Лучший педагог года

Методические рекомендации по воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста

Евгения Брагина
Методические рекомендации по воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Методические рекомендации по воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста содержат материалы, конкретизирующие содержание и методику работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Публикация «Методические рекомендации по воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Методические рекомендации предназначены для воспитателей, работающих в МБ ДОУ и осуществляющих образовательно – воспитательную работу по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Цель : воспитание гуманных, социально-активных, самостоятельных, творчески развитых личностей – будущих граждан России.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

• формирование у детей чувства любви к своему дому, к своей малой Родине – Новокузнецку, Кемеровской области; через приобщение к их истории, культуре и традициям;

• формирование представлений о своей Родине – России, бережного от-ношения к ее историческому и культурному наследию;

воспитание патриотизма, уважения к старшим и сверстникам, к прошлому России средствами: эстетического воздействия, художественным словом, музыкой, искусством, игрой;

воспитание гражданско- патриотических чувств через изучение государственной символики города, страны.

В дошкольном возрасте только начинает формироваться чувство патриотизма : любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства.

В. А. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира. И учитывая этот аргумент, следует строить всю образовательную деятельность на тяге детей к познанию, но не через сухое изложение знаний, а через опыты и игру, где ребенок самостоятелен и нет предела его фантазии.

В нравственно-патриотическом воспитании дошкольников необходимо учитывать следующее:

• ознакомление детей с городом, областью, краем, страной должно естественно «входить» в образовательный процесс;

• постепенный переход от более близкого ребенку к менее близкому;

• формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, области, страны;

• развитие музейной педагогики;

• осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре родного города, области, страны;

• осознанный отбор методов, наглядного и дидактического материала по ознакомлению детей с городом, областью, страной;

• создание развивающей среды по патриотическому воспитанию;

• тесное сотрудничество с родителями.

При выстраивании образовательной деятельности по ознакомлению до-школьников с родным городом, областью, страной – рекомендуется учитывать следующие принципы:

• принцип игровой позиции;

• принцип историзма;

• принцип гуманизации;

принцип доступности: от простого к сложному;

• принцип дифференциации;

• принцип учета возрастных особенностей при отборе содержания, методов и приемов работы;

• принцип эмоционально – психологической комфортности;

• принцип доходчивости и простоты в подаче материала;

• принцип системности;

• принцип личностного ориентирования (уважение к личности каждого ребенка);

• принцип интегративности.

При ознакомлении детей с городом, краем, страной необходимо помнить следующее:

сопровождать рассказы наглядностью: фотографиями, слайдами, диа-фильмами, репродукциями, мнемотаблицами, схемами;

• обращаться как можно чаще к детям с вопросами; проводить дидактические игры для активизации внимания дошкольников;

• стремиться к тому, чтобы дети говорили больше и чаще, чем взрослые;

• формулировать выводы дети должны самостоятельно;

• не называть дат;

• использовать доступную лексику;

• обязательно включать задания, направленные на развитие речи детей.

В работе с детьми по патриотическому воспитанию применяем следующие наиболее эффективные формы и методы работы :

* беседа и рассказ воспитателя познавательного характера;

* чтение произведений народного фольклора, художественной литературы;

* экскурсии по городу, например: в Кузнецкую крепость, по ближайшему микрорайону, в парк и сквер, кинотеатр, «Дворец Культуры Аллюминщиков», и т. д. ;

* наблюдения;

* личный пример,

* мнемотаблицы для заучивания стихотворений, составления рассказов о себе, своей улице, своем городе;

* кроссворды;

* викторины: «Что? Где? Когда?», «Вспомни, кто говорил такие волшебные слова…»;

* театрализованные игры по сказкам народов, живущих в Кузбассе;

* сюжетно – ролевые игры;

* рассматривание альбомов патриотической направленности;

* игры – путешествия;

* сотрудничество с историко-архитектурным музеем «Кузнецкая крепость», посещение которого начинается со старшего дошкольного возраста, целью которого является – расширение кругозора детей, ознакомление с историческим прошлым родного города, края, развитие эстетического восприятия детей;

* игры – секреты;

* совместные с родителями игры-соревнования, например, «Брейн-ринг»;

* познавательные спортивные досуги;

* совместное оформление с детьми выставок, книжек – раскрасок, альбомов, открыток по патриотическому воспитанию.

Наиболее эффективными в работе по патриотическому воспитанию является деятельность, где сочетается социализация с художественным творчеством, с познанием, с коммуникацией, с музыкальной и физической культурой. В любом из сочетаний эта деятельность эффективна.

