Анна Молчанова
Методические рекомендации «Речевое развития детей 4–5 лет». Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Солнышко» г. Вуктыла
Методические рекомендации
«Речевое развития детей 4-5 лет»
(взаимодействие учителя - логопеда и воспитателя)
Автор - составитель: учитель –логопед
Молчанова Анна Владимировна
г. Вуктыл. ,
2017 -2018гг.
Введение
Публикация «Методические рекомендации „Речевое развития детей 4–5 лет“, Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Наиболее тесно логопед в своей работе взаимодействует с воспитателем. В логопедических группах взаимная интеграция проходит через всю деятельность педагогов: совместное планирование занятий, составление общих планов коррекционной работы с детьми, консилиумы (педсоветы) по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности, оформление рекомендаций для родителей. В условиях логопункта такой совместной деятельности не наблюдается.
Однако как в первом, так и во втором случае эффективно проведение интегрированных занятий, если каждый из педагогов поставит перед собой свои задачи:
Работа воспитателя в рамках интеграции может заключаться в следующем:
• Обогащение знаний и представлений об окружающем мире.
• Формирование и развитие словарного запаса.
• Закрепление правильного звукопроизношения и развитие просодической стороны речи.
• Формирование познавательного интереса, любознательности.
• Развитие связной речи.
• Развитие слухового восприятия, внимания, и памяти.
• Формирование учебных знаний, умений и навыков.
Работа логопеда в рамках интеграции решает следующие задачи:
• Развитие всех компонентов речи с учетом программного материала воспитателей. Например:
• развитие грамматических категорий посредством решения математических задач;
• развитие связной речи на материале занятий по изодеятельности путем составления рассказов о выполненной (предстоящей) работе;
В качестве интегративных занятий могут проводиться занятия по ИЗО, математике, развитию речи и окружающему миру. Самым удобным для интеграции являются занятия по развитию речи, т. к. здесь задачи логопеда и воспитателя перекликаются наиболее полно.
1. Речевое развитие детей (4-5 лет)
в средней группе
На пятом году жизни речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче.
Звукопроизношение. Дети данного возраста овладевают четким и чистым произношением шипящих звуков [ш], [ж], [ч’], [щ’], многие начинают верно произносить звуки [р], [р’], [л], но еще не всегда умеют употреблять их во всех словах. Так, например, ребенок правильно произнесет звук [р] в слове сарай и в то же время этот же звук в слове крыша может произнести как [л] : клыша.
В норме пятилетние дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений.
Интонация, высота, сила голоса. Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им, пересказывая сказку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа. В этом возрасте умеют уже говорить шепотом.
Формирование навыков звукового анализа. Новообразованием пятого года жизни становится возможность узнавать звук в слове, а также подбор слов с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа.
Словарный запас. Увеличение активного словаря (к пяти годам он достигает 3000 слов) дает возможность ребенку точнее излагать свои мысли, свободно общаться как с взрослыми, так и с детьми. Если пятилетний ребенок не знает, как назвать тот или иной предмет, то он, стремясь найти подходящее слово, создает свои слова. К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти» приводит такие примеры словотворчества детей : огонята (маленький огонь, сердитки (морщинки, обувало, ползук (червяк, мазелин (вазелин, цепля (петля). Большой интерес дети проявляют к звуковому оформлению слова, начинают подбирать созвучные пары слов, составлять небольшие стихи. В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка — балка, мишка — мышка).
Грамматический строй речи еще формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Этот собачонок сидел под стулом», «Я рисоваю»). Произвольное обращение с ударением — тоже вариант нормы: «холодная вода», «болит рука».
Связная речь. Дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь связно рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст. Свои ответы ребенок пятого года жизни строит из 2—3 и более фраз все чаще его речь включает сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Рекомендации по формированию правильного произношения.
