Моздыкова Светлана Юрьевна
Методический проект «Развитие и активизация речи младших школьников посредством урочной и внеурочной деятельности»
Методический проект
Автор: Моздыкова Светлана Юрьевна
Родное слово – основа всякого
умственного развития
и сокровищница всех знаний.
К. Д Ушинский
Родной язык, его всестороннее развитие – это основа воспитания. Развивающаяся речь способствует развитию личности в целом, и любая из сторон развития личности содействует развитию языка.
Публикация «Методический проект „Развитие и активизация речи младших школьников посредством урочной и внеурочной деятельности“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Проекты в школе. Начальные классы, 1 - 4 классы
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Недостаточное развитие речи может стать причиной неуспеваемости ребенка в школе, поэтому работа по выявлению детей «группы риска», у которых проявились трудности в адаптации к учебному процессу, началась в 1 классе. Во время наблюдения за детьми на уроках и на занятиях внеурочной деятельности выяснилось, что у 75% детей в классе проблемы с речью.
Вывод: необходимо работать над повышением уровня развития речи обучающихся.
Цель: повышение уровня развития связной, грамматически правильной монологической речи через мероприятия, способствующие выработке у детей правильного, отчетливого и чистого произношения слов, обогащение словарного запаса.
Задачи:
воспитывать звуковую культуру речи;
формировать грамматический строй речи;
обучать связной речи;
способствовать обогащению и активизации словарного запаса детей;
развивать мыслительную деятельность;
сохранять в ребенке стремление развивать свою речь и превращать это стремление в привычку;
учитывать индивидуальные особенности каждого ученика;
вовлечь учащихся в творческую и поисково-исследовательскую деятельность, активизируя процесс познания;
развить способности ориентироваться в реальном мире, в природных и социальных явлениях.
Задачи учителя заключаются в следующем:
- обобщить педагогический опыт о современных методах и приемах развития связной, грамматически правильной монологической речи детей младшего школьного возраста;
- организовать хорошую речевую среду для учащихся (восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание художественных произведений в аудиозаписи);
- создавать условия для возникновения речевых ситуаций;
- способствовать правильному усвоению учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизации употребления слов;
- вести систематическую работу по развитию речи на уроках русского языка и литературного чтения, во внеурочной деятельности;
- поддерживать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи;
- сотрудничать с сельской библиотекой по повышению читательской культуры детей.
Звуковая культура речи – это правильное и четкое произнесение звуков, слов, фраз, хороший темп речи, громкость, а также речевой слух.
Чтобы выработать у ребенка хорошую дикцию, обеспечить четкое и благозвучное произнесение им слов и каждого звука в отдельности, необходимо развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание, совершенствовать фонематический слух, нужно учить слушать речь, различать звуки не только при произношении, но и на слух, правильно воспроизводить их в слове.
Словесные игры развивают память, внимание, активизируют и расширяют словарь, способствуют проявлению и развитию творческих способностей.
Речевые разминки и упражнения со словами требуют от детей большой интеллектуальной и речевой активности, повышают их интерес к слову, обогащают словарь.
С целью активизации мыслительной деятельности на протяжении всей работы по совершенствованию речи школьников, используются пословицы, загадки, скороговорки. Не менее важно, что в пословицах и поговорках богатство мыслей и чувств раскрывается точным и ярким русским словом. Это оказывает положительное влияние на развитие речи, пробуждение чувств к родному языку.
Скороговорки – эффективный вид упражнений, который влияет на развитие фонематического слуха, совершенствует артикуляционно – речевые навыки обучающихся. Заучивание скороговорок обогащает, пополняет словарный запас детей.
Отработке техники чтения содействуют такие приемы, как заучивание стихотворений, пересказ прослушанного и прочитанного текста по вопросам, составление рассказа по картинкам.
Чтение учителя должно быть образцом выразительного чтения.
Совершенствование навыков речевого развития невозможно без расширения словарного запаса. Работа по обогащению словаря тесно связана с ознакомлением младшего школьника с миром вещей, предметов, явлений, их свойствами, качествами.
Праздники в классе имеют большое значение для развития речи детей. Дети могут читать стихи, прозаические произведения, разыгрывать сценки, рассказывать о каких – либо явлениях или событиях, проводить конкурсы, викторины. При этом оттачивается их речь, развивается уверенность в себе, находчивость, открывается простор для творчества.
Музыкально – вокальное образование детей оказывает влияние на развитие их языка, связано с культурой слуха, а культура слуха – один из важнейших факторов в деле развития речи.
Все мероприятия плана работы по методической теме способствуют выработке у детей правильного, отчетливого и чистого произношения слов, развивают умения слышать звуки в словах, подбирать слова на определенные звуки; данный материал способствует обогащению и активизации словарного запаса детей, развивает мышление, память, воображение; способствует повышению их интереса к речевым явлениям, делает их способными более внимательно относиться к своей речи, к речи других. Все это облегчает дальнейшее усвоение родного языка, благоприятствует воспитанию культуры речи.