Наиболее приемлемый метод – игровой, являющийся основой психического развития ребенка.

Вся система работы поделена на 2 блока, каждый из которых, в свою очередь, включает по 9 разделов.

2.1. I блок: «Мой дом, мой город».

1. «Я, моя семья, мое ближайшее окружение, детский сад».

2. «Мой дом, моя улица»,

3. «Многообразие районов города. Кузнецкий район».

4. «История возникновения первых улиц, главных магистралей Кузнецкого района».

5. «Виды городского транспорта: наземный, воздушный, водный, железно-дорожный».

6. «Краеведческие сведения об историко-архитектурном музее «Кузнецкая крепость».

7. «Новокузнецк – его улицы, площади, памятные места».

8. «Новокузнецк – город трудовой славы».

9. «Государственная символика: герб и флаг Новокузнецка».

2.2. II блок: «Наша область - Кемеровская, наша Родина – Россия».

1. «Кемеровская область, ее значение для России».

2. «Кемерово – столица Кемеровской области. Знакомство с декоративно-прикладным искусством Кузбасса».

3. «Наша Родина – Россия, ее географическое положение, экономическое значение. Москва – ее столица».

4. «История возникновения Руси. Наша древняя столица».

5. «Древние славяне – наши предки».

6. «Современная Москва. Москва – город герой».

7. «Гербы и флаги России – из прошлого в будущее».

8. «Символы, эмблемы и гербы».

9. «Русские народные обычаи, праздники».

Более подробное описание форм и методов по каждому разделу смотрите ниже.

1блок: «Мой дом, мой город».

1.1. «Я, моя семья, мое ближайшее окружение, детский сад».

Цель: воспитывать у детей азы патриотизма : любовь к себе, своей семье, ближайшему окружению; развивать связную речь, творческие способности детей.

Формы и методы работы :

развлечение: «Поле чудес»;

• экскурсии по детскому саду «Солнышко»;

сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Семья»;

составление рассказа по мнемотаблице на тему: «Расскажи нам о себе»;

• игра – путешествие «Составляем семейный альбом»;

• спортивный досуг «Друг в беде не бросит»;

дидактические игры: «Назови ласково», «Наши друзья», «Моя семья», «Кто потерялся», «Один дома», «Мы родственники» и др.

1.2. «Мой дом, моя улица».

Цель: расширение у детей представлений о своем доме, улице; воспитание привязанности к своему дому как оплоту надежности и гражданственности, формирование представления о Родине на основе ближайшего окружения (дома, по маршруту от дома до детского сада).

Формы и методы работы :

Постановка и решение проблемных ситуаций: «Как добраться до детского сада», «Я иду к вам в гости»;

• бумагопластика «Сконструируй свой дом»;

• моделирование «Улица Петракова»;

• игра – путешествие по схеме: «Мы идем во Дворец Аллюминщиков»;

• изготовление и обыгрывание макета «Как тебя зовут, улица?»;

дидактические игры: «Вспомни свой адрес», «Угадай и расскажи».

1.3. «Районы города Новокузнецка, Кузнецкий район».

Цель: знакомить детей с многообразием районов города, с Кузнецким рай-оном, его местоположением, развивать связную речь и мышление детей, воспитывать чувство гордости за свой район.

Формы и методы работы :

целевые прогулки по Кузнецкому району: во Дворец Аллюминщиков, в парк, к памятнику Ленина, к башне с часами, в аптеку и т. д. ;

• игра – путешествие по фотографиям Кузнецкого района;

• игра – путешествие «В путь по городу»;

• сюжетно-ролевая игра «Строим новый город»;

дидактические игры: «Разбитая картина», «Ищем клад», «Найди свой район», «Пройди до указанного места (лабиринт)»;

творческие игры: «На уроке истории», «Мы археологи».

1.4. «История возникновения главных улиц Кузнецкого района».

Цель: познакомить детей с историей родного района, с музеем «Кузнецкая крепость», расширить кругозор детей по теме, воспитать уважение к историческому прошлому своего района, города.

Формы и методы работы :

• экскурсия с детьми в музей «Кузнецкая крепость»;

• творческая игра «Машина времени»;

• сюжетно-ролевая игра «Первая улица района»;

• решение проблемных ситуаций в виде ребусов, кроссвордов, рассказывания по серии картинок;

• познавательный рассказ воспитателя с презентацией об истории происхождения улиц Петракова, Метелкина, Ленина, Бугарева ;

дидактическая игра: «Первые улицы района», «Писатель».

