Наталья Юхлимова
Мониторинг развития сюжетно-ролевой игры старших дошкольников. Методические рекомендации для воспитателя ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Организация предметно-развивающей среды может рассматриваться как условие развития игры детей старшего дошкольного возраста, если педагог:
- организует предметную среду для развития игровых замыслов детей;
- создает эмоционально-благоприятную атмосферу;
- обеспечивает руководство сюжетно-ролевой игрой детей в целях развития творчества.
Публикация «Мониторинг развития сюжетно-ролевой игры старших дошкольников, Методические рекомендации для воспитателя ДОУ» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мониторинг
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Для того, чтобы выяснить результативность развития сюжетно-ролевых игр, педагог должен уметь осуществлять их мониторинг.
С целью проведения мониторинга развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста необходимо :
1. Выявить особенности предметно-игровой среды в группах детского сада и уровень развития игры детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить особенности работы педагога по обогащению предметно-игровой среды и руководству игрой детей старшего дошкольного возраста.
3. Создать педагогические условия организации предметно-развивающей среды детьми старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач нужно:
I. Описать предметную игровую среду в группе детского сада. В процессе описания предметно-игровой среды нужно обращать внимание на планировку групповой комнаты, предметное оснащение и особенно подробно остановиться на описании игрушек, предметов, включаемых в предметно-игровую обстановку. При описании остановиться на оценке достаточности, количестве и разнообразии игрушек и игрового оборудования; соответствии игрового оборудования гигиеническим и эстетическим требованиям, а также возрастным особенностям детей.
II. Для выявления уровня развития игры детей старшего дошкольного возраста провести наблюдение за игровой деятельностью детей. Результаты наблюдений оформлять протоколами. В процессе наблюдения оценить сформированность игровых умений по следующим параметрам:
I. Замысел игры, постановка игровых задач:
1) Как возникает замысел игры :
- определяется игровой средой;
- предложением взрослого;
- по инициативе самого ребенка.
2) обсуждает ли замысел игры с взрослым, со сверстниками, учитывает ли их точку зрения.
3) умеет ли сформулировать игровую цель, игровую ситуацию, насколько часто наблюдается импровизация в игре.
II. Содержание игры.
1) насколько разнообразны сюжеты игр
2) как часто повторяются игры с одинаковым содержанием.
III. Сюжет игры.
1) насколько разнообразны сюжеты игр;
2) как проявляется умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры;
3) каковы источники сюжетов игры (кинофильмы, наблюдения из окружающей жизни, книги, TV).
IV. Игровые действия и игровые предметы.
1) использует ли ребенок в игре предметы-заместители, и какие;
2) кто является инициатором выбора предмета-заместителя: сам ребенок или взрослый;
3) играет ли с воображаемыми предметами;
4) воспринимает ли воображаемую ситуацию, понимает ли ее условность.
V. Предметно-игровая среда.
1) организует ли самостоятельно или нет предметно-игровую среду;
2) предпочитает ли ребенок игровые уголки или воображаемое предметно-развивающая среда для самостоятельной игры.
На основании обследования уровни развития игры указать в представленной таблице
Показатели развития игры
Имена детей Замысел игры Содержание игры Сюжет игры Игровые действия Предметно-игровая среда
Обработку результатов мониторинга производится путем оценки игровых умений детей по 3-х балльной системе:
3 –высокий уровень развития детей, которые могут самостоятельно выбирать тему игры, продумать ее содержание, они могут домыслить предложенный вариант сюжета, обладающих способностью фантазировать, придумывать что-то необычайное, оригинальное. С легкостью реализовать свой замысел и доводить игру до конца.
2 –средний уровень развития детей, которые смогут выбирать тему игры эпизодически, но чаще принимают тему детей-лидеров, взрослого. Не всегда реализуют свой замысел и не доводят задуманное до конца, т. е. в игре перепрыгивают с одного сюжета на другой и никак это не связывают.
