Людмила Сергунова
Познавательно-исследовательская деятельность детей среднего возраста. Выступление на педсовете
▼ Скачать
Доклад на тему
Познавательно – исследовательская деятельность детей среднего возраста
Воспитатель: Сергунова Людмила Николаевна
МКДОУ Кутуликский детский сад №3
(Выступление на педсовет)
Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность детей среднего возраста, Выступление на педсовете» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Познавательная направленность постепенно перерастает в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательно-исследовательской деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.
Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.
Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним. Эксперименты и опыты развивают наблюдательность, самостоятельность, стремление познать мир, желание поставить задачу и получить результат, здесь проявляются творческие способности, интеллектуальная инициативность.
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»
Малыш – природный исследователь окружающего мира.
Ребёнку мир открывается через опыт его личных ощущений, переживаний, действий,
У детей дошкольного возраста развитие познавательной активности особенно важно, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста?
В процессе практико-познавательной деятельности (эксперименты, опыты, обследования, наблюдения и др.) ребенок исследует окружающую среду. Важный результат данной деятельности – знания, в ней добытые.
Исследовательская деятельность в младшем дошкольном возрасте направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.
Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности : занятии, игра, приём пищи, прогулка, умывание, сон.
Дети в ходе опыта высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.
Ребята благодаря опытам сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения.
Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
При организации исследовательской работы с детьми стараюсь соблюдать определё нные правила:
1. Развиваю у детей умение действовать самостоятельно.
2. Формирую навыки самостоятельного решения проблем исследования.
Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Для этого очень важно обогащать представления детей о животных, растениях, объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего в ближайшем окружении. В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы, которая состоит из компонентов:
1. Познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение,
мышление);
2. Информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути
познания мира);
3. Отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира).
Следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого.
Взрослые познают мир умом, дети маленькие эмоциями. Основой мировосприятия трехлетнего ребенка является предметное содержание действительности, его мир - отдельные, реальные предметы,, конкретные объекты, явления. Ребенок познает мир по принципу : что вижу, с чем действую, то и познаю.
Он смотрит на предметы как бы с разных сторон; его интересуют их внешние Что? Кто? Какой? и внутренние характеристики Для чего? Как?.
Но самостоятельно постигать скрытые характеристики предметов трехлетний ребенок не может (т. к. в его арсенале один способ познания : вижу - действую, конечно ему необходима помощь взрослых.
В младшей группе провожу экскурсии (по детскому саду, знакомлю детей со строением собственного тела, предметами (мебель, игрушки, птицами, комнатными растениями.
Любят дети подарки - это подарки осени, зимы, весны.
Осень - красивые листья, ягоды рябины, семена растений, зарисовки осеннего дождя и т. п.
Зима - снежинки, голые деревья и зеленые елочки, зарисовки детских зимних забав и т. д.
Весна - ласковое солнышко, первые листья и цветы и т. д.
В младшей группе для того чтобы подвести детей к пониманию таких природных явлений, как снег, дождь, провожу простейшие опыты со снегом, водой, льдом. Наблюдая сильный дождь из окна, дети видят, как стекает вода по стёклам, какие лужи после дождя на дорогах. После нескольких наблюдений делаем выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, ливневый, крупный). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит. У детей для формирования интереса к этому явлению можно использовала стихотворение З. Александровой «Дождик», русскую народную потешку «дождик» и др.
Для показа взаимосвязи живой и неживой природы, обращаю внимание, какая становиться зелень после дождя, как легко дышится. Дети убедились, что дождь – это вода. Сравнили воду чистую (фильтрованную) и из лужи, отметили: в луже вода грязная, фильтрованная – чистая.
Для того чтобы у детей появилось желание самостоятельно использовать элементы исследовательской деятельности – проводим опыты и эксперименты, создаю в группе определённую развивающую среду. Подборка материала осуществляется по мере изучения темы и по мере ознакомления детей с теми или иными материалами, логически мыслить, делать правильные выводы о взаимосвязях живой и неживой природы.
Таким образом, в организации и проведении опытов выделяею несколько этапов:
Постановка проблемы (задачи).
Поиск путей решения проблемы.
Проведение опытов.
Фиксация наблюдений.
Обсуждение результатов и формулировка выводов.
Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать весь процесс максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
При организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста в нашем детском саду используются различные формы работы: непосредственно образовательная деятельность, беседы, экскурсии, лабораторные работы, мультимедийные презентации, дидактические и развивающие игры, эксперименты и опыты.