Наталья Близнецова
Семинар «Компетентностно-ориентированные задания в урочной и внеурочной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Методический семинар
Слайд 2
«Компетентностно-ориентированные задания в урочной и внеурочной деятельности как способ формирования метапредметных результатов младших школьников»
Близнецовой Натальи Владимировны, учителя начальных классов МБОУ «СОШ №1 р. п. Самойловка»
«Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера – мы украдём у наших детей завтра»
Дж. Дьюи
Слайд 3
Публикация «Семинар „Компетентностно-ориентированные задания в урочной и внеурочной деятельности“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Современная школа нуждается в переходе на компетентностный подход к образованию. В связи с введением ФГОС у учителя появляется необходимость формирования у учащихся универсальных учебных действий. Об этом говорят слова из концепции стандартов второго поколения: «Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) - важнейшее направление развития учащихся».
В начале прошлого учебного года я осознала задачу стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Поэтому я сосредоточилась на изучении и разработке компетентностно-ориентированных заданий.
Слайд 4
КОЗы – это компетентностно-ориентированные задания, представляющие собой способ формирования и развития у учащихся различных компетентностей.
Слайд 5
Я определила круг задач, которые мне нужно будет решить:
1. Подробнее изучить сущность компетентностностного подхода в образовании.
2. Научиться узнавать компетентностно-ориентированные задания.
3. Научиться использовать компетентностно-ориентированные задания в работе с детьми.
4. Научиться разрабатывать компетентностно-ориентированные задания.
5. Собирать дидактическую копилку материалов.
6. Найти, подобрать материалы для дальнейшей методической работы с педагогами по данной тематике.
7. Найти единомышленников среди коллег в школе.
8. Поделиться своим опытом и ознакомиться с опытом коллег.
Слайд 6
Конечно, за один год все задачи я решить не могла. Но уже разобралась со структурой КОЗ, начала активно применять их на своих уроках.
Прекрасно понимая, что нагрузка ученика начальной школы не может быть увеличена, я решила использовать компетентностно-ориентированные задания в учебном процессе. Для себя определила, что такие задания в моих уроках должны присутствовать не чаще 1 раз в неделю. При этом учебные предметы могли быть разные: математика, русский язык и литературное чтение, технология, окружающий мир. Условием включения компетеностно-ориентированного задания было прежде всего содержание урока, тип урока. К концу учебного года у меня собралось около 50 заданий по разным предметам. Основное внимание я уделяла заданиям на работу с текстом, графиками, таблицами, а также на развитие познавательных и коммуникативных УУД.
Позволю себе отметить, что компетентностно-ориентированные задания изменяют традиционные подходы к уроку. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют применения накопленных знаний в практической деятельности, так как назначение компетентностно-ориентированных заданий – «окунуть» учащихся в решение «жизненной» задачи.
Компетентностно-ориентированное задание –
1. деятельностное задание;
2. моделирует практическую, жизненную ситуацию;
3. строится на актуальном для учащихся материале;
4. структура задаё тся следующими элементами:
- Стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение).
- Задачная формулировка (точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания).
- Источник информации (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания).
- Инструмент проверки (задаёт способы и критерии оценивания результата).
Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчиняется определенным требованиям, обусловленным тем, что компетентностно-ориентированное задание организует деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий.
При постановке целей современного урока я предполагаю ответ на вопрос, чему научится ученик и где сможет эти знания применить.
После знакомства со статьями в журналах, интернете возникла проблема - готовые разработки обычно не подходят к нашим условиям проживания, требованиям, не ориентированы на учеников моего класса, требуют корректировки, доработки.
Слайд 7
Математика. 4 класс. «Задачи на нахождение цены, количества, стоимости».
Стимул. Вы хотите приготовить салат «Оливье» и вам надо купить необходимые ингредиенты. Перед вами товары с прилавка магазина. Рядом указана их цена. Мама дала 500 рублей и отправила в магазин.
Задачная формулировка. Заполни таблицу и подсчитай, хватит ли тебе денег, чтобы купить эти продукты: баночку горошка, десяток яиц, 2 кг картофеля, банку солёных огурцов, пол килограмма лука, 250 г майонеза.
Источник информации. Справка
Наименование продукта Цена
горошек 65руб
картофель 40руб
лук 25руб50коп
майонез 35руб
яйца 40руб
огурцы 68руб
Слайд 8
Бланк для выполнения задания :
Наименование продукта Цена Количество Стоимость
горошек
картофель
лук
майонез
яйца