Наталья Ситковская
Создание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Принцип создания предметно-пространственной развивающей среды - окружающая среда не только развивающая, но и развивающаяся, не только обогащающая, но и обогащающаяся.
Эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятия "красивый" и "добрый" почти идентичны, повышает и познавательную активность и даже влияет на физическое развитие.
Публикация «Создание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ» размещена в разделах
Создание уютного и красивого интерьера в детском саду, удобного для работы, способствует пробуждению эстетических чувств у ребенка дошкольного возраста.
Из положений А. И. Леонтьева, А. В. Запорожца, Е. А. Флериной, Н. А. Ветлугиной вытекают основные исходные позиции, подтверждающие воспитательную роль предметно-пространственной среды детского сада при условии:
- содержательности и эстетической значимости этой среды;
- целенаправленного и систематического отношения детей с эстетическими качествами интерьера, где роль воспитателя является ведущей, организующей восприятие и деятельность ребенка;
- активного приобщения детей к созданию эстетически значимого интерьера, к насыщению его продуктами своей художественной деятельности.
Наш детский сад является дошкольным учреждением санаторного типа для детей с первичной туберкулезной интоксикацией. Усилия всех сотрудников в ДОУ направлены, прежде всего, на проведение лечебно-профилактических мероприятий, цель которых - предупреждение развития локального туберкулеза.
Специфика детского сада выражается в том, что поступают дети на девять-двенадцать месяцев. Кратковременность пребывания в санаторном детском саду ставит определенные проблемы перед педагогами, прежде всего:
• успешная адаптация ребенка к условиям детского сада;
• возникновение интереса к детскому саду;
• снятие конфликтности в общении детей друг с другом;
Кроме того, дети поступают с разным запасом знаний и умений, так как детские сады города работают по разным направлениям, программам развития и воспитания.
В нашем образовательном учреждении создана развивающая, воспитывающая среда, понятная детям по содержанию и визуально адекватна возможностям их зрительного поля. Воспитатели умело «открывают» для детей созданную ими предметную среду в группах, «дарят» её в процессе развивающего общения с детьми, что помогает воспитанникам познавать, систематизировать окружающий мир, овладевать генетическими задачами возраста. Вот здесь самое время сказать о месте педагога в развивающей и воспитывающей среде. Он - автор, он - компонент. Автор потому, что, зная особенности развития и воспитания каждого ребенка, творит, проектирует и создаёт среду; компонент потому, что определяет своё место в ней относительно каждого ребенка. Мы поставили цель: в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво!
Известно, что выбор цвета для стен, мебели, аксессуаров оказывает непосредственное влияние на эмоциональное состояние детей. При окраске помещений мы учитываем то, что светлые и белые потолки оптически расширяют пространство. При выборе цветовой палитры отдали предпочтение светло-зеленому, светло-желтому, светло-голубому тонам. Чтобы утолить «цветовой голод» ребенка и развить цветоощущение, используем яркие насыщенные цветовые пятна в интерьере группы: шторы, ковровые покрытия, картины, игрушки и т. д. Каждая группа в детском саду имеет свой стиль в оформлении и современный дизайн. При оформлении групп учитывалось:
1. педагогическая целесообразность;
2. эстетичность;
3. новизна;
4. многофункциональность;
5. цветовая гамма;
6. доступность детского восприятия;
7. возрастные периоды;
8. психофизическое здоровье детей;
9. безопасность.
Оформление не только украшает группу, создает комфорт и уют воспитанникам, но способствует воспитанию и развитию центральной нервной системы малыша. Мозг «учится» отражать окружающий мир, который разворачивается перед глазами ребенка. Насыщенный впечатлениями мир (предметно-развивающая среда) вызывает у малыша эмоциональный отклик, активизирующий зрение и слух, тактильную чувствительность, т. е. все виды восприятия.
