Ольга Макарова
Семинар-практикум «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум
«Познавательно – исследовательская деятельность в ДОУ»[/b]
Цель: освоение организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми для её последующее активное применение в практической деятельности педагогов.
Задачи:
повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения;
расширить знания педагогов по теме «детское экспериментирование в ДОУ»,
Публикация «Семинар-практикум „Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
развивать навыки и умения экспериментирования и желание использовать опытно-исследовательскую деятельность в работе с детьми
План семинара
I Просмотр фотофильма «Мы – исследователи»
II Актуальность вопроса
III Экспериментальная деятельность - практикум (Приемы активизации познавательной активности детей)
IV Методические рекомендации по организации экспериментальной деятельности и фиксированию результатов экспериментов и наблюдений
V Рефлексия.
Ход семинара:
I Просмотр фотофильма «Мы исследователи».
II Актуальность вопроса
Как Вы уже могли догадаться, сегодня мы будем обсуждать: «Организацию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников». Вы со мной согласитесь, что эта тема особенно актуальна. Ведь в соответствии с ФГОС дошкольного образования, наряду с игрой и общением, детское экспериментирование является одним из ведущих видов детской деятельности.
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как). Задача нас взрослых, не подавлять детские эмоции и любознательность, а опираться на них, насыщать жизнь детей значимыми для них разнообразными событиями, дать детям прожить полноценное и многообразное детство, которое сможет стать «золотым фондом» их личности. Это принципиально иной ответственный и мудрый путь обогащения детского развития.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.
Следовательно, чем разнообразнее и интенсивнее исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
III Экспериментальная деятельность
Каковы же приемы активизации познавательной активности детей? В исследовательской и экспериментальной деятельности, как и в образовательной деятельности вообще, большое значение имеет организационный момент – вызвать познавательный интерес у детей, замотивировать их на познавательную деятельность.
Вопрос педагогам: «Давайте вспомним, какие педагогические приемы способны вызвать интерес и желание к дальнейшему исследованию?»
(удивление, сказочный сюжет, проблемные вопросы и ситуации, создание ситуации потребности в самовыражении, стремление помочь и научить, интрига, сюрпризный момент, внесение предмета с необычным эффектом или назначением).
Рассмотрим немного подробнее проблемные вопросы и ситуации. Проблемные ситуации могут быть созданы, когда обнаруживается несоответствие между уже усвоенными знаниями и новыми фактами. К постановке проблемных вопросов предъявляются определенные требования. Основные из них: 1)проблемная задача должна быть понятной детям; 2)должна их заинтересовать; 3)содержать новизну; 4)но опираться на имеющийся опыт детей; 5)трудность задачи должна быть посильной; 6)но ориентирована на максимальную самостоятельность и творчество детей.
Практикум: Сейчас мы с Вами поупражняемся в формулировании проблемных задач.
Ход практикума:
1. Все педагоги делятся на 2 подгруппы. Каждая подгруппа получает свое задание: изучаемая с детьми тема и научный факт, который педагог предъявляет детям.
2. Педагоги в каждой подгруппе должны, исходя из полученных данных, продумать возможную проблемную ситуацию и последующий за ней эксперимент (предлагают свои варианты).
3. Анализ предложенных вариантов.
4. Вариант уже имеющегося решения, его анализ.
Задания для подгрупп:
1) Тема: «Зима».
Предъявляемый факт: «Снег грязный, так как в нем содержатся частицы пыли».
( ПС: «Снег белый, как он может быть грязным?»
Эксперимент: - Как мы можем увидеть частицы пыли в снеге? ( гипотезы: внимательнее рассмотреть, рассмотреть под лупой – знакомое действие).
После рассматривания приходят к выводу, что увидеть частицы пыли сложно или их там нет (расхождение мнений).
- Давайте поступим так, как делают ученые – проведем опыт. Вы уже знаете, как проверить чистоту воды, а как можно проверить загрязненность снега?
Дети: нужно растаять снег и получится вода, мы ее профильтруем и посмотрим через увеличительное стекло (знакомое действие).
Снег тает долго и воспитатель задает вопрос:
- Что можно сделать, чтобы снег растаял быстрее? (подогреть – новое действие)
Проводят опыт совместно с воспитателем, самостоятельно выполняют фильтрацию воды и делают вывод.)
2) Тема: «Растения»
Предъявляемый факт: «Все живые организмы, в том числе растения, животные и человек, на две трети состоят из воды».
( ПС: «Так ли это? Где же эта вода?»
Эксперимент: взять один или несколько овощей или фруктов (свекла, морковь, яблоко). Их нужно протереть и отжать через марлю или соковыжималку. Затем сравнить количество жидкости и твердой массы, чтобы определить их соотношение, пропорции. На основании факта: сока гораздо больше, чем твердого вещества, - исследователи «принимают» то знание, которое ранее отвергли.
Вы хорошо поработали, а сейчас предлагаю Вам немного отдохнуть.
IV Методические рекомендации по организации экспериментальной деятельности.