В среднем дошкольном возрасте у детей значительно улучшается произношение. Они реже допускают пропуски и замену звуков, способны сохранять слоговую структуру даже в многосложных словах; окреп и стал более подвижным их артикуляционный аппарат, более развитым стало слуховое восприятие, фонематический слух. Это создает благоприятные условия для закрепления правильного произношения всех звуков, для чистого и внятного произнесения слов, устранения имеющихся недостатков произношения. К концу пребывания в средней группе многие дети усваивают и правильно произносят все звуки родного языка.
На пятом году жизни у детей резко возрастает интерес к звучащим словам. Они уже не только вслушиваются в слова, но и пытаются установить, из каких звуков они состоят, легко подбирают слова, близкие по звучанию. При специальном обучении ребенок может узнавать знакомый звук в слове, вычленять его из слова, подбирать слова на хорошо известные ему звуки. В зависимости от содержания и ситуации высказывания он может управлять своим голосовым аппаратом: произносить слова громко и тихо, быстро и медленно.
Умение правильно произносить звуки — важнейшее условие хорошей дикции. Используя различные игры и упражнения, воспитатель учит детей четко произносить слова: он просит их произнести слово так, чтобы ясно были слышны все звуки. Но сначала слово произносит воспитатель в слегка замедленном темпе, дети повторяют, затем скорость произнесения слова увеличивается; весьма эффективно и произнесение слов шепотом — для этого требуется четкая артикуляция звуков.
Так же развивая у детей слуховое восприятие, фонематический слух, упражняя их в правильном произношении звуков, воспитатель подготавливает дошкольников к обучению звуковому анализу слов. Вся работа, направленная на развитие фонетической стороны речи, планируется и проводится на занятиях по воспитанию звуковой культуры речи. Некоторые игры и упражнения (например, на закрепление правильного произношения звуков, которые дети еще недостаточно усвоили) по усмотрению воспитателя могут быть проведены и вне занятия (в часы игр, на прогулке).
Цель предлагаемых ниже игр и упражнений — развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить простые и многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение:
Подражание звукам
1. Как едет машина или жужжит жук? «ж-ж-ж-ж».
2. Как шумит море? «ш-ш-ш-ш».
3. Как рычит тигр или собака? «р-р-р-р».
4. Как пищит комарик? «з-з-з-з».
5. Как шумит водичка? «с-с-с-с».
«Угадай, чей это голос?»
Воспитатель, имитируя голоса животных, т. е. произнося различные звукосочетания, предлагает детям угадать, кто так кричит. Когда дети отгадают и правильно назовут животное, он предлагает им определить, большое это животное или маленькое. Например, воспитатель громко произносит ква-ква-ква и спрашивает: «Кто это?» Дети: «Лягушка». Затем взрослый произносит это же звукосочетание тихо. «А это кто ж?» — спрашивает он. Дети: «Это лягушонок».—«Как вы узнали, что это лягушонок?» Дети: «Лягушонок квакает тихо, а лягушка — громко».
Воспитатель добивается, чтобы все дети внимательно слушали, правильно отвечали на вопросы.
«Найди ошибку»
Наглядный материал
Игрушки: коза, корова, собака, курица, лошадь, ежик и др.
Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильно действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например, воспитатель говорит : "Коза читает. Может коза читать?" Дети отвечают: "Нет!" - "А что же может делать коза?" - спрашивает тогда воспитатель и показывает игрушку. Дети перечисляют: ходить, бодаться, щипать травку. Затем детям могут быть предложены следующие и подобные им словосочетания. Корова лает, собака поет, курица мяукает, лошадь пищит, ежик летает и пр.
«Выдели слово»
Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук з («песня комарика»).
Рекомендуемые слова : зайка, мышка, кошка, замок, зонт, коза, машина, книга, звонок и др. Ответы могут быть групповыми и индивидуальными.
Воспитатель должен произносить слова медленно (если дети не подготовлены, то звук з в словах нужно выделить голосом: ззонт, после каждого слова делать небольшую паузу, чтобы дети имели возможность подумать. Он должен следить, чтобы все дети принимали в игре активное участия.