1.5. «Виды транспорта города: наземный, воздушный, водный, железнодорожный».

Цель: познакомить детей с классификацией транспорта по видам, развивать связную речь детей, активизировать словарный запас, закрепить знания о правилах дорожного движения.

Формы и методы работы :

изготовление и обыгрывание макета: «Транспорт на нашей улице»;

• экскурсия с детьми на перекресток;

• творческая игра «Брейн - ринг»;

• сюжетно – ролевая игра «Мы – участники дорожного движения»;

дидактические игры: «Светофор», «Чудесный мешочек», «Назови транспорт», «Опиши машину»;

• художественное творчество на тему «Транспорт будущего».

1.6. «Краеведческие сведения об историко – архитектурном музее «Кузнец-кая крепость».

Цель: глубже познакомить детей с историческим прошлым города, края; расширить кругозор детей, развить эстетическое восприятие и речевую активность.

Формы и методы работы :

• экскурсия в музей «Кузнецкая крепость»;

• сюжетно-ролевая игра «Мы археологи»;

• творческая игра «Поле чудес»;

• рассматривание альбома «Новокузнецк – его прошлое и будущее»;

дидактические игры: «Строители крепости», «Найди отличия», «Писатель».

1.7. «Новокузнецк – его улицы, площади, памятные места».

Цель: продолжать ознакомление детей с родным городом, его площадями, памятными местами; обратить внимание детей на то, что в названии его улиц нашла отражение история целой страны, развивать мышление и память детей, воспитывать любовь к своему городу.

Формы и методы работы :

• экскурсии к памятникам старины, на бульвар героев;

• спортивный досуг «Мы - Кузнечане»;

• КВН «Мой город, его жители»;

рассказывание по мнемотаблице на тему: «Расскажи о городе»;

• рассматривание слайдов о Новокузнецке;

дидактические игры: «Пройди по городу», «Разбитая картина», «Узнай по описанию»;

• игра со строительным материалом «Город будущего»;

• коллективное придумывание сказок о городе.

1.8. «Новокузнецк – город трудовой славы».

Цель: познакомить детей с предприятиями тяжелой и легкой промышленности города, воспитать уважение к труду других людей, желание трудиться, самореализоваться.

Формы и методы работы :

• экскурсия в краеведческий музей (композиции, посвященные современной промышленности города);

• рисование нитью, свечой на тему: «Кем хочу я стать»;

творческие игры: «Мы металлурги», «Мы строители»;

сюжетно-ролевые игры: «Салон красоты», «Железная дорога»;

• составление макета города – трудовой славы;

дидактические игры: «Знатоки Новокузнецка», «Так бывает», «Узнай по описанию», «Карта моего города», «Мой город», «Архитектор».

1.9. «Государственная символика: герб и флаг Новокузнецка».

Цель: познакомить детей с элементарными сведениями об истории проис-хождения флага и герба города, сформировать начальные представления о символическом значении флага Новокузнецка, закрепить знания о своем го-роде, развивать речь, память, творческое воображение и мышление детей.

Формы и методы работы :

• игры – беседы с детьми о происхождении герба и флага города;

конструирование из бумаги: «Флаг Новокузнецка»;

• КВН «Мы - Новокузнечане»; досуги; викторины;

дидактические игры: «Угадай по описанию», «Знатоки Новокузнецка», «Продолжи».

2 блок «Наша область - Кемеровская. Наша Родина – Россия».

2.1. «Кемеровская область, ее значение для России».

Цель: закрепить знания о городе Новокузнецка, как части Кемеровской области; познакомить детей с географическим положением Кемеровской области, ее значением для России, природными ресурсами, расширить кругозор дошкольников, воспитать любовь к своему краю, области.

Формы и методы работы :

• работа с физическими картами России и Кемеровской области;

• рассматривание картин об угольном бассейне Кузбасса;

• театрализованная игра «Умный телевизор»;

• составление детьми творческих рассказов о Кемеровской области;

• творческая игра «Что? Где? Когда?»;

проведение опыта на тему: «Полезные ископаемые Кемеровской области»;

дидактические игры: «Полезные ископаемые», «Найди и промолчи»;

• творческая игра «Новокузнецк – горд славы металлургов и шахтеров».

2.2. «Кемерово – столица Кемеровской области. Знакомство с декоративно – прикладным искусством Кузбасса».

Цель: закрепить знания детей о Кемеровской области, познакомить с городом Кемерово – ее столицей, приобщить детей к культуре и традициям русского народа, развивать творческие способности и речь детей.