Методика проведения экспериментальной деятельности основывается на общей методике обучения детей дошкольного возраста. Поэтому, мы с Вами сейчас просто вспомним эти особенности и уточним их применительно к экспериментальной деятельности.
Вопросы педагогам
- Может ли быть подготовительная работа к экспериментальной деятельности? Какая?
- Что нужно учитывать при выборе объекта для экспериментального исследования?
- Составьте алгоритм экспериментальной деятельности.
Алгоритм экспериментальной деятельности представляет собой :
1. Постановка проблемы, которую необходимо решить;
2. Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы)
3. Предлагаются различные варианты ее решения;
4. Проверяются эти возможные решения, исходя из данных;
5. Анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось)
6. Формулирование выводов
Фиксирование результатов экспериментов и наблюдений
Один из этапов осуществления исследовательской и экспериментальной деятельности – это фиксирование результатов эксперимента или наблюдения, остановимся на нем подробнее.
Вопрос педагогам: «Простая или сложная форма работы для детей фиксирование результатов?» (сложная)
«Нужно ли отказываться от этой формы работы из-за ее сложности?» (нет; следует постепенно приучать детей к фиксированию увиденного)
Результаты фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей. При фиксации наблюдаемых явлений участвуют разные виды памяти: зрительная, двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная.
Существуют различные способы фиксации увиденного: ментальные, графические и практические.
Самые простые способы фиксации результатов – это графические. К ним относятся приемы, связанные с использованием наглядных материалов (готовых форм).
В качестве готовых форм могут выступать: картинки, фотографии, натуральные объекты, объемные изображения, циферблаты, записи звуков.
Ментальные способы фиксации связаны с фиксацией увиденного в памяти; используется речь детей.
Существуют различные приемы. Например: ребенок рассматривает явление (объект) и составляет о нем рассказ; ребенок рассматривает явление (объект, затем отворачивается и, не глядя, дает его описание. Затем снова рассматривает этот же объект и вносит уточнения, исправления; сравнение явления (объекта) с уже известными детям явлениями (объектами) : в средней группе акцент делается на отличиях, в старшем возрасте – начинают указывать и сходства.
Практические способы фиксации связаны с фиксацией наблюдаемого явления, процесса на бумаге (письменная речь или зарисовывание).
Например: зарисовывание явления (объекта) педагогом или отдельными детьми или всеми детьми;
схематическое зарисовывание – отражение в рисунке только наиболее важных деталей;
использование условных знаков – лучше придумывать каждый раз вместе с детьми. Не следует использовать много символов;
рисунки-прогнозы. Например, «Нарисуйте, как будут выглядеть через неделю посеянные сегодня семена». Через неделю дети сравнивают свои рисунки и реальный факт;
рассказ об увиденном явлении составляет и записывает педагог. Но непрерывно советуется с детьми, проговаривает вслух записываемый текст, иногда специально допускает ошибки;
педагог записывает рассказ, который составляет один ребенок или группа детей. Затем прочитывает вслух для проверки и уточнения;
педагог зачитывает 2-3 готовых текста из 2-4 предложений каждый. Детям нужно определить, какой из них более всего соответствует наблюдаемому явлению.
Т. к. фиксирование результатов – это сложная форма работы, существуют особенности проведения:
Обязателен индивидуальный подход, который учитывает умения каждого ребенка;
Является сугубо добровольной формой работы ребенка – педагог не имеет права обязать ребенка фиксировать результаты;
Нельзя форсировать операцию фиксирования. Малейший нажим может привести к тому, что дети перестанут понимать смысл всего эксперимента;
Начинать нужно с самых простых способов – с использования готовых форм;
Формирование навыка фиксирования проходит несколько стадий:
1. Использование готовых форм
2. Наблюдение за работой педагога
3. Привлечение отдельных детей, хорошо справляющихся с нужными операциями
4. Заполнение всеми детьми по очереди
5. Коллективное заполнение под руководством педагога
6. Самостоятельное заполнение с последующей проверкой.
В практике работы с дошкольниками используется 3 вида документов для фиксации результатов исследования или эксперимента: календарь погоды, календарь природы, дневник наблюдений. Использование практических способов фиксации (зарисовывание, составление рассказов) производится в дневнике наблюдений.
VI Рефлексия
Каждый по очереди отвечает на вопрос: «Какое открытие для себя он сделал на сегодняшнем педсовете?»
-Для меня время пролетело незаметно, надеюсь и для Вас тоже. Очень приято если Вы смогли узнать что- то полезное, а может быть открыть что- то новое и самое главное, надеюсь, что наша сегодняшняя встреча привнесет, свежую струю в Вашу профессиональную деятельность.
Литература:
1. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под. ред. Л. Н. Прохорововй М., 2004
2. Паршукова И. Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н. В. Нищева. - СПб., «Детство-пресс», 2006
3. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005
4. Материалы Интернет-сайтов.
5. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СП Детство-пресс, 2009.
6. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2007. - №6. - С. 13-16.