Самых маленьких детей по приходу в детский сад, начиная с приемной комнаты, окружают сюжеты из сказок. Красочность, яркость оформления отвлекает малышей в момент расставания с мамами, знакомит с героями сказки, способствует умению:
• поделиться информацией (зайчику тяжело нести короб, так как в коробе много моркови, капусты.);
• сопровождать речью, имитацией движениями игровые, бытовые действия;
• развивать речь как средство общения («Серый волчок, ты зачем хотел съесть колобка?» - грозят пальчиком).
Крупные, объемные фигуры героев сказки изготовлены из поролона, обшиты тканью.
Младшая группа оформлена в сюжете сказки «Теремок» - повод вспомнить знакомый сюжет сказки. Герои сказки изготовлены из папье-маше, природного и бросового материалов, обшиты тканью.
Средняя группа оформлена в стиле русской избы, что даёт начало сюжетно-ролевой игры в «Дом», возможность формирования в игре произвольного поведения, качеств личности.
Обстановка знакомит воспитанников с русскими обычаями.
Подготовительная к школе группа: актуальность темы безопасности жизнедеятельности детей заставила коллег продумать рациональное использование имеющейся площади в групповых помещениях:
- панораму улицы города (выполненной цветной самоклеящейся пленкой) расположили в приёмной с целью приобщения родителей к решению данного вопроса, предоставления детям возможности продемонстрировать мамам и папам полученные в детском саду знания.
- двери использовали для наклеивания номеров экстренных вызовов, что даёт воспитателю без особой подготовки организовать дидактические игры «Угадай, куда я позвонила?», «Какой № телефона я закрыла» и др.
Значительную роль в развитии ребенка-дошкольника играет искусство. Изделия народного прикладного творчества с детства входят в сознание и чувства ребенка. Они развивают мышление, нравственно-волевые качества, создают предпосылки формирования любви и уважения к труду людей. Цель применения древесины, соломки в архитектурно-художественном облике интерьера детского учреждения - ни у кого не вызывает сомнения в лёгкости, прочности, теплоте живого материала.
Уголок природы доступен детям в каждой возрастной группе так, что они могут наблюдать жизнь растений, ухаживать за ними. Важно изящно и грамотно оформить эти уголки. Озеленение имеет «конструктивную основу» : например, небольшой спил дерева (в подготовительной группе) или декоративная ветка, изгибы которой дают опору вьющимся растениям.
Цветы и растения сгруппированы в живописные композиции на специальных подставках. Интерьер украшают работы детей из природного материала, со вкусом оформленные. Оригинальный природный уголок (замысловатый корень) с сидящими на нем птицами, обитателями родного края, скворечниками, кормушками в зависимости от времени года очаровывают воспитанников, вызывают удивление, множество вопросов.
Предметно - развивающая среда, созданная в детском саду с учетом организации детской деятельности, обеспечивает:
• формирование художественно-эстетических представлений;
• интеграцию содержания, поступающей из разных источников среды;
• снятие конфликтности в общении детей друг с другом;
• возникновение интереса к детскому саду;
• желание быть в детском сообществе.
Никогда ребенок не будет творчески развиваться, если рядом не будет творческого педагога. Творческий педагог, постоянно повышающий своё мастерство, владеющий комплексом знаний о влиянии среды детства способен передать и сформировать в ребенке зачатки творчества.
Здесь замечательным средством для нас является театральная деятельность! И тогда не только театр приходит на помощь педагогу, но и сама предметная среда окружающего мира, начинает играть роль Учителя и Воспитателя. Иными словами, речь идет об "образовании культурой".
Дети и взрослые - слушаем, разыгрываем, сочиняем сказки, усваивая и развивая грамматически правильную речь.
Использование предметно-пространственной развивающей среды в условиях интегрированного воздействия разных видов искусств (музыки, живописи, художественной литературы, театра) способствует всестороннему развитию творческих способностей ребенка, формированию базовых культурно-эстетических качеств личности, что обеспечивает художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.
Таким образом, создание предметной среды зависит от :
• умения педагога общаться с ребенком, его педагогического мастерства;
• созданных ситуаций;
• творческих заданий;
• средств, способов, стимулирующих общее и социокультурное, художественно-эстетическое развитие дошкольника, его творческое мышление, самостоятельность.