Вера Гусакова
Методический семинар на тему «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. Современному обществу нужны образованные люди, обладающие системным мышлением, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Поэтому перед взрослыми стоит задача воспитать детей активными, думающими личностями, способными на творческий подход к любому делу.
Публикация «Методический семинар на тему „Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Старшая группа
- Темочки
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет, каким должен быть выпускник детского сала, какими качествами он должен обладать. Моя задача, как педагога ДОУ, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребёнка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.
Учитывая, что важнейшими чертами детского поведения являются неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, нам необходимо создать соответствующие условия, при которых ребенок сможет удовлетворить свою природную любознательность. Сделать это можно в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности.
Актуальность:
Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познавательной деятельности состоит не только в том, чтобы вооружить дошкольников знаниями, умениями, навыками, но и содействовать становлению мировоззрения, нравственных, эстетических качеств личности, развивать познавательные способности, приобщать к поисковой и творческой деятельности.
Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить общаться с взрослыми и сверстниками, как помочь детям устранять появляющиеся трудности? Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, делать умозаключения и выводы, давать определения, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, правильно излагать и отстаивать свои идеи?
Эти вопросы очень актуальны в рамках подготовки дошкольников к обучению в начальной школе.
Дать детям реальные представления о различных сторонах изучаемых объектов, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания, активизировать мыслительные процессы детей, помогает мне метод экспериментирования.
Поэтому цель моей работы - развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста, через включение в экспериментирование в повседневной и в непосредственно-образовательной деятельности.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
• развивать детскую инициативу, любознательность и самостоятельность, интерес к исследовательскому поиску в разных видах деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, изобразительной, двигательной и др.);
• создавать проблемные ситуации, которые инициирует детское любопытство, стимулируют стремление к исследованию;
• подбирать необходимый познавательный, игровой материал, который вызовет заинтересованность и познавательную активность детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
• развивать навыки наблюдательности, способности экспериментировать, принимать решения с опорой на свои знания и умения, развивать умственные способности и речь;
• разработать новые механизмы взаимодействия с родителями в процессе совместной познавательно-исследовательской деятельности.
В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта я использовала разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, активизирующие развитие познавательно-исследовательской, поисковой деятельности дошкольников :
• в непосредственно образовательной деятельности :
• - проектная деятельность;
• - занятия-путешествия;
• - занятия в форме дидактических игр
• в повседневной деятельности :
• - наблюдения, целевые прогулки и экскурсии;
• - дидактические и сюжетно-ролевые игры;
• - практические упражнения;
• - опыты (экспериментирования) с предметами и их свойствами;
• - коллекционирование (классификационная работа);
• - совместное творчество детей и родителей (мини- выставки);
• - презентации.
Проанализировав требования примерной основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, изучив практические и теоретические сведения о детской экспериментаторской деятельности, научно-методическую литературу на эту тему, мною были намечены пути практического осуществления будущей работы.
В группе созданы все условия для формирования интереса к познавательно-исследовательской деятельности, удовлетворяющие потребность ребенка по получению информации об окружающем мире.
Подобраны объекты для исследования и экспериментирования:
Сенсорный материал (вкладыши-формы, предметы-головоломки); коллекции минералов, плодов, семян растений; инструменты и наборы для экспериментирования (лупа, весы, термометры) и др.
Образно-символический материал: наглядные пособия, наборы карточек картинок, графические модели, схемы-таблицы, лабиринты, карты, схемы, глобус, коллекция марок, монет, открыток.
Наглядно-демонстрационный материал: картины, иллюстрации об объектах природы, картотека познавательных презентаций.
Для развития у детей познавательного интереса и основ научного мировоззрения в группе создана мини-лаборатория, которая предоставляет детям условия для овладения умением самостоятельно проводить опыты и эксперименты, так же является базой для игровой деятельности детей. В лаборатории выделены места для постоянной выставки, приборов, выращивания растений, хранения природного и бросового материала.
Я осторожно шла за интересами детей, а им интересно было всё : смешивать различные вещества, взять в руки снежный ком и наблюдать, как он тает, как образуется тень, найти потерянную скрепку с помощью магнита… Доминирующим детским вопросом стало «почему?», недаром дошкольников называют «почемучками». Каждый день дети придумывают новые вопросы, у них появилась потребность запомнить как можно больше причин и следствий, действующих в окружающем мире.
Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей старшего дошкольного возраста, я выбрала проведение исследовательских опытов.
Их новизна и теоретическая значимость в работе заключается, во-первых, в характере решаемых задач. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т. д.). Эксперименты я использовала для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.
Исследования проводятся как отдельный вид деятельности, так и как игра или часть организованной деятельности, занимаемся опытнической деятельностью в процессе режимных моментов и во время наблюдений на прогулке.
В ходе экспериментирования дети высказывали свои предположения о причинах наблюдаемого явления, сравнивали, сопоставляли, делали выводы, высказывали свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывали от своих маленьких и больших открытий, которые вызывали у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
В одном из опытов ребята сравнивали два кусочка яблока. Один из них натирали лимоном, а другой оставляли нетронутым. Через некоторое время дети смогли наблюдать, что первый кусочек остался светлым, а второй – потемнел. Благодаря опыту, смогла наглядно объяснить наличие в яблоке железа, а в лимоне кислоты.
Испытания с лимонами привели ребят в замешательство. При сравнении двух лимонов в кожуре и без, все решили, что больше и тяжелее лимон в кожуре. Каково же было их удивление, когда лимон в кожуре остался плавать на поверхности.
Благодаря этому эксперименту, ребята познакомились со свойствами кожуры лимона.
С помощью опыта дети узнали, как делают газированную воду. Предложила «юным исследователям» выжать в мензурку с водой сок лимона и добавить немного пищевой соды. Результат заставил воспитанников врасплох. «Кипящая», пенящаяся вода вызвала бурю эмоций. Эксперименты с лимоном очень понравились детям. А грамотно подобранные опыты помогли в ненавязчивой форме познакомить детей с неизвестными ранее свойствами такого полезного фрукта как лимон.
Окружающий мир наполняется звуками и движениями. Обращаю внимание дошкольников на изменения, которые происходят в природе. Учу их слышать, видеть и ощущать, наблюдать за жизнью животных и растений, замечать детали. С помощью сказочных персонажей объясняю сложные явления: круговорот воды в природе, фотосинтез. А чтобы закрепить полученные знания, использую традиционные виды деятельности : наблюдение, опыты, музыкальное и изобразительное творчество.
При проведении занятий я придерживалась определенной структуры. Во вступительной части занятия провожу с детьми беседу об объекте исследования, задаю вопросы. Далее с помощью словесного приёма ставлю перед воспитанниками проблему.
Основная часть предполагает разрешение проблемы. Для раскрытия темы я использую наглядно–иллюстративный (картинки, стихи и т. д.) и демонстрационный (детский микроскоп, проектор и т. д.) материалы. Затем дети выполняют задания. Вопросы, загадки, дидактические карточки, игры помогают определить, насколько успешно они усвоили тему.
В заключение занятия провожу рефлексию. Посредством наводящих вопросов предлагаю детям вспомнить и пересказать содержание занятия, оценить то, что они делали: например, понравилось – не понравилось; было понятно или не очень, скучно или интересно; что особенно запомнилось и т. д.
В ходе совместного обсуждения я подвожу детей к выводам : что они узнали нового, чем занимались, чему научились.
Занятия предусматривают разные виды деятельности : коммуникативную, игровую, двигательную, познавательно-исследовательскую, восприятие художественной литературы, изобразительную, конструирование. Это развивает у детей наблюдательность, учит размышлять над тем, что они увидели, отображать увиденное в продуктивной деятельности, работать в коллективе, учитывая мнение сверстников. Смена видов деятельности позволяет избежать переутомления и поддерживает интерес к изучаемой теме.
Зима - время открытий, опытов и экспериментов. Как обратить внимание дошкольников на сезонные изменения в природе? Как объяснить, откуда появляются снег, метель и иней? Почему не все деревья сбрасывают листья? Как адаптируются к морозам птицы и звери? Провожу познавательные занятия с обязательным проведением какого-то опыта или эксперимента. Некоторые занятия провожу с участием других специалистов (например, музыкального руководителя, учителя-логопеда).
В ходе таких познавательных занятий дошкольники узнают об атмосфере и гидросфере планеты, условиях возникновения ветра, тепла и холода, знакомятся с животными и растениями.
Задачи познавательных занятий :
• формировать у детей представления об окружающем мире;
• стимулировать стремление к познанию нового;
• расширять знания о геологическом прошлом и настоящем Земли, простейших химических процессах и т. д. ;
• обогащать словарный запас дошкольников;
• активизировать употребления в речи терминов («наука», «геология», «география», «химия», «астрономия», «экспедиция», «эксперимент»).
В основной части занятий главное место занимает продуктивная или опытно-экспериментальная деятельность. Дети выполняют поделки из ваты, создают сказочных героев с помощью аппликации и пластилина. Чтобы сделать снежные картины, дошкольники используют клей и кристаллики соли.
В ходе занятий воспитанники знакомятся с необычным способом применения пищевой соли для аппликации, узнают, что рисовать можно не только карандашами, красками, фломастерами или мелом. С помощью простых средств учатся творить чудеса как настоящие сказочные волшебники.
Знакомя дошкольников с рельефом нашей планеты, узнаем о некоторых элементарных химических процессах, создаем модели гор и вулканов и даже вызываем вулканическое извержение.
Россия — самая большая страна мира, и каких чудес в ней только нет! Извержение вулкана — грозное и удивительное природное явление. Конечно, каждому хочется увидеть настоящий действующий или хотя бы потухший вулкан. Однако добраться до Камчатки и Курил нелегко. Но «покорить» вулканы можно в домашних условиях и детском саду. Для этого с воспитанниками провела цикл интересных, развивающих, познавательных занятий с элементами экспериментирования, основанных на интеграции различных видов детской деятельности (в частности, игровой, познавательно-исследовательской, изобразительной).
Для установки вулкана и его окрестностей понадобилась надежная «геологическая платформа». Для этой цели мы использовали плотный картон. Ознакомившись предварительно с техникой безопасности, установили платформу на поднос (тогда останутся относительно чистыми рабочий стол, клеёнка и пол). На платформу поместили «ручную гору».
Для ее сооружения использовали небольшие пластиковые бутылочки и пластилин. Жерло вулкана (пластиковые бутылочки) облепили пластилином разного цвета, так как потеки застывшей вулканической лавы на склонах вулканов могут быть разных оттенков — коричневых, зеленых, синих, черных, белых, фиолетовых и т. д. Тем более разнообразие цветных вулканов станет настоящим украшением группы.
Платформу украсили окружающим вулкан ландшафтом, рельефом. Дети проявили фантазию, изобразив около вулкана, озеро, лес, степь, несколько сопок.
Далее перешли к самому интересному этапу работы – «извержению вулкана». Дошкольники уже знали из предыдущих бесед, что при извержении появляется лава. Лава переводится с латинского как «обвал», «падение».
Для создания бурного потока из кратера вулкана на его склоны использовали соду, безопасный порошок пищевой лимонной кислоты и теплую воду с небольшим количеством жидкости для мытья посуды. Чем теплее была вода, тем более сильным оказалось извержение.
Чтобы найти «геологическую платформу» на улице, предложила детям отправиться в «научную экспедицию» — на территорию детского сада. Попробовали установить вулканы прямо в песочнице и сделали их из влажного песка, сформировав и уплотнив по срезанному горлышку пластиковой бутылки.
В конце цикла занятий ребята нарисовали свой извергающийся вулкан.
Предложила детям вместе с родителями повторить эксперимент в домашних условиях.
Материалы и инструменты для создания «ручного» вулкана просты и доступны в любой дошкольной организации, а польза от такой познавательно-исследовательской деятельности большая. Процесс создания вулкана формирует у них интерес к таким наукам, как геология, химия, физика и даже астрономия.
Большой интерес у дошкольников вызвали опыты с магнитами, во время которых дети самостоятельно узнавали свойства магнита, возможности его использования в медицине, технике, быту.
Побуждать детей к размышлению помогает использование занимательных приемов. Одним из таких приемов, который я использую в своей практике прием «ошибки». Намеренно допустив ошибку, предлагаю детям найти ее. При этом прививаю дошкольникам уважительное отношение к чужому мнению.
Развивая исследовательские способности дошкольников, широко использую в своей практике проектную деятельность, обучаю их специальным знаниям, умениям и навыкам. К ним относятся: видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, делать умозаключения и выводы, доказывать и защищать свои идеи.
Например, чтобы научить ребенка задавать вопросы, можно поставить на стол какой-либо предмет и предложить расспросить о нем, придумать вопросы от лица сказочного героя. А научить ребенка выдвигать гипотезы получится, если сначала предложить ему объяснить явления не только реальными, но и фантастическими причинами. Например: придумать пять сказочных объяснений тому, почему поют птицы (дают концерт, их заколдовала сказочная фея, они так предсказывают погоду и т. д.). Затем попросить подобрать правдоподобные объяснения этому явлению. В ходе данного упражнения дети осваивают «словарь гипотез». Гипотезы обычно начинаются с фраз «может быть», «предположим», «допустим», «возможно».
Мною был реализован на практике познавательно-исследовательский проект, посвященный животному миру Арктики. Цель данного проекта — познакомить детей с климатом Арктики, природными условиями, средой обитания животных, их внешним видом, образом жизни и особенностями поведения.
Основной этап проекта заключался в проведении познавательно-творческих занятий с детьми. Занятия проводились в интересной форме. Например, предложила дошкольникам узнать обитателей Крайнего Севера по описанию и повадкам, а затем составить письма арктическим животным. Некоторые занятия были организованы в форме научной экспедиции с участием инопланетных гостей.