1 –низкий уровень развития детей, которые затрудняются в придумывании темы, сюжета игры, не могут дополнить предложенный вариант, без интереса принимают предложенную тему, в игре всегда занимают второстепенные роли или просто наблюдают за игрой.
По результатам заполнения таблицы и оценке оборудования важно сделать выводы о состоянии развития игры детей.
Высокому уровню соответствуют дети, для которых характерно использование разнообразных ролевых действий, игровых замыслов, при реализации которых ребенок комбинирует знакомые и малознакомые события, с особым интересом отображает в играх взаимодействия людей, передает настроение, характер человека. Также хорошо сформированы и ролевые способы решения игровых задач. Легко, чаще по собственной инициативе, вступают в ролевую беседу с взрослыми и сверстниками. Игра интересная и длительная. Вступая во взаимодействие, ребенок ставит и принимает игровые задачи, умеет тактично от них отказывается, для этих детей характерно решительное взаимодействие. Они активно используют разнообразный игровой материал, предметы мебели, предметы-заместители.
Среднему уровню соответствуют дети, для которых характерно кратковременное взаимодействие с взрослыми и сверстниками, ролевые действия разнообразны, но не выразительны, ролевая беседа не возникает, ролевые способы менее сформированы. Для этих детей характерно идти вслед за лидером, предоставляя ему решать за себя все организационные вопросы. Играя свою роль в игре, молчаливы, трудности в поддержании ролевого диалога.
Низкому уровню соответствуют дети, у которых сформированы предметные способы решения игровых задач, они принимают на себя роль, обозначают ее словом, но ролевые способы еще плохо сформированы. Ролевые действия однообразные не выразительные, иногда сопровождаются ролевыми высказываниями, которые возникают как по инициативе взрослого, так и ребенка. Игра преимущественно индивидуальна, но ребенок с удовольствие ступает во взаимодействие с взрослым, обычно это происходит по инициативе взрослого.
Далее желательно проанализировать роль воспитателя в организации педагогической среды для развития игровой деятельности в группе детского сада.
1) как воспитатель организует предметно-игровую среду;
2) как воспитатель приобщает детей к организации среды;
3) часто ли воспитатель является участником в играх детей;
4) какие методы руководства использует (прямые, косвенные, проблемные);
5) достаточно ли времени предоставляет детям для самостоятельной игровой деятельности;
6) как часто вмешивается в игровую деятельность детей, для урегулирования отношений, разрешения споров, в какой форме это делается;
7) разрешает ли детям использовать предметы обстановки для создания предметно-развивающей среды;
8) обогащает ли воспитатель игровой, жизненный опыт детей; активизирует ли их мышление, воображение;
9) в какой стиль общения преобладает во взаимоотношениях воспитателя с детьми (авторитарный, либеральный, демократический)
С целью определения роли воспитателя в создании предметно-развивающей среды, творческого фона в игровой деятельности детей педагог сам должен ответить на следующие вопросы:
1. Считаете ли вы важным организацию предметно-развивающей среды и предметной среды в группе детского сада?
2. Необходимо ли все игрушки и предметы обстановки предлагать ребенку для свободного пользования во время самостоятельных игр? Почему?
3. Какие предметы вы считаете обязательными для организации предметно-развивающей среды в группе детского сада?
4. Играете ли вы совместно с детьми?
5. В какое время дети могут играть в сюжетно-ролевые игры?
6. Обращаются ли дети к вам за советом по поводу игры?
7. Какие методы и приемы вы используете при организации игровой деятельности детей?
8. Какова, по вашему мнению, степень самостоятельности детей данной группы при выборе замысла и постановке игровых задач?
9. Насколько разнообразны игровые действия с игрушками?
10. Как долго дети взаимодействуют в игре?
На основе данного мониторинга можно определить уровень развития игры детей старшего дошкольного возраста, уровень предметно-развивающей среды и наличие творческих навыков и умений детей, их творческого воображения и мышления, и наметить пути решения выявленных проблем с учетом владения педагогом навыками организации сюжетно-ролевой игры.