Формы и методы работы :

• работа с картой Кемеровской области по городам;

• рассматривание альбома с писателями, композиторами, прославивши-ми нашу область и город;

• экскурсии в школу искусств, в музей изобразительного искусства;

• чтение отрывков из книги В Лавриной «История Кузбасса»;

выставка работ на тему: «На просторах Кемеровской области»;

• развлечение «Счастливый случай»;

• творческая игра «Путешествие по реке Томи» (с картой);

• составление портрета идеального Новокузнечанина;

вечер русских народных игр и забав на тему: «Так играли наши бабушки и дедушки»;

составление стихотворения: «Где бывали, что видали».

2.3. «Моя Родина – Россия, географическое положение, экономическое значение; Москва – ее столица».

Цель: формировать представление детей о своей стране, ее столице; развивать память, мышление, речь, интерес к людям, культуре; воспитывать азы гражданственности, патриотизма.

Формы и методы работы :

• беседы с детьми о России, Москве; об их экономическом значении;

• работа с картами мира, области, страны – России;

• рассматривание буклетов о достопримечательностях Москвы;

• рисование «Моя Родина – Россия»;

• конструирование «Достопримечательности Москвы»;

• игра – путешествие «На чем мы можем доехать до Москвы?»;

словесные игры: «Кто и где живет», «Города, реки»;

чтение художественной литературы: З. А. Александрова «Родина», С. Баруздин «Главный город», А. Прокофьев «Москва»;

дидактические игры: «Города», «Закончи предложение», «Наша Роди-на-Россия»;

• составление рассказа по схеме «Я гражданин России»;

• сюжетно-ролевая игра «Выдуманный город».

2.4. «История возникновения Руси. Наша древняя столица».

Цель: формировать первоначальные представления об истории возникновения Руси, Москвы, главных ее достопримечательностях – Красной площади, Кремле; развивать умение пользоваться информацией об исторических событиях на практике, воспитывать положительное отношение к краеведческому материалу.

Формы и методы работы :

беседы с детьми на темы: «История возникновения Руси», «Почему Красная площадь так называется?», «Москва столица нашей Родины»;

подвижные игры: «Защити крепость», «Стрелок», «Кто первый?»;

• чтение фрагментов книги «История России в рассказах для детей» А. О. Ишимовой, былин, М. Цветаевой «Домики старой Москвы», И. Токмаковой «Красная площадь», С. Баруздин «Главный город»;

• бумажная пластика «Старинный город»;

досуг на тему: «Москва-столица Руси»;

дидактические игры: «Составь рассказ по схеме», «Собери воина в поход», «Собери Кремль», «Памятники архитектуры», «Закончи предложение».

2.5. «Древние славяне – наши предки».

Цель: углубить знания детей об истории России, развить чувство сопричастности к Отечеству, интерес к его прошлому, сформировать способ передачи личного отношения.

Формы и методы работы :

рассказывание на тему: «Древние славяне – наши предки»;

• чтение книг, посвященных Киевской Руси;

• составление словарика трудных слов;

• рассматривание альбома «От поселений к городам»,

• экскурсия в музей МБ ДОУ «Д/сад № 209» - «Русская изба»;

режиссерские игры: «Переправа», «Снаряди воина в путь»;

игры-путешествия: «По Киевской Руси», «Помоги богатырю отыскать дорогу в Киев»;

конструирование из природного материала: «Корабли славян»;

дидактические игры: «Найди отличия», «Какую посуду купили на яр-марке», «У кого из купцов больше товаров?».

2.6. «Современная Москва. Москва – город герой».

Цель: глубже познакомить со столицей нашей Родины – Москвой, пополнить знания детей о ее достопримечательностях, о людях, оставивших след в памяти народа, вызвать чувство гордости за защитников нашей Родины, благодарности им, развить память, мышление и речь детей.

Формы и методы работы :

рассматривание альбомов: «Российская Армия», «Москва – город герой», «Памятные места города Новокузнецка»;

беседы с детьми на темы: «Российская Армия», «Москва – город герой»;

• чтение художественных произведений Э. Селемниса «Родина», М. Джумаева «Мир»;

сюжетно-ролевые игры: «Летчики», «Мы на страже государственной границы»;

• подвижные игры «Военные учения», «На полигоне»;

• режиссерская игра «Московская битва».

2.7. «Гербы и флаги России – из прошлого в будущее».

Цель: познакомить детей с элементарными сведениями истории происхождения флага и герба нашей страны, сформировать начальные представления о символическом значении цветов и символов на гербе и флаге России, развить детское мышление, память, речь, воспитать уважительное отношение к гербу и флагу нашей страны.