Решение проблемных ситуаций способствовало развитию умения искать причинно-следственные связи, делать умозаключения, строить связные высказывания. Викторина «Знаете ли вы?» позволила закрепить знания о животных Арктики.
Познавательно-исследовательская деятельность предполагала изучение природных явлений опытным путем. На занятии «Почему айсберг не тонет?» дошкольники проводили испытания со льдом. Для этого наливали воду в прозрачную емкость и помещали туда небольшой кусочек цветного льда. В результате выяснили, что лед не тонет, а плавает на поверхности воды. Дети сделали вывод, что лед легче воды, поэтому он не тонет, а айсберг — ледяная гора, поэтому он тоже не тонет.
На занятии «Почему животные Арктики не мерзнут зимой?» дошкольники опускали в емкость с водой обычную полоску бумаги и полоску бумаги, смазанную жиром. Первая намокала, а на второй полоске образовались капельки воды. Дети стряхивали их, и бумага оставалась почти сухой. В результате эксперимента дошкольники пришли к выводу, что жир отталкивает воду, защищает животных от проникновения воды, поэтому шерсть их не намокает. Жир тоже не пропускает холодный воздух, поэтому животные Арктики не мерзнут зимой.
Закрепить знания детей о животных Арктики помогли занятия по рисованию — на бумаге, стекле, песке. В различных техниках дошкольники изображали арктические явления и животных, которые им понравились. Занятия по лепке, аппликации, конструированию и оригами позволили им раскрыть творческие способности и пофантазировать на тему того, что они узнали нового об Арктике. Ребята поняли, что Арктика — часть родной страны, от них зависит в будущем, насколько многообразен будет ее животный мир.
В ходе накопления опыта я убедилась, что экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности детей :
- с математикой (используются параметры величины, счёт, логика, мерки и измерительные приборы);
- с изобразительной деятельностью (лепка из глины, рисование по сырому песку, выдувание клякс из трубочек, работа с тканью, клеем, бумагой);
- с литературой (чтение познавательных книг : «Почемучка», «Детская энциклопедия)» - отвечать на вопросы, описывать эксперименты, сочинять сказки, формулировать выводы);
- с кулинарией (экспериментирование с мукой, солью) - с социальной- коммуникативной деятельностью (умение договариваться, подбирать необходимый материал к мини – выставкам, проявлять себя);
- с игровой (игры с песком, снегом, водой).
В любом виде деятельности можно найти много интересного, занимательного, неизведанного. Поэтому хочу отметить, что знания, полученные в результате исследовательской деятельности, переносятся в дальнейшем, во все виды деятельности и повышают познавательную активность детей. А значит, это достижение и моего результата.
На практике вовлекаю родителей в активную работу. Участие родителей позволило мне создать богатую пространственно-развивающую среду по познавательно-исследовательской деятельности, расширить рамки проводимой работы (организация экспериментальной деятельности в домашних условиях).
Главным результатом моей работы стали значительные успехи воспитанников: возрос интерес детей к окружающему миру, сформирована потребность в постоянной исследовательской деятельности, систематизированы знания о явлениях природы. Воспитанники с удовольствием участвуют в решении проблемных ситуаций, интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Они стали более наблюдательными и самостоятельными, стараются принимать собственное решения, опираясь на свои знания и умения.
В процессе моей работы возникло единое развивающее пространство «дети – педагоги – родители». Но самое главное дети полноценно и радостно проживают каждый день в детском саду, совершая большие и малые «открытия». О них они с удовольствием рассказывают родителям, проводят аналогичные и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы, самостоятельно решать задачи.
«… Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Вообще опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера». (А. Шапиро.)
Литература:
1. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ, N 4, 2004
2. Куликовская И. Э, Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М. : Педагогическое общество России, 2003
3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под. ред. Л. Н. Прохорововй М., 2004
4. Паршукова И. Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н. В. Нищева. - СПб., «Детство-пресс», 2006
5. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005
6. Материалы Интернет-сайтов.
7. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. - М., 2002.
8. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. - М., 2002.
9. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Метод. Рекомендации. – М. АРКТИ,2003.
10. Прохорова Л. Н. Экологическое воспитание дошкольников : Практическое пособие. – М. АРКТИ,2003.
11. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. - М., 2001.
12. Рыжова Н. А. Что у нас под ногами – М., 2005
13. Рыжова Н. А. Почва – живая земля – М., 2005
14. Савенков А. И. Методика проведения учебных исследований в детском саду – Самара, 2004
15. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2002. С. 46.
16. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СП Детство-пресс, 2009.
17. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2007. - №6. - С. 13-16.