по нравственно-патриотической работе с дошкольниками. (Приложение № 2)
3. Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.
4. Работа с родителями по патриотическому воспитанию.
5. Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественных произведений.
6. Интерактивная игра «Формируем предметно-пространственную среду для дошкольников» (Приложение № 3)
7. Использование дидактических и народных игр в нравственно-патриотическом воспитании.
8. Методическая выставка «НАШ КРАЙ»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»
2. Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики
3. Воспитательно-образовательная программа для детей дошкольного возраста «Донбасс – мой край родной»
4. Патриотическое воспитание. (Учебно-методическое пособие). Белая К. Ю., Кондрыкинская Л. А
5. Воспитывая маленького гражданина Г. А. Ковалева.
6. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Н. В. Алешина.
7. Основы безопасности детей дошкольного возраста. / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина.
8. Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. (из опыта работы) Дзержинская И. Л. ,
9. Фольклор – музыка – театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программ. -метод. пособие / под ред. С. И. Мерзляковой. – М. : Гуманит
10. Физическое воспитание в детском саду / Э. Я. Степаненкова.
11. Двигательная активность ребенка в детском саду / М. А. Рунова.
12. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2008.
13. 2. Мудрость воспитания: Книга для родителей / Сост. Б. М. Бим-Бад, Э. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов. – М. : Педагогика, 1988.
14. 3. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. – М., 2006.
15. 4. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников // Управление ДОУ. – 2005. – №1.
16. Дидактические игры в патриотическом воспитании дошкольников. http://ped-kopilka.ru/blogs/artemeva-olga/patrioticheskoe-vospitanie-posredstvom-didakticheskih-igr.html
17. Дидактические игры по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников (https://infourok.ru/didakticheskie-igri-po-nravstvennopatrioticheskomu-vospitaniyu-467102.html)
18. Использование интерактивных форм и методов в работе с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников. (http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2012/12/05/ispolzovanie-interaktivnykh-form-i-metodov-v-rabote-s)
19. Формы и методы работы с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников (http://www.koipkro.kostroma.ru/Kostroma_EDU/kos_mdou_27/SiteAssets/SitePages/Мероприятия%20по%20празднованию%2070-летия%20Победы!/Фрмы%20и%20методы%20работы%20с%20родителями%20по%20патриотическому%20воспитанию. pdf)
20. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников как одно из направлений в работе с родителями воспитанников ДОУ. (http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/05/27/nravstvenno-patrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov-kak-odno-iz)
Приложение № 1
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ в ДОУ № 39 «Малютка»
Работу по формированию патриотических качеств участников учебно-воспитательного процесса можно условно разделить на три направления:
- Работа с педагогами,
- Работа с родителями,
- Работа с детьми.
Работа с педагогами предусматривает практическую и методическую работу педагогов. Для чего Годовым планом работы ДОУ № 39 предусмотрены следующие мероприятия: Методические объединение «Республиканский государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Теоретические аспекты» (октябрь, педагогический совет «Актуальные вопросы по организации эффективной учебно-воспитательной работы с детьми в условиях ДОУ» (февраль, методическое объединение «Внедрение РГОС ДО в работу ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Практические вопросы» (март, методическая неделя «Формирование нравственно-патриотического сознания дошкольников на занятиях» (март, работа творческой группы по проблеме патриотического воспитания дошкольников.
Работа с родителями включила в себя анкетирование по патриотическому воспитанию, родительские собрания с рассмотрением вопросов по патриотическому развитию дошкольников.
Работа с детьми предусматривает системное проведение занятий по патриотическому воспитанию, рекомендуемых программой дошкольного образования «От рождения до школы», накопление практического и наглядного материала, создание картотеки дидактических игр по патриотическому воспитанию, создание предметно-развивающей среды, в виде постоянно дейсвующего патриотического уголка.
Первый этап работы по формированию патриотических качеств у дошкольников включает в себя:
1. Изучение педагогами программы «От рождения до школы».
2. Изучение родительских взглядов и представлений относительно формирования у детей патриотических качеств.
3. Первичное диагностирование дошкольников уровня патриотического развития.
Второй этап работы:
1. Развивающие занятия с дошкольниками по формированию патриотических качеств.
2. Индивидуальные и групповые консультации с родителями по патриотическому воспитанию детей.
3. Методическая работа с педагогами по формированию профессиональных умений в работе с дошкольниками по патриотическому воспитанию.
4. Самообразование педагогов по проблеме ДОУ.
5. Накопление практических и методических пособий и наглядностей.
6. Промежуточная диагностика детей.
Третий этап работы:
1. Вторичное диагностирование дошкольников на выявление уровня патриотического развития.
2. Анализ полученных результатов. Составление мониторинга.
Анализ родительских представлений по поводу того, что должно включать в себя патриотическое воспитание (приложение 4) дошкольников показал:
o Чувство гордости за свой край – 68%
o Уважение к истории своего края – 77%
o Моральные качества – 52%
o Любовь к семье – 51%
o Положительное отношение к труду – 50%
o Узнавание символики родного края – 48%
o Желание учиться – 35%
o Навыки здорового образа жизни – 29%
Все опрошенные родители считают патриотическое воспитание необходимым. (100%)
Анализируя родительские коллективы возрастных группы данная ситуация раскрывается следующим образом:
Старшая группа:
o Любовь к семье 43%
o Положительное отношение к труду – 43%
o Навыки здорового образа жизни – 14%
o Желание учиться -14%
o Чувство гордости за свой край – 43%
o Уважение к истории своего края - 43%
o Узнавание символики родного края - 28%
o Моральные качества - 28%
Средняя группа:
o Любовь к семье – 20%
o Положительное отношение к труду - 10%
o Навыки здорового образа жизни – 10%
o Желание учиться - 10%
o Чувство гордости за свой край – 90%
o Уважение к истории своего края – 90%
o Узнавание символики родного края – 60%
o Моральные качества- 60%
Ясельная группа:
o Любовь к семье – 78%
o Положительное отношение к труду – 64%
o Навыки здорового образа жизни – 50%
o Желание учиться – 64%
o Чувство гордости за свой край – 64%
o Уважение к истории своего края – 78%
o Узнавание символики родного края – 50%
o Моральные качества - 57%
Для изучения уровня развития патриотического воспитания, творческой группой ДОУ был составлен опросник для детей разновозрастных групп по принципу усложнения требований к познанию дошкольников (Приложение № 5, интерпретация данного вида работы начала и конца учебного года показала следующие результаты:
Возрастная группа
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года
Старшая 4 - 6% 10-40% 11 - 44% 14- 56% 10 - 40% 1 – 4%
Средняя 11 – 37% 20-66% 18 – 60% 7-23% 1 – 3% 3- 11%
Младшая 0 – 0% 9 – 33% 15 – 56% 13 – 48% 12 – 44% 5 – 19%
Вывод:
Говоря о воспитании гражданственности и патриотизма, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы. Чтобы он мог отличать плохое от хорошего. Чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот и гражданин своей Родины.
Приложение № 2
Деловая игра для педагогов «Конструктор по нравственно-патриотической работе с дошкольниками»
1) Составьте эффективную воспитательную цепочку по патриотическому воспитанию:
• Любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям.
• Воспитание и уважение к старшим, к людям труда (приобщение детей к традициям народа, стремление чтить память погибших воинов, проявление уважения к людям пожилого возраста).
• Любовь к родной природе (охрана окружающей среды)
• Моя Родина - Донбасс. Я – житель Снежного (расширение представлений о нашей Родине, воспитание любви к своей “малой” родине)
• Человек – защитник своего Отечества (любовь, забота и сохранение своей родины, формирование чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим народам, гордости за достижения земляков, желание служить своему Отечеству).
2) Какие задачи включаются при работе с дошкольниками по патриотическому воспитанию:
1. - воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
2. - формирование бережного отношения к природе и всему живому;
3. - воспитание уважения к труду;
4. - развитие интереса к русским традициям и промыслам;
5. - формирование элементарных знаний о правах человека;
6. - расширение представлений о городах Донбасса;
7. - знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) .
8. - развитие чувства ответственности гордости за достижения республики;
9. - формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям
3) Через какие формы охватывается система патриотического воспитания во всех уровнях воспитательной деятельности:
- создание развивающей среды по патриотическому воспитанию;
- тематические занятия;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, району, в музей, выставочный зал).
4) Какие средства относятся к патриотическому воспитанию?
- устное народное творчество,
- декоративно-прикладное искусство,
- музыка,
- художественная литература;
- игра, самостоятельная игровая деятельность
5) Условиями для наиболее эффективного решения задач патриотического воспитания являются:
- Комплексный подход;
- Знание педагогом истории и культуры своего народа;
- Правильно подобранный материал (по принципу доступности и понятности)
- тематическое построение материалов;
- совместная работа детского сада и семьи
6) Важное место в народной педагогике занимали пословицы и поговорки. Особенное внимание в народных пословицах уделялось теме любви к родине и защите отечества предлагаю вам собрать из данных слов и объяснить пословицы: «Где родился, там и пригодился», «На родной стороне и камешек знаком».
Приложение № 3
Предметно-пространственная среда ДОУ
Комплекс игрового оборудования для организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации представляет новое поколение игровой среды для дошкольников:
• способствующей развитию разных видов мышления у дошкольников (наглядно-действенного; наглядно-образного; словесно-логического; абстрактно-логического; пространственного);
• обеспечивающей формирование ручной умелости, развитие крупной и мелкой моторики;
• создающей предпосылки для развития творчества (в том числе технического);
• формирующей условия для совершенствования коммуникативных навыков у дошкольников;
• обеспечивающей благоприятный эмоциональный фон для детей в условиях детского сада, основанный на интересе, радости совместной деятельности и достижений в решении разнообразных задач, как непосредственно, так и опосредованно при использовании предлагаемой инновационной среды.
Данный Комплекс позволяет создать условия для интеграции содержания пяти взаимодополняющих образовательных областей в соответствии с образовательным стандартом дошкольного образования (РОС ДО).
Приложение № 4
АНКЕТА
«Патриотическое воспитание»
1. Патриотическое воспитание включает в себя:
o Любовь к семье
o Положительное отношение к труду
o Навыки здорового образа жизни
o Желание учиться
o Чувство гордости за свой край
o Уважение к истории своего края
o Узнавание символики родного края
o Моральные качества
2. Считаете ли вы нужным патриотическое воспитание?
- да - нет
Приложения № 5
Диагностический опросник для детей дошкольного возраста.
Младшая группа
1. Назови свое имя (полностью).
2. Назови имена своих родителей.
3. Назови адрес своего проживания.
Средняя группа
1. Назови свое имя (полностью).
2. Назови имена своих родителей.
3. Назови адрес своего проживания.
4. Кем работает мама? Папа?
5. В каком городе ты живешь?
6. Кто живет в твоей семье?
Старшая группа
1. Назови свое имя (полностью).
2. Назови имена своих родителей.
3. Назови адрес своего проживания.
4. Кем работает мама? Папа?
5. В каком городе ты живешь?
6. Кто живет в твоей семье?
7. В какой области, республике ты живешь?
8. Какие ты знаешь достопримечательности нашего края?