Формы и методы работы :

• рассказ воспитателя о символическом значении цвета и символов на гербе и флаге России, истории происхождения флага и герба России;

рассматривание слайдов и репродукций произведений: «Богатыри» В. М. Васнецова, «Александр Невский» П. Д. Корина;

• игра – путешествие «Машина времени»;

• конструирование «Флаг России»;

• игра – исследование «Двуглавый орел и всадник»;

• раскрашивание солнечной колесницы, старинных стягов;

• викторина «Знатоки символики»;

дидактические игры: «Угадай по описанию», «Четвертый лишний»;

2.8. «Символы, эмблемы, гербы».

Цель: продолжать формировать представление о существовании различных видов гербов и эмблем, обобщать элементарные представления о происхождении и функциональном назначении герба и флага, о символическом значении цвета и образов, развивать мышление, детское изобразительное творчество, графические умения и навыки.

Формы и методы работы :

• беседа о различных видах гербов и эмблем;

дидактическое упражнение: «Найди среди гербов разных стран герб России»;

• рассматривание иллюстраций о гербах и символах разных организаций, стран, городов;

дидактические игры: «Угадай по описанию», «Выбери эмблему», «Говорящие названия гербов разных городов России»;

• рисование «Эмблема нашей группы»;

• подвижная игра «Соберись у стяга»;

• спортивный досуг «Символы России»;

• викторина «Государственные символы России».

2.9. «Русские народные праздники, обычаи».

Цель: углублять представления детей о том, что каждый человек принадлежит определенной культуре (традиции, обычаи, формировать интерес к культуре своего народа, развивать умения применять знания о национальной культуре в разных видах деятельности.

Формы и методы работы :

беседа с детьми на тему: «Славянские боги и праздники»;

• ознакомление детей с русскими народными инструментами;

слушание русских народных мелодий: «Ах, вы сени», «Камаринская», «Святки», «Гусли»;

• инсценирование с помощью кукол «Театр Петрушки»;

• конструирование «Соломенная кукла», «Праздничная композиция»;

• рисование «Встреча весны»;

досуги на темы: «Посиделки», «Забытые праздники», «Сожжение куклы Масленицы» и др.

Публикации по теме:

Методические рекомендации для воспитателей «Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста» Сказка - это способ общения с малышами на понятном и доступном им языке. это первые маленькие уроки жизни. В нашей работе с детьми младшего.

Методические рекомендации к работе по теме «Комнатные растения» с детьми среднего дошкольного возрастаМетодические рекомендации к работе по теме «Комнатные растения» с детьми среднего дошкольного возраста Сегодня я хочу предложить вашему вниманию рекомендации по озвученной мной теме. Ознакомление детей с природой и ее объектами является одним.

Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста»Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста» Войдя в дошкольную педагогику, как передовая, отличная от традиционных форм всестороннего развития личности, ТРИЗ занял прочное место в.

Методические рекомендации по использованию пластиковых крышек в работе с детьми дошкольного возрастаМетодические рекомендации по использованию пластиковых крышек в работе с детьми дошкольного возраста Сегодня представляю вашему вниманию идеи, как можно использовать пластиковые крышки и какую пользу они приносят дошкольникам. Для начала.

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Сложившаяся ситуация в мире требует от педагогов,.

Методические рекомендации по подготовке танца «Матрешки» для детей второй группы раннего возраста Всегда приятно порадовать родителей хорошим музыкальным поздравлением. Хочу поделиться, как это можно сделать с воспитанниками 2 группы.

Методические рекомендации для родителей «Польза занятий оригами для детей дошкольного возраста»Методические рекомендации для родителей «Польза занятий оригами для детей дошкольного возраста» Актуальность. Техника оригами – это очень интересный и важный для детей творческий процесс. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии.

Методические рекомендации по разучиванию песни «Цыплята» с детьми младшего дошкольного возрастаМетодические рекомендации по разучиванию песни «Цыплята» с детьми младшего дошкольного возраста Методические рекомендации при разучивании песни "Цыплята" с детьми младшего дошкольного возраста. Впереди весна, а значит в песенном репертуаре.

Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы)Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы) В рамках культурологической парадигмы современного дошкольного образования, обусловленного "культурным поворотом" - диалогом общества и.

Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет» Утверждаю: заведующий ДОО ___Ф. И. О. Составила: зам. заведующего по ВМР Ф. И. О. Принято: на заседании педагогического совета ДОО Протокол.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 16 января 2022 в 16:14
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации по воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Брагина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД