Светлана Завражина
Методические рекомендации по создания развивающей предметно — пространственной среды для развития мелкой моторики рук
▼ Скачать + Заказать документы
Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была результативной в группе была создана развивающая среда.
Уголок развития мелкой моторики представляет собой специально отведенное, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами место и предназначен для :
- формирования координации движений пальцев и кистей рук;
- стимуляции речевых и мыслительных центров головного мозга;
- развития памяти и связной речи;
- обогащения словарного запаса;
- развития творческих способностей
Принципы организации уголка:
доступность;
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
безопасность;
эстетичность;
соответствие возрастным и индивидуальным потребностям детей.
Содержание уголка:
1. Теоретический материал:
- Картотеки: «Пальчиковая гимнастика», «Пальчиковые игры»
Цель: развивать мелкую моторику рук для развития речи детей раннего возраста в процессе пальчиковых игр и гимнастик.
2. Игры и пособия на развитие мелкой моторики рук :
Шнуровки: развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»;
- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
- способствуют развитию речи;
- развивают творческие способности.
В играх со шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика, а это, в свою очередь, влияет на формирование головного мозга и становления речи.
Вкладыши - способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия, целостного восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления ребёнка. Ребёнок учится подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия. Благодаря таким занятиям дети развивают мелкую моторику пальцев рук, а также знакомятся с различными геометрическими фигурами и различными цветами.
Конструкторы и наборы строительных материалов - эти игрушки способствуют интеллектуальному развитию детей, формированию способностей к техническому творчеству, развивают моторику рук, создают в воображении ребенка некие идеалы цветов и форм. Так же вовлекают наглядно-образное мышление и память.
Пирамидки – эта игрушка помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, различных форм и размеров, а также цветов.
Мозаика - способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка.
Сенсорные лабиринты. Лабиринт развивает координацию, мелкую моторику. Наблюдение за движением предмета по лабиринту отлично укрепляет мышцы глаз.
Сортеры. Это предмет с отверстиями различной формы, в эти отверстия нужно сложить подходящие к нему фигуры.
Паззлы. Помогают развитию логического мышления и координации рук ребёнка. Детские паззлы – большие и состоят из небольшого (4-6-10) количества элементов.
Биззиборд. Развивающая доска (стенд, модуль) со всевозможными кнопочками, замочками, крючками, шнурками, пуговицами, выключателями. Это полезные игры на усидчивость, внимательность, развитие мышления.
Народные игрушки: матрешки, волчки.
Игры с матрешками развивают мелкую моторику пальцев рук, ручную умелость детей.
Дети на занятиях с матрешками осваивают представления о величине предметов и о действиях с ними (большую матрешку невозможно вложить в меньшую по размеру, развивается восприятие (нужно соединить рисунок на двух половинках матрешки так, чтобы он совпал). Дети осваивают прямые и обратные действия (разобрать – собрать, учатся делать действия в определенной последовательности, что развивает память (им нужно запомнить последовательность действий, а затем повторить действия взрослого).
Дети также учится доводить дело до конца и достигать результата (собранная матрешка). Очень важно, что в игре с матрешками результат нагляден – если собрать игрушку неправильно, то останется «лишняя» матрешка.
3. Пальчиковый театр. Это увлекательная дидактическая игра, которая
стимулирует развитие мелкой моторики; знакомит детей с такими понятиями как форма, цвет, размер; помогает развивать пространственное восприятие ( понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т. д.);
развивает воображение, память, мышление и внимание;
помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
формирует творческие способности и артистические умения;
знакомит с элементарными математическими понятиями;
4. Природный материал: для сортировки, для развития тактильных ощущений, выкладывания разных узоров; (камешки, желуди, шишки, каштаны, ракушки, семечки тыквы, орехи, бобы, крупы и др.); Для пальчикового сухого бассейна, для творческих работ - выкладывания на пластилине, нанизывания, рисование пальцем на подносе с крупой и т. д.
5. Бытовые материалы: прищепки, крышечки, пуговицы, липучки, платки, шарфы, крупные бусины (нанизывание бус, завязывание и развязывание узелков). Игры с бытовыми материалами - развивают у детей логику, воображение, внимание, усидчивость, зрительно – моторную координацию, тонкие движения пальцев развивают тактильные ощущения детей.
6. Предметы для массажа рук (массажеры, мячики)
Все эти игры должны находиться в группе в свободном доступе. Все материалы размещены на открытых полках, а сами материалы привлекательные, яркие. При этом детям следует объяснять, показывать, рассказывать, для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья.