Светлана Черникова
Методический семинар «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами элементарного музицирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1.
Разрешите представиться Я Черникова Светлана Викторовна! Работаю музыкальным руководителем в Детском саду «Теремок».
Слайд 2.
Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры. Приобщение к музыке наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования (игра на музыкальных инструментах, пение, движение, которое должно составлять фундамент для музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
Публикация «Методический семинар „Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами элементарного музицирования“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
При проведении диагностики по выявлению творческих способностей в музыкальной деятельности выяснилось, что при достаточно высоких основных показателях музыкальной подготовленности детей трёх -семи лет, развитие музыкально-творческих способностей составила лишь -12.5 %. Поэтому я пришла к пониманию необходимости коррекции собственной педагогической деятельности.
Слайд 3. Актуальность создания опыта работы по обучению детей элементарному музицированию обусловлена наличием следующих основных противоречий. Они представлены на слайде.
Слайд 4. Для разрешения выявленных противоречий была поставлена следующая цель моей работы.
Слайд 5. Достижение планируемых результатов предполагало решение следующих задач. Они представлены на слайде.
Как помочь детям дошкольного возраста войти в мир музыки, найти свои собственные формы общения с ней, ощутить и пережить ее эмоционально как радость и удовольствие; способствовать усвоению музыкальных знаний в игровой практике?
Слайд 6. Ответы на эти вопросы я искала в такой «технологии», которая не ребенка приспосабливает к методике, а методику к ребенку, имея в виду его интерес к игре и творчеству, как внутренней сути детского познания мира.
Свою работу я построила на опыте работы Елены Попляновой, технологии Т. Э. Тютюниковой и системе музыкального воспитания детей немецкого композитора Карла Орфа.
Слайд. 7 Согласно системы К. Орфа дети являются деятелями, а не сторонними наблюдателями или слушателями. Они – внутри музыки, а не снаружи ее.
Слайд8. Поэтапная работа по достижению цели велась по представленным на слайде направлениям.
Слайд 9. Для плодотворной работы были подготовлены необходимые средства обучения, многие из которых были изготовлены моими руками. Это
разнообразные детские музыкальные инструменты: звуковысотные, ударные,шумовые инструменты К. Орфа.
Слайд 10. И другое.
Слайд 11. Обучение детей проводится в разных видах музыкальной деятельности и строится на двух основных методах :
• метод моделирования музыкального языка;
• метод активации творческих проявлений.
Слайд 12. Метод моделирования элементов музыкального языка позволяет показать и дать почувствовать ребенку, в доступном для него виде, особенности выразительных средств и их отношений. Я пришла к выводу, что моделироваться могут ритмические и звуковысотные отношения, динамика, темп, форма, фактура и др. Без использования моделирования процесс начального усвоения детьми музыкального языка очень затруднялся. Метод моделирования я часто использую в музыкально-дидактических играх. Например, игра «Птица и птенчики» цель которой упражнять в восприятии и различии высоких и низких звуков.
Слайд 13. Метод активации творческих проявлений подразумевает, направляемое педагогом, детское музицирование и игру в самых разнообразных формах.
В метод творческих проявлений входят :
-Речевое упражнение
- Музыкально-двигательные упражнения
- Звучащие жесты
-Игры с инструментами
Слайд14.
Речевые упражнения. Развивают у ребенка чувства ритма, способствуют формированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов. Эта форма работы подходит для общего музыкального развития. Это ритмическая декламация стихов, потешек, прозаического текста. Ритмической основой в упражнении может быть естественный ритм стиха или же специально подобранный в зависимости от педагогических целей.
Слайд 15. Музыкально-двигательные упражнения. Активные упражнения подготавливают детей к спонтанным двигательным выражениям, учат изображать настроения и звуки с помощью элементарных движений – хлопков, щелчков, притопов. У детей вырабатывается скорость реакций, умение ждать и находить момент вступления. Выполняя музыкально-двигательные упражнения, ребенок исполняет и творит одновременно, он начинает воспринимать музыку через движение.