Для индивидуальных ответов рекомендуется вызывать тех детей, у которых недостаточно сформирован фонематический слух, а также тех, кто неправильно произносит этот звук.
«Что в мешочке?»
Наглядный материал
Мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук ц: цыпленок, курица, овца, заяц, блюдце, пуговица, а также другие игрушки: машина, кубик, мячик, шарик и пр.
Воспитатель говорит, что у него есть мешочек (показывает, в котором лежит много интересных вещей. «К кому я подойду,— продолжает он,— тот пусть вынет из этого мешочка одну игрушку, назовет ее и покажет всем детям», Вызванный ребенок выполняет задание. Тогда воспитатель берет у него игрушку и просит нескольких детей еще раз сказать, как она называется, затем он сам называет игрушку и предлагает послушать, есть ли в этом названии звук ц («песенка синички»).
Когда все предметы будут вынуты из мешочка, воспитатель оставляет на столе лишь те, в названии которых имеется звук ц (цыпленок, курица, овца, заяц, блюдце, пуговица, и предлагает детям перечислить их.
Произносить слова воспитатель должен отчетливо, выделяя звук ц, например овццца. Подбирая игрушки, нужно следить, чтобы среди них не было предметов, имеющих в на звании звук с, который может спутать детей. Педагог добивается, чтобы дети правильно называли слова, содержащие ц, отчетливо произносили этот звук в словах.
«Наши имена»
Наглядный материал: Кукла.
Воспитатель показывает новую куклу и предлагает детям назвать ее так, чтобы в ее имени был слышен звук ш («песенка гуся»). Если дети не смогут сами подобрать имя, то взрослый предлагает назвать куклу Машей. Повторяя имя, он выделяет голосом звук ш: «Машшша, Машшшенька».
Затем воспитатель просит детей сказать, какие еще имена они знают, где бы слышался звук ш. Дети называют: «Шура, Даша, Леша, Наташа, Маша» и др. Если же они затрудняются, воспитатель предлагает некоторым из них сказать свое имя и послушать, есть в нем «песенка гуся» или нет.
«Миша, скажи громко, как тебя зовут»,— обращается воспитатель к мальчику. Ребенок отвечает. «Слышится в твоем имени, шш —«песенка гуся» или нет?» Если ребенок ошибается, педагог повторяет его имя, выделяя голосом звук ш, и предлагает всем ребятам ответить: «Есть в имени Мишша «песенка гуся» или нет?» Такую работу можно провести с 6—8 детьми. В некоторых случаях надо изменить имя так, чтобы в нем появился звук ш, например: Танюша, Катюша, Андрюша.
Для ответов вызываются и те дети, в именах которых этот звук отсутствует: Лена, Вова, Костя и т. д. ; особое внимание следует обратить на тех ребят, которые еще недостаточно отчетливо произносят данный звук в словах.
«Кому что подарим?»
Наглядный материал
Фланелеграф; картинки, на которых изображены мальчик, девочка, а также шубка, шапка, шапочка, шарф, машина, лошадка, петушок, кошка, пушка, мишка (во всех названиях есть звук ш).
Воспитатель выставляет на фланелеграфе с одной стороны картинку с изображением мальчика, с другой — девочки, в нижней части фланелеграфа прикрепляет остальные предметы и предлагает детям перечислить их. Указывая на картинки с изображением детей, он говорит: «Этого мальчика зовут Миша, а девочку — Маша». Картинки стоящие внизу, он предлагает подарить одни Мише, другие Маше.
Педагог указывает на картинку с изображением шубы и спрашивает, что это нарисовано. Дети отвечают: «Шуба».— «Кому мы подарим шубу: Мише или Маше?»
Дети предлагают подарить шубу Маше. Воспитатель помещает эту картинку под картинкой с изображением девочки. «А это что?» — спрашивает он, показывая машину. «Эта машина»,— говорят дети. «Кому мы подарим машину?»
Дети предлагают подарить машину мальчику (картинка ставится под изображением мальчика) и т. д.