наиболее нравится детям –это
Слайд 16. Звучащие жесты –
Звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхностях: хлопки,шлепки,притопы, щелчки. Звучащие жесты – эффективный способ формирования чувства метра и ритма у детей. Логическое продолжение игр со звучащими жестами – это музицирование с инструментами.
слайд17.
Игры с инструментами. Этот вид деятельности совершенствует ранее приобретенные ребенком навыки владения темпом, динамикой, ритмом. Дети учатся взаимодействовать между собой и легко развивают чувство ансамбля.
Слайд 18. музыкальные занятия;
Развивать способность играть на музыкальных инструментах я начинаю с раннего дошкольного возраста, так как элементарное музицирование предполагает постепенный комплексный, интегрированный подход к обучению этому виду деятельности. Малышей я только знакомлю с музыкальными инструментами и обучаю их простейшим приёмам игры - например, на погремушках, колокольчиках, деревянных ложках.
Слайд 19. В старшей -подготовительной группе дети самостоятельно выбирают инструменты для озвучивания стихотворений, сказок, собственно придуманных рассказов, озвучивания картин и многое другое. Безусловно, использование заданий по элементарному музицированию должно соответствовать возможностям детей, их интересам. И поэтому, я постепенно учу детей тонко чувствовать и понимать смысл текста стихотворения или сказки, содержания картины, адекватно, подбирать звуковые средства выразительности, темп, динамику, регистр и тембр звучания.
Слайд 20 Индивидуальная и самостоятельная музыкально-художественная деятельность.
Слайд 21. Являясь инициатором создания и руководителем кружка «Веселый оркестр», при игре на музыкальных инструментах я обращала внимание на их тембр и сравнивала звучание. На каждом музыкальном занятии, утреннике и развлечении дети демонстрировали своё мастерство игры в оркестре.
Слайд 22. Опыт моей работы показывает, что добиться результатов в обучении детей музицированию невозможно без взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя, предполагающего творческое сотрудничество в различных видах детской музыкальной деятельности. Поэтому для внедрения системы работы по элементарному музицированию я провела ряд методических мероприятий для ознакомления воспитателей с технологией элементарного музицирования.
Слайд 23.
В соответствии с требованиями ФГОС, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи по музыкальному воспитанию детей – особенно актуален в наши дни.
Для повышения педагогической грамотности, мною были проведены консультации для родителей по изготовлению и применению самодельных инструментов, организации домашнего оркестра.
Слайд 24. На занятиях-практикумах я обучаю родителей совместному музицированию.
Слайд 25. Проведение «Музыкальных гостиных» для детей и родителей позволяет им проявить талант и творчество в совместной деятельности.
Слайд 26. Для отслеживания динамики уровня освоения материала по ознакомлению детей с различными аспектами музыкально-ритмичекого воспитания детей мною использовалась методика на основе работ Т. В. Тарасовой и А. И. Бурениной.
Проведённая диагностика за последний год показала наличие положительной динамики по развитию музыкально – ритмических способностей дошкольников старшей подготовительной группы.
Слайд27.
Несмотря на то, что проблема развития музыкально-ритмических способностей – одна из самых сложных в педагогике, результаты моей работы показывают, что использование элементарного музицирования в образовательной деятельности с дошкольниками содействует развитию их творческих способностей, природной музыкальности, создает условия для широкой ориентации в музыке и накоплению запаса музыкальных впечатлений, помогает успешно решать задачи программы дошкольного образования.
Приведу пример игры по методу Звучащие жесты, которые могут использовать в своей педагогической деятельности не только музыкальные руководители, но и воспитатели.
Слайд28. Перед вами на экране потешка сначала я произношу строку и озвучиваю её жестами. А затем вы повторяете её как эхо: слова и жесты.
Лиса.
Русская народная мелодия.
Уж как шла лиса домой (Хлопок, шлепок по коленям)
Нашла книгу под сосной. (Поочерёдно шлепки по коленям)
Она села на пенёк (Притопы)
И читала весь денёк. (Раскрыть ладони- смотреть «книгу»)
Слайд 25.
Спасибо за внимание!