Некоторые предметы, изображенные на картинках, дети могут подарить и Мише, и Маше. Когда все предметы будут распределены, воспитатель предлагает некоторым ребятам перечислить, какие предметы они подарили Мише, а какие — Маше, и следит за тем, чтобы все дети правильно произносили звук ш в словах. Аналогичная игра может быть проведена для отработки! произношения любых звуков в словах.
«У кого кто?»
Наглядный материал
Картинки с изображением животных и их детенышей : медведь и медвежата, еж и ежата, уж и ужата, верблюд и верблюжата, лошадь и жеребята и др. (во многих названиях есть звук ж).
Воспитатель показывает картинку с изображением взрослого животного и просит детей сказать, кто это. Дети отвечают. Затем он спрашивает: «А как называют детенышей медведя (если показывал взрослого медведя?» — «Медвежата»,—говорят дети. «А детёнышей ежа?» — «Ежата». И т. д.
Воспитатель следит, чтобы ребята четко произносили звук ж в словах, выделяя его голосом: медвежжжата, жжжеребята.
Аналогично данному можно провести упражнение на закрепление правильного произношения детьми звука ч: волк — волчата, зайка — зайчата, кролик — крольчата, белка — бельчата, галка — галчата и т. д. Нужно, чтобы дети называли детенышей животных не только во множественном, но и в единственном числе: медвежонок, жеребенок, зайчонок, волчонок и т. д.
«Кто это?»
Наглядный материал
Игрушки или картинки с изображением следующих животных: петух, поросенок, воробей, утка, кошка, еж.
Воспитатель спрашивает, кто из животных производит такое действие. Дети отвечают, педагог показывает игрушку или картинку, а затем просит детей воспроизвести соответствующее звукоподражание.
Воспитатель Дети
Кто кукарекает? Петушок.
Кто хрюкает? Поросенок.
Кто чирикает? Воробей.
Кто крякает? Утка.
Кто мурлычет? Кошка.
Кто фыркает? Ежик.
Воспитатель Дети
Как он кукарекает? Ку-ка-ре-ку!
Как он хрюкает? Хрю-хрю-хрю…
Как он чирикает? Чик-чирик, чик-чирик!
Как он крякает? Кря-кря-кря.
Как он мурлычет? Мурр, мурр.
Как он фыркает? Фррр, фррр…
После этого воспитатель предлагает детям по звукоподражанию определить животное и сказать, что оно делает, когда так кричит.
Воспитатель Дети
Ку-ка-ре-ку. Кто это? Петушок.
Хрю-хрю-хрю. Кто это? Поросенок.
Чик-чирик. Кто это? Воробей.
Кря-кря-кря. Кто это? Утка.
Мурр, мурр. Кто это? Кошка.
Фрр, фрр. Кто это? Ежик.
Воспитатель Дети
Что он делает? Кукарекает
Что он делает? Хрюкает
Что он делает? Чирикает
Что она делает? Крякает
Что она делает? Мурлычет
Что он делает? Фыркает
Данное игровое упражнение можно проводить индивидуально или с несколькими детьми.
Воспитатель следит, чтобы дети правильно произносили звук (р (рь) в звукоподражаниях, внятно называли действия, производимые животными, внимательно слушали воспитателя.
Цель следующих двух игровых упражнений — развивать у детей слуховое восприятие, учить их различать и подбирать близкие по
звучанию слова.
«Подбери похожие слова»
Воспитатель произносит слова, близкие по звучанию: кошка — ложка, ушки — пушки.
Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию: ложка (кошка, ножка, окошко и т. д., пушка (мушка, сушка, зайчик (мальчик, пальчик, банки (танки, санки, шина (машина, потолок (уголок) и т. д.
Воспитатель следит, чтобы дети правильно подбирали слова, произносили их внятно, чисто.
«Угадай, где кружки, а где кружки»
Наглядный материал
Две кружки и два кружка.
Воспитатель показывает детям кружки и кружки, называет их и просит повторить. Когда они усвоят эти слова, воспитатель держит кружки над кружками и спрашивает: «Что находится сверху (кружки, а что снизу (кружки?» Дети отвечают. Потом воспитатель меняет предметы местами и снова спрашивает, где находятся кружки, а где кружки. Дети дают полный ответ.
Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно указывали, где какой предмет находится, и четко выговаривали слова.
Цель следующих двух упражнений — учить детей определять на слух скорость произнесения звукосочетаний, а также произносить их в разном темпе.
«Топ-топ-топ»
Воспитатель предлагает детям послушать сначала, как «маленькие ножки бежали по дорожке» (произносит топ-топ-топ в ускоренном темпе, затем как «большие ноги топали по дороге» (произносит топ. топ. топ медленно). После этого воспитатель произносит данное звукосочетание то быстро, то медленно, а дети должны отгадать, какие ноги топали по дороге — большие или маленькие.
Педагог добивается, чтобы все дети точно определяли на слух скорость произнесения данного звукосочетания сами умели произносить его и быстро, и медленно.
«Угадай, какой поезд»
Наглядный материал
Картинки с изображением товарного, пассажирского и скорого поездов.
Воспитатель показывает картинки с изображением разных поездов и говорит: «Когда идет товарный поезд, то его колеса стучат так (произносит тук. тук. тук медленно). Пассажирский поезд идет немного быстрее, и колеса его стучат так (произносит тук-тук-тук в умеренном темпе) Скорый поезд идет быстро, и его колеса стучат так (произносит тук-тук-тук в слегка ускоренном темпе)». Дети тоже произносят тук-тук-тук в разном темпе. Когда они усвоят, как стучат колеса различных поездов, воспитатель предлагает им внимательно слушать и определять на слух (по скорости произнесения им звукоподражания, какой идет поезд. Воспитатель произносит тук-тук-тук то быстро, то в умеренном темпе, то медленно. Дети отгадывают.
Воспитатель добивается, чтобы дети точно воспроизводили данные звукосочетания, верно определяли на слух по скорости произнесения тук-тук-тук скорость движения поездов.
«Интересные слова»
Цель: Дать детям представление о многозначности слова; поупражнять в четком произношении слов.
Наглядный материал
Авторучка, кукла, сумка, чашка, чайник.
Воспитатель показывает детям авторучку и спрашивает: «Что это?»—«Ручка»,—отвечают дети. «Правильно,— говорит воспитатель. — У меня рука, а у куклы рука маленькая (показывает). Как мы назовем маленькую руку у куклы?» — «Ручка»,— говорят дети. «Да, маленькая рука тоже ручка». Затем он показывает сумку (корзинку) и обращает внимание детей на то, что у сумки тоже есть ручка. «А когда мы открываем и закрываем дверь, за что мы беремся?» — спрашивает он снова, «За ручку».— «А кто мне скажет, у каких предметов еще есть ручки?» Дети вспоминают. Если они затрудняются ответить, то воспитатель показывает кастрюлю, портфель, чашку, чайник и предлагает детям показать, где у них ручка.
В конце занятия воспитатель обращает внимание детей на то, как много разных предметов имеют ручки, и все ручки разные, но все их называют одним словом ручка. Затем педагог говорит, что одним и тем же словом могут называться и разные предмет, например лук, который едят, лук, из которого стреляют.
«Что делает?»
Цель: Показать детям, что слова бывают разные щ звучат они по-разному.
Наглядный материал
Картинки с изображением девочки, выполняющей различные действия: прыгает, играет, читает, рисует, поет, умывается, бегает, спит и т. д.
Воспитатель показывает картинки и спрашивает детей, что делает девочка. Когда дети назовут все действия, изображенные на картинках, воспитатель предлагает перечислить, что еще может делать девочка. Если дети затрудняются, он им помогает: есть, стирать, петь, танцевать, говорить и т. д.
Воспитатель обращает внимание детей на то, как много есть разных слов о том, что может делать девочка.